Пастор-баптист снова приходит на православную Литургию

|

Блог Гордона Аткинсона, пастора баптистской церкви в Сан Антонио, США, штат Техас.

Первая часть: Не для слабаков: пастор-баптист на православной Литургии

Гордон Аткинсон

Гордон Аткинсон

В воскресенье я снова пошел в Церковь св. Антония Великого. Дженин и девочки занялись другими делами, что впрочем, меня вполне устраивало – мне хотелось всецело настроить свои мысли на молитву и переживания. Я люблю своих детей, но, когда они со мной, какой-то частичкой своего ума я все равно слежу за ними.

Кроме того, я был в радостном возбуждении. И – очень-очень счастлив снова быть там, надеясь, что возможно Предвечный Создатель и в этот день чему-нибудь да научит свое несовершенное дитя. После службы приход церкви св. Антония Великого собирался на часовое чаепитие и беседу, и я планировал также к этому присоединиться.

В то первое воскресенье меня крайне заинтересовали свечи, которые верующие зажигали и вставляли в наполненные песком подсвечники перед несколькими иконами. Это были маленькие конусовидные свечки, которые – очень кстати – сгорали как раз к концу службы, или около того. Я осведомился у женщины, встретившей меня у входа, могу ли я зажечь свечу. Она удивилась и, кажется, очень обрадовалась. Ответила: «Да, конечно». Она рассказала мне, что свечи символизируют Свет Христов, пришедший в мир. Я ощутил, что в том, как верят наши церкви, все-таки остаются какие-то общие моменты. Мы зажигаем свечи по той же причине.

dscn1002
Держа свою свечку перед собой, я помолился о том, чтобы мне быть способным воспринять то, что Духу Божию будет угодно открыть мне во время (и посредством) службы (чтобы быть открытым к слышанию того, что Духу Божию будет угодно открыть мне). Я поставил свою свечку вместе с остальными, зажженными еще несколькими пришедшими к службе людьми. На всем протяжении литургии я посматривал за моей свечкой, которая медленно сгорала, пока от нее не остался лишь маленький огрызок.

На это раз я решил не тратить сил, пытаясь поспеть за ходом Литургии по книжке. Вместо этого я хотел увидеть и услышать как можно больше. Я обнаружил, что следить за песнопениями мне стало гораздо легче – это всего-то имея за плечами опыт прошлого воскресения.

Я просто-таки влюбился в их звучание. Каждый чтец читал в своем тоне и в своей особенной манере. В церкви св. Антония все зовут пастора «отец», «батюшка». В течение службы голос батюшки периодически звучал из-за стены иконостаса. У него оказался очень резонирующий голос, и своя особая манера пропевать окончания фраз. Его голос спускался на тон вниз и затем – к самому концу фразы – он как будто отпускал его еще ниже. Тум тум тум тум бооооом…

hpim0287_preview
Я легко поддаюсь гипнотическому влиянию повторяющихся и интересных звуков. Однажды в колледже в состояние абсолютного умиротворения меня ввел звук тонкой бумаги, которую женщина разрезала увесистыми ножницами. ШнииииАП. Я закрыл свои учебники и сидел там, уронив голову на руки, пока она не довела до конца это свое занятие. У меня было такое чувство, будто я только что прошел полный курс массажа.

Мне кажется, состояние умиротворенности в то воскресенье частью было следствием того, что – мне не нужно было все понимать. Я не был пастором или тем, кто обременен тяжкой обязанностью обо всем иметь представление. Я был одним из скитальцев Божиих, ребенком, заглянувшим сюда с улицы. Никто не требовал от меня многого, и я чувствовал, что Господу будет в радость, если я просто буду тихо стоять и наслаждаться звучанием и красотой, стараясь пребывать в сознании Его присутствия.

В этот раз я заметил людей, которые сидели во время проповеди. Несколько человек опустились на землю, точно как толпы вокруг Иисуса. Я опустился на пол вместе с ними, и, скажу я вам, после часового стояния на ногах самое мягкое кресло в мире не обеспечит вам отдых и комфорт лучший, чем сидение на полу. О, пол! Возможность дать отдых моей спине перед последним рывком – выстоять до конца службы. Я блаженствовал.

И, наконец, все закончилось. Слишком уж скоро, как мне показалось. Я был немного удивлен тем, что прошло почти 2 часа. Я сел позади и стал наблюдать за тем, как все подходили к старшему батюшке, который обнимал людей и разговаривал с ними. Мне надо было осмотреться вокруг – в частности, хотелось поближе рассмотреть некоторые иконы. Потрясающей красоты.

dscn1003
В ходе чаепития беседовал с воодушевленной женщиной по имени Тина, которая приняла православие 15 лет назад. Она многое знала из истории Церкви. Еще несколько человек тоже подошли познакомиться. По ходу беседы выяснилось, что я  – баптистский пастор, находящийся в годичном отпуске, что их немало удивило. Но только на некоторое время. У каждого из них была своя история прихода в церковь св. Антония Великого. Вот такой была моя. И это было нормально.

П.С. А теперь – дилемма. Что мне делать с оставшимися 8-ю воскресеньями? Я никогда не смогу увидеть все, что хотел бы. И, кроме того, 2 из этих воскресных дней я буду за городом. Я думаю просто приезжать в церковь св. Антония Великого в течение этих дней. Мне нравится то, что дает мне это место. Мне нравится то умиротворение и приятия своего места в мире, которое я там ощущаю. С другой стороны, Дженин, возможно, захочет пойти куда-нибудь еще. Что ж, это часть веселья этих дней. Мне не нужно ничего решать. Поживем – увидим.

* * *

Вместо эпилога

29 июня 2009

Меня поразил отклик на записи о православной церкви, если не сказать более, к первому постингу пришло больше 15 000 комментариев. <…> Но последняя запись будет действительно последней. Я пишу это не для того, чтобы выставить себя напоказ, хотя, наверное, это уже произошло. И если я не стану более осторожным, моя молитва станет просто комбикормом для блога. <…> Я пошел в церковь не для того, чтобы об этом писать. Пора идти дальше. В июля я собираюсь посетить богослужения в еще трех православных храмах и дальше я вернусь в баптистскую церковь “Завет”. Думаю, что впечатления о трех следующих посещениях православных храмов я приберегу для себя.

Перевод с английского Юлии Посашко и Анны Даниловой
Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
За Христа ли тебя преследуют? Или за твои безумные идеи?

Почему, глядя на протестантов, иногда бывает стыдно за православных

Уйти после «Отче наш», не оглянувшись

Инокиня Евгения (Сеньчукова) о том, каким ветром нас сдувает с Литургии

Почему мы скучаем на литургии

Когда священник в одной реальности, хор - в другой, прихожане - в третьей

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!