Патриарх Кирилл: Через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу

|

16 сентября 2012 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Японию, возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио.

В собор на Патриаршее богослужение собралось множество верующих Японской Автономной Православной Церкви и соотечественников, живущих в Японии. Божественная литургия совершалась на японском и церковно-славянском языках, сообщает Патриархия.ru

Обращаясь к присутствующим, Святейший Патриарх выразил радость от посещения Японии в связи с торжествами, приуроченными к сотой годовщине со дня блаженной кончины равноапостольного Николая Японского.

Далее Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Сегодня в Воскресенском соборе города Токио в торжественной, прекрасной обстановке, при большом стечении людей мы воспоминаем 100-летие преставления святителя Николая. И в Хакодате, и в Сендае, и в Токио — куда бы я ни приходил, с каким бы православным местом ни соприкасался – везде виден след трудов равноапостольного Николая. За более чем 50 лет служения в Японии святитель создал поместную Японскую Церковь, которая насчитывала более 33 тысяч человек. Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с Православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев. Возникает вопрос: в чем же секрет, в чем тайна этого успеха?

Сегодняшнее Евангельское апостольское чтение помогает нам понять, почему святитель Николай просветил более 33 тысяч человек, обратил их ко Христу, почему он стал великим миссионером. На вопрос, какая из заповедей самая большая, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37-40).

Заповедь — это закон, это некое правило. Но давайте подумаем: можно ли по правилу и по закону полюбить человека? По закону можно не убивать человека, не красть. Можно, хоть это и труднее, не обманывать. Но как по закону можно полюбить? А ведь Господь сказал, что именно заповедь о любви является первой и самой главной заповедью, то есть первым и самым важным законом для людей.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы здесь, в Японии, сослаться на самурайскую мудрость — вам она известна, наверное, лучше, чем мне. Самураи говорили, что путь их — это путь смерти, что самурай должен жить так, как будто его тело мертво. Тогда он себя освобождает, делает сильным, независимым от смерти, у него исчезает страх.

В сегодняшнем послании апостола Павла к Коринфянам мы тоже встречаем слова о смерти. Апостол говорит, что мы должны носить мертвость Господа Иисуса Христа в телах наших, чтобы жизнь во Иисусе принадлежала нам (см. 2 Кор. 4:10). У всех святых отцов, которые писали об этом, мы встречаем только одно толкование: смерть Христа в нашем теле — это наша способность сораспяться Христу, как бы вместе с Ним принять распятие и, сораспинаясь Ему, не убивать свое тело, а убивать и преодолевать грех, который есть в нашем существе.

Подобно тому, как Христос взошел на Крест, жертвуя Собой ради людей, и мы, сораспинаясь Ему, открываем свои сердца к тому, чтобы встать на путь подвига и жертвенности во имя другого человека. Именно через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу и к другому человеку. Бог каждому человеку может дать дар любви, часто он вспыхивает, как порох — ярко и мгновенно, с огромной силой. Но мы знаем, что очень часто этот огонь потухает — ведь для того, чтобы любовь существовала, человек должен уметь жертвовать собой. И когда супруги отдают себя друг другу, жертвуют себя друг для друга, когда то же самое происходит в отношениях между родителями и детьми, тогда и присутствует любовь, которая неподвластна времени. Она является великой силой, которая преображает человека.

Тайна успеха трудов святителя Николая — в том, что он жил такой любовью. Он отдавал себя другим без остатка. И только любовь к людям, а также крепкая вера в Господа и любовь к Нему были причиной его огромного миссионерского успеха. Святитель Николай при жизни своей учил людей, но и после его смерти, вглядываясь в его жизненный путь, размышляя над подвигом его жизни и над успехом его миссии, мы так же учимся от него, как учились его современники.

Особым образом любовь испытывается скорбями и страданиями: просто любить в условиях благополучия, комфорта и красоты, но гораздо труднее любить, когда постигает ближних болезнь, несчастье или горе. Но именно на фоне горя, несчастья и катастроф особенно сильно видна красота величайшего чувства, которое Бог восхотел положить в основу человеческих отношений.

Говоря об этом, я в первую очередь имею в виду страшную катастрофу, которая постигла японский народ полтора года тому назад. Весь мир восхищался тем, как японцы солидарно, дисциплинированно, самоотверженно, помогая друг другу, боролись с этой стихией. Эта катастрофа была принята очень близко к сердцу людьми в России. Страшные картины потопа, надвигающейся грозной океанской волны потрясли сознание миллионов людей. Они искренно, сердечно стали откликаться, в том числе собирая средства для оказания помощи.

Сегодня трагедия уже позади, но ее следы еще видны, и я имел возможность воочию убедиться в этом, посещая место трагедии в Сендае, продолжая вспоминать всех, кто погиб, и прося Господа простить грехи людей, принять их в Свое Царство. Мы молимся о процветании японского народа, чтобы Господь хранил вас от таких страшных потрясений и помог всем жить в мире, согласии, единодушии, восходя от силы к силе.

В сотую годовщину преставления святителя Николая Японского мы молимся ему также о том, чтобы он приклонил милость Божию к народам Японии и России. Мы молимся о том, чтобы добрые чувства, которые возникли на фоне той страшной трагедии, не затухали, чтобы в том числе через осознание хрупкости человеческого творения, человеческой жизни возрастали добрые отношения между странами и народами.

Мы верим, что святитель Николай, который одновременно принадлежал Японии и России и был духовным мостом между нашими народами, молится о том, чтобы сегодня возникло множество таких мостов, множество связей, которые прочно держали бы в единодушии и единомыслии, а по возможности, и в любви два народа, живущих рядом.

Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, владыка Даниил, владыке Серафиму, духовенству, верующему народу Японской Православной Церкви оставаться верными заветам святителя Николая, высоко и достойно нести свидетельство о Православии своему народу».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: