Перекрестил пирожок. А зачем?

В древние времена Патриарх Фотий и царица Елена нашли в Иерусалиме Крест Господень. Подняли Древо из земли. Водрузили его на видном месте, и основали базилику на том месте, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Зачем они это сделали?
Перекрестил пирожок. А зачем?
Фото: omsk300.ru
Константин+Камышанов

Священник Константин Камышанов

Есть три повода, относящимся к разным измерениям бытия. Уровень Бога. Уровень Земли и уровень человека.

Крест был поднят для Бога в знак того, что люди с любовью приняли крест Христа и, назвавшись христианами, стали частицей тела Христа – Церковью. Христиане тем самым изъявили намерение следовать за Христом не только поодиночке, но и всем народом.

Крест был поднят для земли в знак того, что у земли есть царь – Христос. И пусть никто не творит себе иного властелина жизни. Господня держава – это держава любви. Когда кто-то кого-то любит, то он умаляется, а любимого возвеличивает. В максимуме любви – крест – полное растворение в Боге и братьях.

Крест, принятый в сердце человека, говорит о том, что в личных отношениях с Богом-Отцом христианин хочет уподобиться Сыну – Христу. Согласие человека взять крест на плечи – это и акт веры и акт любви к Богу, премудро устраивающему мир.

А теперь посмотрим сами на себя и на место креста в нашей жизни.

Вот, идет человек и крестится на храм. Зачем он это делает? Какой смысл молящийся вкладывается в знамение на публике?  

Что, крест церковный недостаточно освящает город? Крест золотой, большой, виден отовсюду. А наш крест не виден почти никому. Никто не против осенения себя крестом на улицах или в автомобиле. Единственный вопрос в том, что человек в это знамение вкладывает?

Что, мы таким образом обращаем ум горожан к Богу? Покажите хоть одного обращенного в нашу веру тем, что он увидел, как некто крестился на храм, имел бороду или шел в подряснике. Нет таких.

Вот, человек крестит домашнюю трапезу или пирожок в кафе. Зачем он это делает? Что, из наших перст выходит излучение духа, убивающего микробов греха, прокравшихся в пищу? Что, наши персты – прицел, наводящий Божию благодать, как наводчик наводит выстрел? Что мы сами думаем об этом? И думаем ли вообще?

Вот, священник крестит кресты на поручах, подризнике, фелони, набедреннике. Зачем он крестит крест? Что, в самом кресте нет благодати?

В храме кресты тиражируются как обои. Внизу иконостаса – на нарисованных полотенцах, в узорах на стенах, в одежде священников и владык. Как Крест может быть обоями? Что, стены храма недостаточно благодатны после освящения храма? Как можно крест пускать узором на рубахи и автомобили? Ведь это прямая девальвация Креста.

Что во всех этих тиражируемых крестах от Креста Христова? Что в них от Его страсти и благодати? От Гефсиманской молитвы с кровью, от возгласа:

«Или, Или! лама савахфани?»

Мы, крестясь во Христа, крестимся в Его жизнь, смерть и Воскресение. Причем тут пирожок с крестным знамением?

raspyatie3

Вешая себе на перси тельник, христианин принимает не амулет на удачу и счастье, а свой маленький крест, он соглашается на драму креста, на благодать жизни с Богом, на особенную форму жизни и смерти.

Обычно же детей крестят не  в страсть Христову  и не в благодать Святого Духа, а на защиту. Как в магии. Одел крест – и бес боится волшебной силы креста. Крест у таких христиан выполняет роль отпугивателя комаров преисподней. Такой вот духовный фумитокс.

И это не только  у не образованных христиан. Павел Флоренский довел до логического максимума такое отношение к Кресту, как к самостоятельному существу.

Он вдохновился тем, что в некоторых молитвах к кресту обращаются как к живому субъекту. Его молят. От него ожидают истечения силы. Ему кланяются.

Флоренский продлил логику молитв до утверждения того, что крест есть некая онтологическая сущность, и занялся поиском места предвечного существующего креста перед Богом.

Получилось, что крест не ангел, не лицо Троицы, а некто неучтенный, живой и притом, очень важный. Далее богослов совсем запутался и дошел до абсурда, не найдя места во Вселенной живому Кресту. Такая же история вышла у мыслителя с некоей «дополнительной»  ипостасью – Премудростью Божией, которая, по его мнению, есть тоже личность. Церковь промолчала и не одобрила таких выводов.

Итак, если Церковь не признала за крестом прав личности и субъекта, то роль креста вспомогательна по отношению к человеку. Он только орудие спасения, но не его источник.

Таким образом, мы, налагая на себя крестное знамение, не покрываемся невидимым бронированным скафандром, но остаемся открытыми миру. Наша защита не в броне, а в благодати.

Перекрещиваясь, мы  как бы встряхиваем сон души и вспоминаем наш завет с Богом:

– Прости, Господи, я немного забылся за мирской суетой, но вот, вспомнил о Тебе, и снова готов встать на собственный крестный путь: Любить Тебя и людей до смерти.

Но кто так делает? Кто, крестя пирожок, обновляет обеты крещения? Кто поминает пищу, одежду, жилище и другие блага земной жизни и, приняв их от Бога, Ему и посвящает ?

