Патриарх Кирилл об активистах: К пассионарным людям отношусь с уважением, но бывает ревность не по разуму

Светлана Ладина, пресс-секретарь  Петербургской епархии, на встрече Патриарха с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» задала Предстоятелю вопрос о православных активистах.

Нередко бывает, что активная жизненная позиция человека становится большим искушением и для него самого, и для окружающих, на место православного христианина приходит православный активист, который готов спасать всех вокруг и каждого и Церковь в целом, но только не самого себя. А вместе с тем, без активности нас, мирян, невозможна реализация очень важных церковных проектов: информационных, социальных, миссионерских, просветительских.

Как соблюсти технику духовной безопасности, и как строить рабочие отношения с людьми, глядя на которых вспоминаешь поговорку, что с такими друзьями врагов не надо?


Видео – Foma.ru

Ответ Святейшего Патриарха Кирилла:

Да, вопрос очень  непростой.

Давайте смоделируем ситуацию: есть активисты, некоторые – очень энергетические люди, как говорят, пассионарные люди, и деятельность их приносит очень большую пользу Церкви. Собственно говоря, нередко только такие люди способны под дождем стоять, в том числе, и тогда, когда нужно проявить внешнюю позицию Церкви по отношению к той или иной личности или в отношении того или иного обстоятельства. Поэтому я с уважению отношусь к этим пассионарным людям.

Но нередко бывает так, что ревность не по разуму.

Модель, которую я предлагаю для критического рассмотрения, следующая: если умеренные, разумные, сбалансированные люди начнут радикально воспитывать наших пассионариев, прививая им большую толерантность, большую скромность, умеренность и так далее, не приведет ли это всё к внутренней войне в Церкви, к борьбе между одними и другими?

Поэтому я думаю, что, наверно, без активистов жить нельзя. Более того, может быть, активистов-то у нас не так много, как хотелось бы.

Но при этом, активность в Церкви предполагает добровольное подчинение себя духовным, нравственным и каноническим нормам церковной жизни. И вот если активист где-то эти нормы переходит, разрушает, то здесь не только задача людей умеренных поправить, но и задача священноначалия.

Недавно  я выступал в Московском государственном  университете и говорил о том, что во многом лично я был сформирован  под влиянием научного сообщества. Я учился в Академии, потом работал, был ректором, был связан с научным миром, мне приходилось участвовать во многих научных конференциях, заседаниях ученых советов. И вот в университете я сказал о том, что научное сообщество умеет воспитывать. В отличие, от публицистического сообщества. На заседании ученого совета вы не можете сказать глупость или не можете сказать то, что неспособны доказать – вас поправят, вам укажут на вашу ошибку. Поэтому слова людей, участвующих в научной дискуссии, всегда взвешенные, ведь никто не хочет в лужу сесть. Двадцать раз человек подумает, как сформулировать мысль, какие могут быть аргументы “за”, какие факты у него в руках. Вот всё это совершенно не обязательно для публицистики.

Если посмотреть повнимательней на то, что сегодня пишут о Церкви, то ведь все основные нападки базируются на мифах: один миф – сращивание Церкви с государством, миф о клерикализации нашего общества, а второй миф – это несметные богатства Церкви. Кстати, и тот, и другой миф использовались, в том числе, и в революционной борьбе в начале ХХ века. Ничего нового нет, в этом отношении очень как-то скудно мысль наших оппонентов работает – повторяют одни и те же уроки.

Так вот я  возвращаюсь к теме дисциплины.

Активистов тоже нужно вразумлять – не окриком, не публицистической репликой, не открытой полемикой, а аргументами и фактами. Мы вообще должны друг друга воспитывать. Вот в этом смысл внутрицерковной дискуссии.

Нужно поправлять друг друга не окриками, не анекдотами, не эмоциями, а фактами, логикой, спокойствием и доброжелательностью. И тогда, может быть, и активисты свою энергию будут больше направлять в то русло и в то место, где они очень востребованы.

И люди умеренные будут чувствовать свою ответственность, в том числе, и за то, как церковная позиция представляется в общественном пространстве.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Любое проявление зла должно лишь усиливать желание проявлять любовь»

Как скандал вокруг «Матильды» помог псевдохристианству выйти в публичное пространство

«Кинотеатры начнут гореть» – это говорят не наши

Священники – об угрозах протестующих против фильма «Матильда»

Чем мы готовы делиться?

Церковь не борется с сектами - Церковь борется за спасение душ

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: