Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу

|
1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск

Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая.

Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии.

После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет.

Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

Путешествуя по селам и отдаленным пастбищам, святитель внимательно слушал, как разговаривают друг с другом алтайцы. Никаких словарей еще не было, нередко приходилось угадывать смысл сказанного из контекста, и, боясь допустить ошибку в переводах, он часто сравнивал говоры разных мест, долго размышлял над услышанным и, наконец, на основании опыта общения с местными жителями создал словарь и грамматику алтайского языка, тем самым совершив культурный и духовный подвиг во благо народа зде пребывающего.

Жизнь святителя Макария была очень трудной. Он сравнительно поздно стал архиереем — вначале викарным епископом Томской епархии, а затем и архиепископом Томским и Алтайским. Все его труды были направлены на то, чтобы укрепить духовную и культурную жизнь жителей Алтая. Затем он был призван к высокому служению митрополита Московского. Это назначение совпало с тяжелейшими предреволюционными годами. Святитель, который привык честно общаться с алтайцами, не кривить душой, говорить то, что думает, так же повел себя и в Москве, но уже совсем другая атмосфера была в России в предреволюционные годы, и поэтому, не понимая простоты и честности владыки Макария, многие считали его плохим дипломатом, плохим руководителем, неспособным устанавливать отношения с тогдашним обществом.

А общество было взбудоражено революционными идеями, люди словно с привязи сорвались. Что только ни происходило в эти страшные годы, а старец митрополит понимал, что все это ложный путь, идя по которому, народ наш не обретет счастья, спокойствия, мира. Ему пришлось покинуть московский митрополичий престол, вскоре он уединился и закончил жизнь свою в 1926 году в очень тяжелых условиях, в безвестности, будто и не было этого потрясающего подвига в нашей не только церковной, но и гражданской истории, который святитель совершил здесь, на алтайской земле. По милости Божией в 50-е годы его тело было перенесено — с обычного подмосковного кладбища, которое подлежало уничтожению из-за строительства нового микрорайона, — в Троице-Сергиеву лавру.

Уже в наше время митрополит Макарий был причислен к лику святых. И сегодня, когда я спускался по трапу вслед за его мощами, меня поразила мысль, которой хочу с вами поделиться: святитель, который не нашел себя по-настоящему в предреволюционной ситуации в Москве, который претерпел унижение и забвение, вернулся к своему народу. Здесь его любили, и он любил этот народ, и потому для меня не было альтернативы, когда возник вопрос, где должны находиться мощи святителя Макария. Мне было ясно, что святитель должен вернуться к тем, кто его любил и любит, а возвращение на родную для него землю должно непременно сопровождаться духовным возрождением народа, ради которого он жил, трудился, изучал язык, проходил пешком сотни и сотни километров в этих труднодоступных местах. И, отдавая дань уважения его великому духовному и культурному подвигу, хочу сказать, что с принесением его мощей должен по-новому забиться пульс духовной жизни Алтая.

Рад, что имел сегодня возможность освятить камень в основание нового кафедрального собора Всемилостивого Спаса. Именно так назывался первый собор, который был здесь построен при святителе Макарии и разрушен в 1936 году. Дай Бог, чтобы в центре города как можно быстрее вознеслись купола собора, и пусть его строительство станет выражением благодарности того народа, ради которого жил, трудился и с любовью в сердце перешел в иную жизнь святитель Макарий. Его молитвами да хранит Господь Алтай, алтайскую землю, и алтайцев, и русских; да хранит Господь в мире всех, кто здесь живет. Не дай Бог, чтобы лживые идеи вновь будоражили наш народ, сталкивали одних с другими, потому что именно заблуждения и ошибки привели нас к трагедиям, которыми был отмечен XX век. Верю, что молитвы святых угодников об Отечестве нашем Российском достигают Престола Божиего и даруют нам «единство духа в союзе мира», единство народа, устремленного к построению еще более счастливой и спокойной жизни. Аминь».

patriarchia.ru

patriarchia.ru

История Православия на Алтае непосредственно связана с первым храмом Алтайской духовной миссии ― походным храмом в честь Всемилостивого Спаса. Он был размещен в 1834 году в одной из комнат дома, принадлежавшего Улалинскому миссионерскому стану. Эта комната использовалась как домашний храм. Через восемь лет в Улале был построен небольшой храм в честь Всемилостивого Спаса.

После пожара 1873 года в центре села был заложен новый храм, ставший доминантой дореволюционной панорамы Горно-Алтайска. Храм Всемилостивого Спаса действовал до середины 1920-х гг. В 1924 году в подвале здания был устроен склад военкомата, но верующие во главе со священниками Петром Потаниным и Онуфрием Толмачевым продолжали использовать храм по назначению. Однако спустя шесть лет в храме разместили кинотеатр, а еще через несколько лет здание снесли. На этом месте был открыт техникум.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх Кирилл подарил оленеводам Чукотки Евангелие и кресты

В яранге Святейшего Владыку угостили олениной, чаем и лепешками

Патриарх Кирилл заложил храм в самом северном городе России

Предстоятель Русской Церкви обратился к губернатору с просьбой, чтобы возведение храма не стало долгостроем