Павел Карпов: Школа должна до конца биться за образование каждого ребенка!

Портал «Православие и мир» продолжает дискуссию о школьном образовании  новом законопроекте и шире  о том, в каком положении сегодня находится школа и каковы перспективы.  Своим видением проблемы делится Павел Карпов, директор московской школы № 261.

— Я считаю, что предлагаемый закон отвечает требованиям времени, закладывает множество возможностей для развития образовательных институтов в будущем и необходим системе образования нашей страны.

Нужно понимать, что закон от 1992 года, прогрессивный в свое время, сегодня работать в полном объеме уже не мог — его многократно латали под разные задачи, принимали новые отдельные законы, что привело к громоздкости и нефункциональности образовательного законодательства в целом.

В новом же, который, надеюсь, будет в скором времени принят, есть логически непротиворечивые ответы на основные вопросы жизнедеятельности образования, и это здорово. Хотя работа в этой сфере скорее только начинается, наверняка в скором времени потребуются какие-то дополнения к новому закону, будут разработаны и приняты соответствующие подзаконные акты.

На мой взгляд, сегодня продолжение баталий и споров по ситуации вокруг самого факта принятия нового образовательного кодекса неэффективно. Государство, безусловно, сделало максимум с точки зрения обсуждения и учета различных позиций и точек зрения.

Споры вокруг закона бессмысленны, потому что есть противоположные точки зрения как в педагогической среде, так и во всем обществе. И эти противоречия сегодня окончательно сняты быть не могут. Нам приходится жить и действовать в ситуации поляризации мнений практически по всем ключевым вопросом развития системы образования.

Например, кто-то горой стоит за начальное профессиональное образование, а кто-то считает, что оно себя изжило, не востребовано, и нужно повышать планку — переходить к среднему. Кто-то непримиримо требует подробно прописать социальные гарантии каждого участника образовательного процесса, а кто-то считает необходимым передать эти вопросы под ответственность конкретных субъектов Российской Федерации или на уровень ниже.

Сторонники этих точек зрения могут спорить бесконечно, и каждый останется при своем мнении. Таких непримиримых противоречий много, поэтому невозможно принять закон, который устроит всех.

Что хорошего в новом законе?

Он вводит самостоятельную ступень дошкольного образования. До сих пор спорят, нужен на этой образовательной ступени стандарт или достаточно государственных требований к условиям его предоставления, но то, что государство декларирует желание охватить всех своих граждан в обязательном порядке дошкольным образованием в разных формах — дома, в детских садах, специализированных центрах, группах, — очень важно и современно.

Не менее важно, что лоскутное одеяло, которое представлял из себя старый закон, новый делает единым непротиворечивым документом. Распределяется ответственность между центром и регионами. Вводится очень прогрессивный принцип финансирования и аккредитации конкретных образовательных программ — фактически переосмыслена сама логика построения сферы образования в стране.

Я понимаю, что у многих эти нововведения вызывают сложные эмоциональные реакции, слишком велика инерция прошлого, гораздо спокойнее законсервировать старые принципы, старую систему образования. Но, с моей точки зрения, такая консервативная стратегия губительна для образования в России. Новым законом государство делает попытку закрепить все лучшее, что удалось создать в системе за последнее время. И дай Бог, чтобы эта попытка удалась.

Безусловно, всех ответов на все вопросы на сегодня мы не получим. Например, известно, что школа часто не может справиться с детьми, которые не отличаются прилежностью, не хотят учиться, нарушают порядок, асоциальны. Но у учителя нет механизма отстранения таких детей от учебы, поскольку есть конституционное право ребенка на образование. Это создает сложности в работе, но не парализует школу, а заставляет директора, классного руководителя и весь педагогический коллектив искать выход из каждой конкретной ситуации.

А ведь как, наверное, велико искушение подредактировать законодательство и сделать образование необязательным! Не хочешь учиться? Вон из школы. Некоторые учителя так и «решают» проблему — выгоняют детей с урока. Я понимаю, что бывают случаи, когда ребенок перевозбужден, неуправляем, избалован, срывает урок, провоцирует учителя, чтобы тот его выгнал, но на то мы и педагоги, чтобы не поддаваться на провокации. Это и есть наша работа.

Не так давно мне пришлось уволить учителя, который выгнал с урока и отправил домой пятиклассника за то, что тот не сделал домашнее задание. Для ребенка это стало шоком, а учитель считал, что таким образом он воспитывает ученика. На мой же взгляд, это пренебрежение главными ценностями образования — школа не имеет права отступать, она должна биться за образование каждого ребенка до конца.

Больше возможностей (и ответственности!) у учителей начальной школы. В младших классах у всех детей есть интерес к учебе. Я сам удивляюсь, как здорово работают классические вещи из советской педагогики. То, что раньше существовало в виде «звездочек», отрядов, сейчас мы формируем как команды. И эта идея «соцсоревнования» оказывается очень эффективной в работе с маленькими детьми, которые начинают сражаться, кто больше пятерок получит или лучше будет себя вести.

Когда «настроение на нуле», всегда хочется прийти в начальную школу и посмотреть, как дети горят желанием узнать что-то новое. Хочется, чтобы этот огонь не гас как можно дольше — это самое дорогое, что есть у школы, и мы не вправе его терять. При всех трудностях наша профессия благодарна, и ты видишь, что если учебный процесс правильно организован, он дает колоссальную энергетику и учителям, и всем, кто работает в школе.

Многие мои коллеги не могут примириться с ЕГЭ . Когда он начинался как эксперимент, я тоже активно спорил, публично выступал. Но эксперимент прошел, и ЕГЭ стал принятой законной нормой. И когда я стал заниматься практическим управлением школой, убедился, что ЕГЭ в его нынешнем, выстраданном виде — один из немногих действенных инструментов, которые удерживают общую образовательную планку в стране. Если его отменить, произойдет массовый дефолт по ряду образовательных учреждений, где качество фактически будет утеряно в короткое время.

Есть определенные сложности, но они связаны не с ЕГЭ как таковым, а с материалами, которые используются на экзаменах. Дело в том, что в тридцатые годы в СССР запретили модную когда-то науку — педологию, и с тех пор у нас практически не развивалась практика составления эффективных тестов. Нам кажется, что составить тесты проще простого, а на самом деле это сложнейшая задача.

Нужно просто продумать и организовать подготовку специалистов, которые смогут составлять интересные и грамотные (в прямом смысле этого слова) тесты. Но основные проблемы, повторяю, не в самой идее ЕГЭ, а в содержании экзаменационных материалов. Без ЕГЭ сегодня невозможно.

Читайте также:

Александр Абрамов: Школа стала институтом натаскивания на ЕГЭ

Марина Журинская: Все модификации школьного образования направлены на оглупление народа

Андрей Демидов: Почему мы выходим на митинг в защиту общедоступного образования?

Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
5 угроз, которые поставят школу в невыносимые условия

Любое решение в образовании должно быть проверено

Петушиная лошадь и другие “стыдные” книги: что происходит

Не надо думать, что ребенок оставлен наедине со страшными детскими литераторами

«Мы попробуем научить студентов искать правду»

Татьяна Краснова надеется, что педагоги все еще лучше, чем Siri

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: