Патриарх: Трудностей и соблазнов сегодня не меньше, чем во времена гонений

|
21 июля. ПРАВМИР. Накануне вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Патриарх: Трудностей и соблазнов сегодня не меньше, чем во времена гонений
Всенощное бдение

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Феофан! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я давно имел намерение посетить землю сию и помолиться с вами, но разного рода обстоятельства препятствовали более раннему осуществлению этого замысла. Однако пути человека устрояются от Бога, и, наверное, неслучайно именно в этом году я прибыл сюда и своими глазами увидел восстановленный святой остров Свияжск, Успенскую обитель, дивные храмы; имел возможность вместе со всеми вами помолиться под сводами этого храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Мы совершаем эту молитву в канун праздника Казанской иконы Божией Матери. Отсюда, с Казанской земли, началось ее духовное шествие по всей Руси и по всему миру. Казанская икона — одна из самых почитаемых в Православной Церкви. А что такое почитаемая икона? Ведь это не фантазия, не вымысел, не легенда, потому что фантазии, вымыслы и легенды не живут веками. Не нашлось бы ни одного нормального человека, тем более в наше время, который простоял бы сегодня все всенощное бдение, в тесноте и в жаре, обливаясь потом, — лишь ради фантазии. Даже ради доброго дела человека бывает трудно подвигнуть на то, что потребует от него физических сил. А ради Божией Матери мы стоим долгие службы, мы паломничаем к Ее святыням, мы возносим к Ней свои молитвы. Если бы Она не отвечала, разве хватило бы у нас сил, чтобы прославлять Ее имя? Такое даже помыслить невозможно! Поэтому лучшим доказательством бытия Божия, лучшим доказательством силы предстательства Богоматери за всех нас является Церковь Божия, народ Божий, который на протяжении двух тысячелетий хранит веру и проносит ее через самые трудные жизненные обстоятельства.

Мы знаем, как эти обстоятельства нередко требовали от людей пожертвовать самым главным — собственной жизнью. Мы знаем сонмы мучеников древности, но мы также знаем десятки и сотни тысяч мучеников Церкви нашей, проливших за верность Христу свою кровь в ХХ веке. Вот и здесь, в Свияжске, в заточении находились люди, нередко ни в чем не повинные, и среди них — те, кто страдал за Христа. Ради фантазии никто бы страдать не стал, первое же серьезное испытание заканчивалось бы тем, что люди, не уверенные в бытии Божием, в предстательстве Божией Матери немедленно соглашались бы на все условия, только бы сохранить свою жизнь. Но даже смерть не могла отлучить наших благочестивых предков от веры.

А что это означает для нас с вами? Сегодня никто от нас не требует отдать жизнь за веру и даже ограничить ради нее свои желания и жизненные устремления. Но сегодня происходит нечто другое. Образ жизни сегодня формируется под воздействием таких сил, которые стремятся оторвать человека от Бога. Делается это не посредством угроз или прямых притеснений, а через навязывание мифов и ложных ценностей, через перенесение внимания человека на то, что уводит его от Бога. И когда человек живет только ради того, чтобы получать и тратить деньги, наслаждаться физически, радоваться всему временному и преходящему — а такая радость всегда скоротечна — тогда и происходит наш отказ от Господа. И что толку, если, живя как язычники, мы время от времени крестим лоб и обращаемся к Богу? Вряд ли Господь слышит молитвы человека, который живет отнюдь не по Евангелию, в жизни которого Бог реально не присутствует.

Вот почему трудностей и соблазнов сегодня не меньше, чем во времена гонений. И не меньшая концентрация воли, мысли, молитвы требуется, чтобы не уйти со спасительного пути. И я с радостью должен сказать, что, в отличие от того, что сегодня происходит во многих странах Европы, в Америке, где вера уходит на обочину и даже за обочину жизни, в нашей стране — может быть, молитвами тех самых тысяч и тысяч новомучеников, может быть, через тяжелейший опыт верности Христу, который имели наши предки, — мы сохраняем веру, и она не уменьшается ни с ростом образования, ни с ростом благоденствия. Нас пугали в 90-е годы: «Вот начнет народ жить состоятельно, появятся хорошие дороги и здания, люди будут путешествовать, тратить деньги, — вот и увидите, что с вами произойдет». Но мы видим, что становимся сильнее. Открываются новые храмы, восстанавливаются святыни, все больше молодежи обращается к Богу. Это свидетельствует о том, что есть некое помазание свыше над нашим народом. Не по нашим с вами заслугам, а по великому подвигу, понесенному нашими благочестивыми предками — мучениками и исповедниками Церкви Русской.

Обращаясь к вам сегодня, я хотел бы еще и еще раз сказать: храните веру православную в своих сердцах, учите этой вере своих детей и внуков. Оставайтесь сильными и способными различать духов в этом мире, не поддаваться соблазнам, не поддаваться действию духов злобы поднебесных. Тогда Отечество наше и народ наш, пройдя чрез гонения от безбожной власти, будет возрастать от силы к силе, и свободно и разумно приняв Христа в свое сердце, явит, быть может, пример и другим.

А сегодня мы молимся Царице Небесной за Отечество наше, за Церковь нашу, за народ наш и, конечно, за сию Успенскую обитель в Свияжске, чтобы Господь укреплял всех нас силой Своей благодати.

В память о пребывании в Успенском монастыре я хотел бы преподнести этот образ Собора Пресвятой Богородицы. Ее молитвами да хранит Господь всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Свияжский собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» построен в 1898-1906 годах по проекту казанского епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского на средства из епархиальной казны и добровольные пожертвования. В 1914 году собор был расписан внутри, работы производились на средства московского фабриканта С.С. Мечникова.

Собор имеет крестово-купольную композицию, своды поддерживаются четырьмя столбами. Определенную декоративность храму придает сочетание красного цвета кирпича и белой известковой промазки. Сегодня собор является главной доминантой в юго-восточной части острова.

Восстановленный собор был освящен 18 октября 2014 года.

Город Свияжск (ныне — село на одноименном острове в устье реки Свияга) был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. Вскоре Свияжск стал крупным торговым центром, получив статус уездного города. Хотя в последующие века Свияжск утратил прежнее значение, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Только возвращение монастырских комплексов Русской Православной Церкви вдохнуло жизнь в уже умиравший город.

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена Московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, убит (усечен мечем), по другим, скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Ермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной святыней.

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.

Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын; 1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов; 1738-1742), впоследствии митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский; 1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко; 1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

Возрождением и развитием острова-града Свияжска, наряду с Болгарским историко-архитектурным музеем-заповедником, занялся Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Некоммерческая организация была создана 17 февраля 2010, ее возглавил ушедший с поста президента республики в марте 2010 года Минтимер Шаймиев.

В настоящее время в Свияжске и Болгаре практически завершены масштабные восстановительные работы, начавшиеся весной 2010 года.

Свияжск по праву находится в списке наиболее значимых городов Российской Федерации. Занесен в список ожидания для включения в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Свияжск и древний город Булгар являются центрами возрождения святынь Православия и ислама в Республике Татарстан.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх: У Церкви нет более близкого союзника, чем работники культуры

"Но очень важно понимать, что наши совместные усилия должны приносить непременно добрый, а не ядовитый плод"

Патриарх: Важно, чтобы правители думали о необходимости объединять свой народ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Богоявленском соборе Орла