Патриарх Кирилл: Пожертвование от сердца может пробудить совесть у человека, который обманывает

Патриарх Кирилл, фото: Патриархия.ru

Патриарх Кирилл, фото: Патриархия.ru

10 ноября 2013 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в Москве, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Сергий, настоятель сего святого храма! Представители местных властей, дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот святой храм.

Храм этот один из самых замечательных в Москве. Помимо того что его история связана с тремя Патриархами — Никоном, Иоакимом и Адрианом, он известен еще и тем, что чудом Божиим, вероятно по особым молитвам ко Господу, которые возносились в этот храме как в древние, так и в новые времена, он не подвергся ни разрушению, ни закрытию. Это было действительно Божиим чудом, потому что грозное веяние страшных гонений ХХ века не обошло стороной и этот храм. Мы знаем, что в 1937 году был расстрелян отец Иоанн Хрусталев, настоятель сего святого храма, вместе с двумя священнослужителями. Я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что бережно сохраняется память об этих священномучениках, которые остались верными Христу даже до смерти и не ушли в небытие, как того хотели гонители, но пребывают с нами — через молитвенное обращение к ним и через их невидимое, но реальное соучастие в жизни этой святой общины.

Знаем, что именно в том страшном 1937 году над храмом после ареста и расстрела настоятеля и части клира нависла угроза закрытия и, может быть, уничтожения. Но по милости Божией, которая является не чем иным, как проявлением особой Божественной любви к сему месту, совершается чудо, и храм этот даже не закрывается. Затем несколько раз предпринимались попытки его закрыть, но замечательный староста, который был здесь в то время, умел добрым и умным словом отвести руку гонителей. Патриархи Тихон, Сергий и Алексий I, принимая во внимание особые заслуги раба Божия Василия, старосты этого храма, вручали ему свои грамоты. Те грамоты дорогого стоили — они вручались во время гонений и вручались за подвиг, за несомненный риск жизнью, за готовность умереть вместе с другими во имя Христово.

Знаем, что и в более поздние времена, в 70-е годы, когда, казалось бы, уже не было опасности закрытия, возникла другая опасность, связанная с прокладкой скоростной дороги рядом с храмом. План предполагал снесение этого храма, но опять-таки по молитвам клира и прихожан Господь остановил руку разрушителей, и путепровод прошел рядом, не задев храма.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Сергий, и клир храма за труды, которые вы несете, и за труды, которые осуществляются в сфере благотворительности и социального служения. Не буду перечислять все это, потому что прихожане знают лучше меня, но я был тронут, познакомившись с тем большим списком дел, которые совершаются здесь на постоянной основе. Важно, что даже средства собираются для того, чтобы помогать нуждающимся — тем, кто пишет записочки и обращается с просьбой о помощи. Так и должны поступать христиане.

Иногда нам говорят: вы не тем даете деньги. Приходит какой-то плохо одетый человек и говорит, что у него украли деньги и что он не может доехать на поезде до дома. Раздаются голоса: не надо ему давать денег, он пьяница, он их пропьет, никакого билета он не терял. Но нам не следует слушать эти голоса — мы должны ответить. Может быть, не в том объеме, в каком нас просят, но дать столько, сколько можем, потому что от сердца даваемая жертва способна, в том числе, пробудить совесть у человека, если он обманывает. Я знаю много случаев, когда люди впоследствии приходили и каялись и говорили, что та небольшая помощь перевернула все в их жизни, и они поняли, что есть люди, способные поверить и поддержать, и как грешно, как тяжело обманывать тех, кто протягивает руку помощи.

Из всех добрых дел, которые вы здесь совершаете, я остановился именно на этом, поскольку часто оказывается, что именно такой простой помощи мы и не оказываем. Еще раз хочу сказать: никто нас не заставляет на 100% отвечать на подобные просьбы, особенно если есть сомнения. Но даже дав меньше того, что просят, мы делаем по совести то, что должны делать.

Думаю, ваше служение является добрым примером и для всех прихожан, ведь к каждому из нас обращаются за помощью. Часто это совсем незначительная просьба, исполнить которую легко; а иногда и такая, которую исполнить трудно. Как же на нее реагировать? А реагировать нужно в простоте сердца и с честностью, с любовью сделать то, что в наших силах. От нас никто не требует сверхусилий, никто не требует отдавать последнее, но от нас требуется ответить человеку на его просьбу.

Именно так поступали наши благочестивые предки. Я помню, как у храмов в тяжелые послевоенные годы выстраивались вереницы нищих. Таких людей иногда бывало больше сотни, и они стояли именно у храма, потому что другого места не было. Благочестивые люди давали по копеечке каждому, и, может быть, эти копеечки спасали жизнь тех, кто нуждался в нашей помощи.

