Патриарх Кирилл: Современная цивилизация переводит фокус человеческого внимания на второстепенное

|
12 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всегда с особым чувством посещаю Валаамскую обитель и вместе с вами молюсь в день памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Мы вспоминаем их удивительный жизненный подвиг. Мы поражаемся их силе. Мы недоумеваем, как можно было жить без всякой поддержки, опираясь только на собственные силы, на берегах этого холодного озера и зимой, и летом, и в самую страшную непогоду. Сюда никто не привозил ни пищи, ни медикаментов, многие вообще не знали, что здесь появились монахи, — а они жили! Конечно, много сил уходило на то, чтобы просто не погибнуть в таких условиях, но ведь не физическое выживание было главной задачей для монахов. Главным были молитва и духовная жизнь, и святые угодники Сергий и Герман не только не погибли в суровых условиях Валаамского архипелага, но и заложили основу сильной монашеской традиции в этих местах.

Очень часто мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы забываем о Боге, о вере, о самых главных вопросах бытия, без размышления над которыми не может состояться человек в полном смысле слова. Мы прилагаем все силы, чтобы обеспечить материальные условия для жизни, а уж если, упаси Бог, кто-то приболеет, всё бросается на помощь организму. Но святые Сергий и Герман вообще об этом не думали, живя в невероятно тяжелых условиях.

Что же это означает? А это означает, что главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже люди, далекие от веры, сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу. Как мне говорили фронтовики, прошедшие суровыми дорогами Великой Отечественной войны, в окопах не было атеистов. Поднимались в атаку и шли навстречу огню со словами: «Господи, помоги!», и ведь многие оставались живы…

Современная цивилизация развивается таким образом, что переводит фокус человеческого внимания с главного на второстепенное — быть может, нужное, но второстепенное. Примеры святых угодников учат нас правильному построению жизни, созданию такой системы ориентиров и координат, в центре которой — Бог. И если связь с Богом прочна, если молитва является реальной потребностью человека, то Бог входит в его жизнь.

Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер — это и есть действие Божественной благодати, а парус — это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполняет ли паруса Божественный ветер, или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека — как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны наши усилия.

Святые преподобные Сергий и Герман являют нам замечательный пример. Они стремились уловить ветер Божественной благодати, не думая ни о шторме, ни о качестве своей лодки, ни о том, что с ними произойдет. И ведь ветер благодати наполнял их жизненный парус! Кто бы помнил о преподобных Сергии и Германе, если бы не великий подвиг их жизни, памятником которому является благолепная обитель, где все мы собрались в честь этих святых угодников.

Будем просить Господа, чтобы он приклонил милость над нашим Отечеством, над господином Президентом, над Церковью нашей, над народом нашим, чтобы мы никогда не потеряли подлинные ориентиры в жизни, чтобы никакие помехи не сбили нас с курса, чтобы у нас всегда хватало мужества, мудрости, сил сочетать одно с другим. Тогда, несомненно, наше движение будет правильным, спасительным — как движение по бурному житейскому морю, так и движение навстречу вечности. Молитвами святых преподобных Сергия и Германа Валаамских да хранит Господь Отечество наше, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Путин на Валааме призвал молиться за погибших летчиков и шахтеров

Президент России побывал в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря на торжественной литургии, которую служил патриарх Московский и…

Патриарх Кирилл освятил 3-метровую скульптуру Божией Матери на Валааме

Монумент воспроизводит в основных чертах Валаамскую икону Божией Матери, написанную в 1878 году

На Валааме обсудили восстановление зимней гостиницы

Глава Республики Карелия сообщил, что в этом году будет закончена процедура переселения граждан в благоустроенные квартиры…