Перекрестил пирожок. А зачем?

В древние времена Патриарх Фотий и царица Елена нашли в Иерусалиме Крест Господень. Подняли Древо из земли. Водрузили его на видном месте, и основали базилику на том месте, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Зачем они это сделали?
Константин+Камышанов

Священник Константин Камышанов

Есть три повода, относящимся к разным измерениям бытия. Уровень Бога. Уровень Земли и уровень человека.

Крест был поднят для Бога в знак того, что люди с любовью приняли крест Христа и, назвавшись христианами, стали частицей тела Христа – Церковью. Христиане тем самым изъявили намерение следовать за Христом не только поодиночке, но и всем народом.

Крест был поднят для земли в знак того, что у земли есть царь – Христос. И пусть никто не творит себе иного властелина жизни. Господня держава – это держава любви. Когда кто-то кого-то любит, то он умаляется, а любимого возвеличивает. В максимуме любви – крест – полное растворение в Боге и братьях.

Крест, принятый в сердце человека, говорит о том, что в личных отношениях с Богом-Отцом христианин хочет уподобиться Сыну – Христу. Согласие человека взять крест на плечи – это и акт веры и акт любви к Богу, премудро устраивающему мир.

А теперь посмотрим сами на себя и на место креста в нашей жизни.

Вот, идет человек и крестится на храм. Зачем он это делает? Какой смысл молящийся вкладывается в знамение на публике?  

Что, крест церковный недостаточно освящает город? Крест золотой, большой, виден отовсюду. А наш крест не виден почти никому. Никто не против осенения себя крестом на улицах или в автомобиле. Единственный вопрос в том, что человек в это знамение вкладывает?

Что, мы таким образом обращаем ум горожан к Богу? Покажите хоть одного обращенного в нашу веру тем, что он увидел, как некто крестился на храм, имел бороду или шел в подряснике. Нет таких.

Вот, человек крестит домашнюю трапезу или пирожок в кафе. Зачем он это делает? Что, из наших перст выходит излучение духа, убивающего микробов греха, прокравшихся в пищу? Что, наши персты – прицел, наводящий Божию благодать, как наводчик наводит выстрел? Что мы сами думаем об этом? И думаем ли вообще?

Вот, священник крестит кресты на поручах, подризнике, фелони, набедреннике. Зачем он крестит крест? Что, в самом кресте нет благодати?

В храме кресты тиражируются как обои. Внизу иконостаса – на нарисованных полотенцах, в узорах на стенах, в одежде священников и владык. Как Крест может быть обоями? Что, стены храма недостаточно благодатны после освящения храма? Как можно крест пускать узором на рубахи и автомобили? Ведь это прямая девальвация Креста.

Что во всех этих тиражируемых крестах от Креста Христова? Что в них от Его страсти и благодати? От Гефсиманской молитвы с кровью, от возгласа:

«Или, Или! лама савахфани?»

Мы, крестясь во Христа, крестимся в Его жизнь, смерть и Воскресение. Причем тут пирожок с крестным знамением?

raspyatie3

Вешая себе на перси тельник, христианин принимает не амулет на удачу и счастье, а свой маленький крест, он соглашается на драму креста, на благодать жизни с Богом, на особенную форму жизни и смерти.

Обычно же детей крестят не  в страсть Христову  и не в благодать Святого Духа, а на защиту. Как в магии. Одел крест – и бес боится волшебной силы креста. Крест у таких христиан выполняет роль отпугивателя комаров преисподней. Такой вот духовный фумитокс.

И это не только  у не образованных христиан. Павел Флоренский довел до логического максимума такое отношение к Кресту, как к самостоятельному существу.

Он вдохновился тем, что в некоторых молитвах к кресту обращаются как к живому субъекту. Его молят. От него ожидают истечения силы. Ему кланяются.

Флоренский продлил логику молитв до утверждения того, что крест есть некая онтологическая сущность, и занялся поиском места предвечного существующего креста перед Богом.

Получилось, что крест не ангел, не лицо Троицы, а некто неучтенный, живой и притом, очень важный. Далее богослов совсем запутался и дошел до абсурда, не найдя места во Вселенной живому Кресту. Такая же история вышла у мыслителя с некоей «дополнительной»  ипостасью – Премудростью Божией, которая, по его мнению, есть тоже личность. Церковь промолчала и не одобрила таких выводов.

Итак, если Церковь не признала за крестом прав личности и субъекта, то роль креста вспомогательна по отношению к человеку. Он только орудие спасения, но не его источник.

Таким образом, мы, налагая на себя крестное знамение, не покрываемся невидимым бронированным скафандром, но остаемся открытыми миру. Наша защита не в броне, а в благодати.

Перекрещиваясь, мы  как бы встряхиваем сон души и вспоминаем наш завет с Богом:

– Прости, Господи, я немного забылся за мирской суетой, но вот, вспомнил о Тебе, и снова готов встать на собственный крестный путь: Любить Тебя и людей до смерти.

Но кто так делает? Кто, крестя пирожок, обновляет обеты крещения? Кто поминает пищу, одежду, жилище и другие блага земной жизни и, приняв их от Бога, Ему и посвящает ?

