6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности.

(…)Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви.

Действительно, по слову апостола (см. 2 Кор. 8:21) каждый священнослужитель призван служить для Господа и для людей, и для того чтобы сочетать в одной личности такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, как у святителя Петра.

Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств к существованию. А в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.

А что происходит, когда священник не соответствует своему высокому предназначению? Сегодня в адрес Церкви нередко обращается несправедливая критика — несправедливая в том смысле, что какие-то отдельные случаи, связанные с недостойной жизнью конкретного священника, представляются как некий образ того, что происходит в Церкви. Но это не критика — это желание подорвать веру людей в Церковь, подорвать авторитет духовенства, сказать всем верующим: не надо ходить к этим священникам, они такие, как тот или другой, о грехах которого стало известно…

В связи с этим хотелось бы вспомнить замечательное повествование Симеона Нового Богослова, выдающегося поздневизантийского отца Церкви, который размышлял как раз на эту тему. Он говорит: как бы вы поступили, если бы к вам пришел гонец от царя земного, с тем чтобы вручить вам послание, в котором было бы сказано, что вы брат и друг царя, что в скором времени вы будете вместе с ним в его царстве и будете разделять с ним это царство, и на главу вашу будет надет венец и в белые одежды вы облечетесь? Как бы вы поступили, если бы это послание владыки вам вручил человек в грязной одежде, с непривлекательной внешностью — человек, на которого бы вы никогда не посмотрели, проходя мимо? Но ведь почему-то именно он стал этим гонцом с царской грамотой в руках! Разве бы вы его выгнали? Разве сказали бы: «иди к своему царю! у тебя слишком невзрачная внешность, и одежда твоя грязна, и выглядишь ты плохо, и впечатление производишь недостаточно благоприятное — забирай свою грамоту и уходи!»? Никогда бы вы так не сказали, и, более того, человек, который принес вам эту весть, стал бы для вас человеком близким, несмотря на свою внешнюю непривлекательность и даже, может быть, безобразие. Наверняка бы вы позаботились о нем и поддержали, даже материально!

Вот так и священник. Он приносит всем грамоту от Бога-Царя — весть о спасении. Сам он может быть в плохой одежде и может не быть примером для подражания. Но сам факт, что ему эту грамоту вручил Бог, разве не должен открыть сердце людей к тому, чтобы принять ее из его рук?

Но какая же ответственность на священнике, если кто-то не принимает грамоту из его рук, потому что он грязный, небрежный, плохо выглядит — конечно, в переносном смысле всех этих слов! Вот и получается, что служение священническое в каком-то смысле превыше ангельского, как говорит об этом Иоанн Златоуст. Рассуждая о высоте священнического служения, он сказал: почему Бог не вручил священническое служение ангелам? И отвечает: ангелы безгрешны и бестелесны, и потому Бог вручил это служение людям, которые согрешают и падают, но вместе с паствой своей восстают.

Мы все в Церкви — и духовенство, и верующие — соединены величайшей ответственностью пред Богом. Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима. Каждое слово, каждое дело, даже чисто внешнее — как мы одеваемся, как мы ходим, на чем мы ездим — все это может отлучить от Бога малодушных и неглубоких людей, особенно подверженных внешней пропаганде, и они руку за спину заложат, чтобы не принять Божественную грамоту об их сопричастности Царствию Божию.

Наверное, особый суд будет над теми, кто был посланниками Бога-Царя и должен был вручить людям эту грамоту. Но, с другой стороны, и те, кому вручается грамота, должны всегда в своем сознании отличать святость миссии, которую несет священник, от ограниченных возможностей человеческой личности. Священник в приходе имеет особый авторитет и влияет на людей. Но ведь и люди влияют на священника, ведь они создают ту атмосферу, в которой священнослужитель духовно возрастает. Мы все объединены единой ответственностью пред Богом — потому мы и называемся Церковью Божией, общиной спасаемых, Святой Церковью.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.