Пастырское слово к жаждущим интернет-окормления

Пастырское слово к жаждущим интернет-окормления

Как бы ни писалось, что искушения и борьба за спасение во все века одни и те же без отличий, приходится-таки говорить о принципиально новых бесовских ухищрениях. Я сейчас о ловушке «виртуального православия».

Я случайно оказался на орбите такой ловушки (не сам в нее угодил, а именно рядом сижу), указав вместо имени на странице vk сан (а там, где должна быть фамилия, у меня собственно имя). И меня по слову “протоиерей” регулярно находят незнакомые люди и что-нибудь пишут. Ладно бы еще спам торговцев церковной утварью – с теми всё понятно, им хоть бы как клиентов повылавливать. Но еще постоянно пишут искатели духовных советов. А вот это уже беда. Не для меня – для них.

(Предваряя вопрос о том, а что я сам вообще там делаю, скажу: соцсеть для меня – средство общения с «реально» знакомыми людьми, в некоторых случаях более удобное, нежели телефон, плюс способ рассылки информации о мероприятиях нашего молодежного культурного центра. Еще случается интересные для меня аудиотреки там находить. Всё.)

Можно было бы отнестись иначе, если бы написал человек парализованный или живущий в таком регионе, где до ближайшего православного храма сотни километров. Пока что ни одного такого не было. Пишут люди вполне молодые-здоровые и способные ходить в храм. Казалось бы, в чем проблема – нужен батюшка, так зайди в храм и окликни его. Не сложились отношения с одним батюшкой – окликни другого, благо нашего брата попа развелось – не счесть. Однако выросла формация благочестивых юзеров, руководствующихся принципом – зачем храм и зачем живой батюшка, когда есть соцсети с поисковиками?

Обычно пишу в ответ что-нибудь типа «простите, у меня нет благословения духовника заниматься пастырским окормлением незнакомых людей в интернете».  Большинство виртуальных вопрошателей реагирует на это с обидой, некоторые начинают давить на совесть, в том числе путем обильного цитирования Священного Писания. В последнем случае бывает совсем непонятно, зачем таким «духовно продвинутым» людям понадобился советчик-батюшка.

Нормально, когда кто-то, прочитав те или иные мои публикации в сети, нашел меня для того, чтобы задать вопросы по прочитанному. Или просто человек проникся совпадением взглядов и решил познакомиться. Я теоретически и сам так могу поступить (однако буду не вправе обижаться, если на сетевую болтовню «за жизнь» у обладателя близких мне взглядов не найдется времени). Но так – с прицелом на диалог с конкретным человеком по конкретному поводу – бывает гораздо реже, чем когда найдут абы какого батюшку в сети – и давай окормляться. А если он еще и «попался» онлайн в сети… Вспоминается одна из «православных частушек» замечательного музыканта и поэта Сергея Калугина:

Наши бабы все в платках

табуном слоняются;

не дай Бог попа увидят –

два часа гоняются.

Только устарела она слегка. В нынешнее время бабы в платках в реальном пространстве как-то чуть проредились, зато умножились в виртуале, причем там бабы, которые гонятся за попами, могут быть любого пола и даже без платков. Но у попов ощущения те же – «не дай Бог увидят».

Во-первых, сетевым вопрошателям всё равно, чем занят батюшка, сидя за компьютером, и сколько у него может быть дел помимо «закомпьютерных». Раз ты онлайн, значит, по умолчанию можешь писать, а раз можешь – значит, пиши. Но это бы еще ладно, если бы речь шла только о вопросах, на которые нужна просто информация. (Отец Андрей Кураев, кстати, на такие вопросы в комментах своего блога обычно отвечает: «вас что, в гугле забанили?», и правильно, в общем-то, делает.) Важнее то, что во-вторых.

Для того, чтобы священник мог дать адекватный совет, ему надо знать человека, который ему этот вопрос задает. У каждого может быть своя степень воцерковленности, свой объем опыта духовной жизни, своя мера – что человек способен принять и исполнить. Или, говоря библейским языком, «вместить». И даже опытный – много лет служащий в сане – духовник, в том числе и хорошо знающий особенности духовной жизни своего прихожанина, не застрахован от ошибок, которые могут этому прихожанину дорого стоить. Пусть даже вопрос несложный, и для ответа на него достаточно знания общих принципов православной аскетики – можно эти общие принципы по-разному сформулировать, и индивидуальная «вместимость» этих принципов вопрошателем может зависеть от незначительных с виду деталей. Да даже от интонации голоса, в конце концов…

Кому-то нужно руководство к действию в армейском стиле, и от недостатка конкретики человек впадает в растерянность. Кто-то, напротив, очень ревностно охраняет собственную свободу, и любой повод заподозрить в словах священника посягательство на свободу личности может переключить смысл духовного совета на обратный. Кто-то каноны-акафисты щелкает как орешки, а кому-то лишний раз 50-й псалом прочитать – непосильный подвиг. И так далее.