Наоборот, часто в молитвах к Богу, можно слышать просьбу об избавлении от креста: убери болезнь, убери проблемы с родней, убери искушения на работе. Убери, убери, убери и дай мне покой и сладость вечного отдыха.

Просят избавить от болезни, от труда исцелять любовью заблудших ближних, от трудов по очистке сердца. Просят курорт в обмен на то, что надел крест на перси, на то, что молился кресту, на то, что крестился на храмы и пирожок.

Я не помню такого, чтобы просили и благословляли свой крест с радостью. Самые лучшие христиане произносят со сдержанной болью: «Слава Богу за все». И тон этой молитвы – как бы извиняющий Бога за ту боль, которую Он допустил потерпеть человеку.

Крест – это слишком серьезно. Это слишком величественно и священно для того, чтобы им оживлять орнаменты и накатывать валиком на стены и одежды. Где пригвождение Христа и где рот крестить? Крест – это слишком серьезно и важно, чтобы его тиражировать и обозначать без ума, по привычке.

Крест покрыт кровью и потом Христа. Крест – место смерти Христа и Его абсолютного доверия к Богу Отцу. Крест – место, посещенное Святым духом.

Он не может быть игрушкой, обоями или фрагментом привычного обряда, когда зевающий рот запечатлевают крестным священным, таинственным и драгоценным знамением.

Праздник Воздвижения Креста Господня – это не только память исторического события, показавшего язычникам-грекам и иудеям реальность существования Христа, чудо воскресения обычного человека и силу народного почитания. Сила Святого Писания и Предания не только в том, что оно есть апологетический и исторический артефакт или сборник цитат Бога, выпущенный несколько тысячелетий назад под конкретный случай. Писание не имеет границ времени. Посыл праздника направлен в не глубину истории, а к нашим сердцам.

raspyatie-ukrali

Воздвижение креста в нашем сердце – главная цель праздника.Радость праздника – от благодати, даруемой человеку, вставшему на путь Христа. Сила праздника – в силе Божией, посылаемой человеку, который проявит мужественность принять на плечи крест Господень. Величие праздника – в том, что человек принимается Богом как сын в предвечный совет Троицы и посвящается в тайны промысла Божия.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Эти слова Евангелия однозначно приводят к пониманию креста, как непременного условия служения и жизни с Христом, и условием наследия Царства Небесного.

Решимость, мужественность, любовь, терпение и согласие пред людьми и Богом нести крест Христов – есть суть праздника и момент обновления нашей личной веры.

Крест – не чудотворный предмет из драгоценного металла. Он только инструмент спасения, а вся сила только от Бога. Это у язычников ручьи, камни, бижутерия обладают силой или даже волей. У нас один Бог, и никто кроме Него не творит чудеса. Нам чудесные ручьи и березы не нужны. Нам нужен один только Бог.

Приидите боголюбивии вси, Крест честный возносимый видяще, возвеличим купно, и славу дадим, Единому Избавителю и Богу взывающе: распныйся на Древе Крестнем, не презри молящихся нас.

Вся сила только от Господа. И сила эта исходит и укрепляет нас только тогда, когда мы немного хотим быть ближе к Богу и желаем быть хоть немного похожими на любимого Бога и Отца.

Адам в Раю трудился и принимал благодать. И жизнь  верного христианина есть подобие Адамового служения.  Нам, как и Адаму, заповедано хранить и ухаживать за Раем. Ухаживать – значит трудиться трудами крестными. А хранить нужно благодать Божию. Соединение труда и благодати и есть наш малый крест – жизнь в Боге.

raspyatie-iz-blagoveshhenskoy-tserkvi-ryazani

Нам нужно хотя бы чуть-чуть хотеть жить с Богом. Все остальное доделает Сам Бог силой преображающей нас благодати и бесчисленными случаями помощи, сопровождающей верных христиан всю их нелегкую, но прекрасную жизнь. Жизнь христиан трудна, но уже во время этой жизни, все более и более подходя к смерти, она напоминает нам райский сад:

Днесь сад животный, от земных незаходимых недр происходит: на нем пригвожденнаго Христа извествует воскресение, и воздвизаемый руками священническими, Того на небеса возвещает возношение: Имже наше смешение, от еже на землю падения, на небесех жительствует. Темже благодарственне возопиим: Господи, вознесыйся на нем, и тем совознес нас, небесныя Твоея радости сподоби, яко Человеколюбец.

Помолимся и мы о том, чтобы Господь открыл нам Троическую тайну соединения креста – жертвы любви и благодати. Помолимся  о том,  чтобы войдя в замысел Бога о нас, прожить светло и достойно, хваля Бога и любя людей на радость нашему Небесному Отцу, который наблюдает за нами с  небес и по-родительски ожидает нашего скорейшего возвращения.

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Почему я ношу нательный крест

Даже с крестом на шее меня может сбить машина или поразить рак

Хорошо тебе без Бога? Живи, как сам знаешь

Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы…

На каком языке говорит Бог?

Протоиерей Константин Камышанов – о том, что означает молитва Христа, чтобы все были «едино, как и…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!