А если распространить сказанное на другие области нашей жизни, ведь нас просят не только помочь материально, не только деньги дать? Иногда нас просят походатайствовать, помочь в каких-то жизненных обстоятельствах. Проще всего сказать: я не могу. Но это слово может ранить, а иногда и убить человека. Если не можем сделать, то хотя бы словом должны утешить. Это всегда непросто, всегда нужно что-то от себя отдать, чем-то пожертвовать — временем, внутренней энергией, духовной силой; но именно такого ответа и ждет от нас Бог.

В сегодняшнем евангельском чтении говорилось об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8:26-39). Удивительная история. Этот человек был, как мы бы теперь сказали, социально опасен, его заковывали в кандалы, но он разрывал их невероятной, нечеловеческой силой, и он жил во гробах, то есть в пещерах, потому что не мог жить среди людей. Несомненно, он наводил ужас на всю окрестность, и вот Господь исцеляет этого страшного человека. Он мирно и спокойно стоит рядом со Своим Избавителем, и приходят жители Гадаринской страны и видят то, что случилось. Казалось бы, нужно благодарить Того, Кто избавил их от этого сумасшедшего тирана, Кто сбросил с них эту тяжесть, — но они говорят Спасителю, чтобы Он ушел от них.

Некоторые в этом усматривают их скорбь по потонувшему в морской пучине стаду свиней, в которых вошли изгнанные Спасителем бесы. Но, скорее всего, основная причина была иной — чудо, которое совершил Христос, было огромной силы вызовом для этих людей. Этим чудом Он вторгся в их жизнь, он разрушил устоявшуюся систему их взглядов и убеждений. Своим поступком Он потребовал от них ответа на доброделание, к которому они были не готовы. Они не были готовы разорвать эту цепь привычных событий, они не были готовы выйти за пределы своей обыденности и тем более они не были готовы пересмотреть свою собственную жизнь и начать жить иначе.

Господь обращается к нам не менее требовательно, чем Он обратился к Гадаринским жителям. Иногда Он исцеляет на наших глазах или исцеляет нас самих, иногда совершает чудеса, ведя нас Ему одному ведомым путем по жизни, проводя через испытания и скорби, а потом помогая их преодолеть. Иногда Господь совершает чудеса, круто меняя движение человеческой истории, опять-таки по замыслу, который только Он знает. В каждый момент истории род человеческий сталкивается с тем самым вызовом, который был брошен Гадаринским жителям, и отвечают люди по-разному. Одни с радостью открывают свое сердце Господу, идут навстречу Ему, стремятся изменить свою жизнь, понимая: то, что им открылось в этой встрече с Богом, является самым важным, самым сильным, самым убедительным; и эта встреча становится духовной доминантой всей жизни.

Но есть и те, кто говорит, если не словами, то мысленно: уйди от меня; а если и не говорят, то сами поворачиваются к Богу спиной. Не потому что они испугались, не потому что они поражены чем-то, а потому что привычный образ жизни мешает принять Божественный вызов. Сила слова Божия, как обоюдоострый нож, проникает даже до разделения души и духа, как говорит Писание (см. Евр. 4:12). «Я принес не мир, но меч», — говорит Господь (см. Мф. 10:34) — именно в том смысле, что Его слово разделяет людей. Одни принимают Его с радостью и любовью, другие со страхом, недоумением или раздражением отворачиваются, самих себя убеждая в том, что никакого Бога нет, а за всем этим — желание сохранить свою жизнь без перемен. «Живу в грехе, в глубине души понимаю, что это плохо, но противлюсь голосу своей совести и убеждаю себя в том, что это нормально. Когда же слышу слово Божие, понимаю, что если приму его всем сердцем и умом, то нужно будет оставить грех, пересмотреть свою жизнь, — а на это уже никаких сил нет…» И если одни с сокрушением свидетельствуют перед Богом: «нет сил оставить грех, Боже, милостив будь ко мне, грешному», — у них остается надежда на спасение. Но те, кто говорят: «я прав, я не хочу слышать этот Божественный голос», — повторяют то, что сделали жители Гадаринской местности.

Пусть Господь соделает нас способными слышать Его голос и откликаться на Его Божественный призыв. Как был спасен от власти темной силы бесноватый, так и мы через послушание Богу обретаем свободу, обретаем способность и возможность следовать за Христом, как последовал за Ним бесноватый в Гадаринской стране. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Патриарх Кирилл: Старец ушел из этого мира, оставаясь еще физически живым

Многие не понимали, почему так произошло со старцем. Но это тоже был некий Божий знак

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!