Следующая проблема – дозированность информации в сетевой переписке. Бывает так, что при живом общении замечаешь, что человек что-то не договаривает. Например, излагая конфликтную ситуацию, выгораживает себя. Или вслух говорит об одном, а болит у него другое. Особенно если человека хорошо знаешь, всё это несложно вычислить, и можно попытаться помочь выговориться с большей откровенностью. Когда мало того, что человек незнакомый, так его еще и не видишь и не слышишь – отвечая на буквы, можно совсем не в то небо пальцем попасть. Это как врачебная диагностика по пересказу симптоматики.

Да, были старцы, которые наставляли множество незнакомых им лично людей по переписке. В первую очередь вспоминаются Феофан Затворник, оптинцы, о.Иоанн Крестьянкин. Но на то они и старцы. Я – не старец. Мало того, боюсь страшно разочаровать искателей духовного руководства в блогах и соцсетях, но выскажу предположение, что люди уровня Феофана Затворника и Иоанна Крестьянкина вконтакте онлайн не сидят вообще.

Зато их – святителя Феофана и старца Иоанна – письма доступны как в сети, так и на гуттенберговских носителях. И искать универсальные ответы на духовные вопросы в них вполне можно самостоятельно. А если всё-таки нужен совет батюшки по конкретной ситуации, ангела-хранителя в путь до ближайшего храма!

Дело еще и в том, что эффект от духовного совета в «виртуале» и от совместной молитвы духовника и прихожанина в храме не может не различаться. В соцсетях мы слишком легко всё кликаем (лайкаем, перепощиваем). Сколько раз видишь на странице мероприятия вконтакте аватарку кого-то, кто «обязательно пойдет», потом при встрече спрашиваешь, почему не был – «а что, такой-то батюшка (или музыкант) приезжал? когда? ах, какая жалость, я не знал». То есть это уже нормально – кликать «на автомате», не глядя. Пусть на вопрос, который мы сами задали, ответ мы всё-таки прочитаем, но не факт, что относиться к этому ответу будем намного серьезнее, чем ко всем этим лайкам и перепостам. Иное дело, когда, идя в храм, мы прилагаем хоть какие-то усилия, чтобы получить благословение или духовный совет, молимся, чтобы Господь вразумил нас через нашего духовника, а он, в свою очередь, сопровождает свое благословение молитвой о помощи Божией нам.

Да и какие основания доверять незнакомому «юзеру» только на основании того, что он на странице назвал себя протоиереем или архимандритом? Может, такой ник себе присвоила тетя Дуся с нездоровым чувством юмора? Мало ли где она выудила фото с крестом и бородой на аватарку. Даже если это и не тётя Дуся, а вправду батюшка – так и батюшки с разными тараканами в головах встречаются.

Однако самое, пожалуй, главное моё возражение против интернет-пастырства сводится к тому, что христианство невозможно без общины (конкретнее, в миру – без приходской жизни). И в храм хорошо бы приходить не как в учреждение культового обслуживания, а как в круг духовно близких людей. Один из которых – не как глава общины, а как старший брат в ней, берет на себя ответственность перед Главой общины – Христом, принимая исповеди прихожан и помогая им в духовной жизни. Нет храма с такой общиной – значит, помоги Господи ее созиданию. Это только в настоящем храме можно сделать, не в vk-«группе» или жж-«сообществе». А еще во многих храмах есть свои – различающиеся в частностях – традиции, у разных священников свои особенности духовнической практики – необязательно одни правильные, другие нет, просто в созидании приходской жизни допустима определенная доля свободы. Поэтому правильная рекомендация мудрого батюшки в интернете может оказаться неправильной в конкретном храме с не менее мудрым другим батюшкой – а всё потому, что поговорка про поход в чужой монастырь со своим уставом верна не только для монастырей.

И помните, дорогие мои, что Господь нас зовёт в настоящее Царство Небесное. Не в виртуальное.

P.S. Вспомнилась мне по поводу одна моя же зарисовочка 10-летней давности.

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Про исповедь и чистку зубов

Может быть, не исповедоваться так часто?

Епископ Иона: «Никому не советую быть крестными родителями»

Институт восприемников в наше время серьезно профанирован

Про исповедь «по списку»: читать чужие грехи категорически опасно

Этот листик – как шпаргалка. Не нужно подглядывать в шпаргалку на экзамене