Наоборот, часто в молитвах к Богу, можно слышать просьбу об избавлении от креста: убери болезнь, убери проблемы с родней, убери искушения на работе. Убери, убери, убери и дай мне покой и сладость вечного отдыха.

Просят избавить от болезни, от труда исцелять любовью заблудших ближних, от трудов по очистке сердца. Просят курорт в обмен на то, что надел крест на перси, на то, что молился кресту, на то, что крестился на храмы и пирожок.

Я не помню такого, чтобы просили и благословляли свой крест с радостью. Самые лучшие христиане произносят со сдержанной болью: «Слава Богу за все». И тон этой молитвы – как бы извиняющий Бога за ту боль, которую Он допустил потерпеть человеку.

Крест – это слишком серьезно. Это слишком величественно и священно для того, чтобы им оживлять орнаменты и накатывать валиком на стены и одежды. Где пригвождение Христа и где рот крестить? Крест – это слишком серьезно и важно, чтобы его тиражировать и обозначать без ума, по привычке.

Крест покрыт кровью и потом Христа. Крест – место смерти Христа и Его абсолютного доверия к Богу Отцу. Крест – место, посещенное Святым духом.

Он не может быть игрушкой, обоями или фрагментом привычного обряда, когда зевающий рот запечатлевают крестным священным, таинственным и драгоценным знамением.

Праздник Воздвижения Креста Господня – это не только память исторического события, показавшего язычникам-грекам и иудеям реальность существования Христа, чудо воскресения обычного человека и силу народного почитания. Сила Святого Писания и Предания не только в том, что оно есть апологетический и исторический артефакт или сборник цитат Бога, выпущенный несколько тысячелетий назад под конкретный случай. Писание не имеет границ времени. Посыл праздника направлен в не глубину истории, а к нашим сердцам.

raspyatie-ukrali

Воздвижение креста в нашем сердце – главная цель праздника.Радость праздника – от благодати, даруемой человеку, вставшему на путь Христа. Сила праздника – в силе Божией, посылаемой человеку, который проявит мужественность принять на плечи крест Господень. Величие праздника – в том, что человек принимается Богом как сын в предвечный совет Троицы и посвящается в тайны промысла Божия.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Эти слова Евангелия однозначно приводят к пониманию креста, как непременного условия служения и жизни с Христом, и условием наследия Царства Небесного.

Решимость, мужественность, любовь, терпение и согласие пред людьми и Богом нести крест Христов – есть суть праздника и момент обновления нашей личной веры.

Крест – не чудотворный предмет из драгоценного металла. Он только инструмент спасения, а вся сила только от Бога. Это у язычников ручьи, камни, бижутерия обладают силой или даже волей. У нас один Бог, и никто кроме Него не творит чудеса. Нам чудесные ручьи и березы не нужны. Нам нужен один только Бог.

Приидите боголюбивии вси, Крест честный возносимый видяще, возвеличим купно, и славу дадим, Единому Избавителю и Богу взывающе: распныйся на Древе Крестнем, не презри молящихся нас.

Вся сила только от Господа. И сила эта исходит и укрепляет нас только тогда, когда мы немного хотим быть ближе к Богу и желаем быть хоть немного похожими на любимого Бога и Отца.

Адам в Раю трудился и принимал благодать. И жизнь  верного христианина есть подобие Адамового служения.  Нам, как и Адаму, заповедано хранить и ухаживать за Раем. Ухаживать – значит трудиться трудами крестными. А хранить нужно благодать Божию. Соединение труда и благодати и есть наш малый крест – жизнь в Боге.

raspyatie-iz-blagoveshhenskoy-tserkvi-ryazani

Нам нужно хотя бы чуть-чуть хотеть жить с Богом. Все остальное доделает Сам Бог силой преображающей нас благодати и бесчисленными случаями помощи, сопровождающей верных христиан всю их нелегкую, но прекрасную жизнь. Жизнь христиан трудна, но уже во время этой жизни, все более и более подходя к смерти, она напоминает нам райский сад:

Днесь сад животный, от земных незаходимых недр происходит: на нем пригвожденнаго Христа извествует воскресение, и воздвизаемый руками священническими, Того на небеса возвещает возношение: Имже наше смешение, от еже на землю падения, на небесех жительствует. Темже благодарственне возопиим: Господи, вознесыйся на нем, и тем совознес нас, небесныя Твоея радости сподоби, яко Человеколюбец.

Помолимся и мы о том, чтобы Господь открыл нам Троическую тайну соединения креста – жертвы любви и благодати. Помолимся  о том,  чтобы войдя в замысел Бога о нас, прожить светло и достойно, хваля Бога и любя людей на радость нашему Небесному Отцу, который наблюдает за нами с  небес и по-родительски ожидает нашего скорейшего возвращения.

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Хорошо тебе без Бога? Живи, как сам знаешь

Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы…

На каком языке говорит Бог?

Протоиерей Константин Камышанов – о том, что означает молитва Христа, чтобы все были «едино, как и…

Декоративное крестоношение

Крест не бывает насильным и непосильным