Патриарх Кирилл: Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»?

5 ноября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием по случаю Дня народного единства.
Патриарх Кирилл: Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»?

Дорогие братья и сестры!

В День народного единства мы вспоминаем один из самых трагических периодов в истории нашего Отечества, когда страна фактически оказалась на грани исчезновения с карты мира — и перед лицом почти неизбежной катастрофы была спасена Промыслом Божиим и верностью людей.

Мы существуем как единый народ только благодаря тому, что в то время нашлись люди веры и люди долга, которые отстояли независимость и самостоятельность государства. Они достойны нашей благодарной памяти.

В этот день мы вспоминаем не столько победу над внешними врагами, не столько изгнание из пределов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты, кровавой междоусобицы и братоубийства. Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»? Имеют ли отношение к нашей нынешней жизни трагические события того времени?

Убежден: уроки тех лет важны и сейчас — и будут важны всегда, потому что это была не последняя смута в истории Руси. Нужно понять, в чем причины смуты и как она была одолена. Это не вопрос академического интереса, не предмет кабинетных изысканий ученого — это вопрос безопасного настоящего и будущего нашего общества, и этот вопрос касается без исключения каждого из нас.

Сегодня весь мир встревожен лихорадкой Эбола — эпидемией, которая уже унесла немало человеческих жизней в странах Африки. Многие ученые мира пытаются понять, как распространяется эта болезнь и как можно противостоять ей, как помочь заболевшим, какие профилактические меры принять, чтобы оградить здоровых.

Смута — это пример социальной болезни, когда пораженными оказываются не тела, а души людей. И нам важно понять, как она возникает и как она была побеждена. Можно искать политические или экономические причины — и, наверное, их возможно найти.

Но подлинные корни этой беды — прежде всего нравственные. То, что можно было бы назвать ослаблением социальной ткани, уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. Это то, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное.

Многие из тех, кто обладал, как бы сказали в наше время, властным ресурсом, употребляли его на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции в ущерб стране и людям. Многие искали, к кому переметнуться, пренебрегая своими обязательствами, у какой из противоборствующих сторон можно было бы приобрести бóльшую для себя выгоду. И как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использующие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя, издеваясь и убивая соотечественников.

Как же страна была спасена? Спасена она была усилием воли народа, движением, возникшим в глубине народной жизни. Но откуда появилось само это движение, что побудило людей забыть о своих личных интересах и объединиться ради спасения Родины? Верность Отечеству и искренняя вера, которая дала им сознание общности и долга, понимание того, что без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение.

Итак, общество и государство погибает, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасается, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.

Но как не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье социального организма не рушится в один день — и не в один день созидается. Я убежден: все люди — и представители власти, и рядовые граждане – ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.

«Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4), — говорит апостол Павел. Готовность послужить ближнему и обществу в целом — это не просто нравственный императив, это необходимое условие выживания социума. Да, может быть, проще сказать: я буду заботиться о своих интересах, ну, может быть, об интересах своей семьи, а до остального мне и дела нет. Но именно такой подход и привел к Смуте.

Нужно сделать нравственный выбор: повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит смута, во время которой придется жертвовать всем.

Ярким примером самоотверженного служения Отчизне и народу были вспоминаемые ныне на традиционной выставке-форуме «Православная Русь к Дню народного единства» цари и великие князья рода Рюриковичей. Верой и благочестием укреплялись их силы. Их трудами зародилась российская государственность, собирались русские земли — формировалась Великая Русь, пережившая много радостей, претерпевшая много скорбей, стойко вынесшая тяготы иноплеменных нашествий, непоколебимо отстоявшая свою свободу, историю, веру и жизнь.

Пусть же Господь даст нам мудрость и силы сохранить духовное наследие предков, мужество построить такое общество, которое будет соединено и скреплено любовью, взаимной преданностью, долгом, доверием — общество, которое не смогут поразить никакие вирусы смуты.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Патриархия.Ru

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх: Мы не должны прогибаться перед вкусами современного общества

Церковь не призывает к конфликту с обществом, но христиане призваны хранить правду Божию и свидетельствовать о…

Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией

Однако Церковь категорически против того, чтобы их союз признавался браком

Мэр Парижа: Православные должны чувствовать себя здесь, как дома

Анн Идальго уверена в том, что Троицкий собор поможет народам установить еще более тесные связи