Я-то хороший, а он – нет!

Один человек, много раз бывавший на Афоне, как-то сказал: «И что толку в том, что я езжу туда так часто? Моя жизнь всё равно не меняется!» Потому что самое главное – это внутренние изменения, говорит мудрый архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

В жизни случаются удивительные вещи. Годы, отпущенные нам Богом на земле, очень важны. В них сокрыта огромная тайна. У всех нас есть предназначение. Перед каждым стоит уникальная цель, и, потеряв эту цель, мы утрачиваем и всё остальное.

Не существует никаких гарантий. Поэтому некоторые святые отцы и сравнивают христианина с канатоходцем. В детстве я видел в цирке таких акробатов. Они осторожно идут по канату к противоположной стене. Одно неверное движение – и ты летишь вниз.

Да, обычно есть страховочная сетка, но однажды я видел, как канатоходец не удержался, и это было так страшно, что зрители в ужасе закричали.

Так и в Церкви. Мы все ходим по канату, и нужно быть очень внимательными, потому что это опасное занятие. Да, ощущение полета и легкости прекрасно, но необходимо дойти до конечной точки, чтобы оказаться в безопасности.

Некоторые атеисты в итоге обращаются к Богу. И, заблудшие, измученные, запутавшиеся в своих теориях и мыслях, теперь они со Христом. А многие христиане, выросшие в Церкви, с легкостью забывают о Нем и уходят. А ведь когда-то им казалось, что они любят Христа…

Жизнь – это море. И жизнь в Церкви – тоже море. Вот почему, молясь Пресвятой Богородице, мы называем Ее «пристанищем житейских плаваний». «Радуйся, Пристанище житейских плаваний!» (из акафиста Пресвятой Богородице – прим. перевод.)

Все мы ищем тихую гавань, куда можно направить свой корабль в житейском море. Всем нам необходим причал, потому что, пока якорь не брошен, нельзя быть уверенным в своем спасении.

Во время Великого поста даже поется такая молитва: «Переплыв половину моря воздержания, мы найдем спасительную пристань… Удостой нас, Человеколюбец, увидеть и день славного Твоего воскресения» (молитва в субботу 4-й седмицы Великого поста – прим. перевод.)

Мы постимся, а затем вкушаем богатые яства – но не земную, а небесную пищу, Тело и Кровь воскресшего Иисуса, Победителя смерти. Победителя любой непогоды, любого страха и неуверенности. Дай доплыть нам, Боже!

Переплыть море воздержания. Что означают эти слова? Мы не уверены в том, что доплывем, не утонем. Поэтому не следует думать, что это совсем нетрудно и с нами всё будет в порядке. Нет. Мы входим в открытое море – и теперь надо быть очень внимательными. В борьбе с волнами необходимы благоразумие, рассудительность, трезвение. Плывем аккуратно и смотрим в оба, потому что неизвестно, откуда появится опасность.

Нет, не нужно тревожиться и тем более паниковать. Важно просто следить за тем, чтобы труд не был напрасным. Будем как херувимы, которых изображают с множеством глаз – внизу, наверху, спереди, сзади… Будем такими же пламенными, огненными херувимами, внимательно оглядывая свой путь. А самоуверенность может привести к поломке корабля и его крушению, после чего придут сожаление и скорби.

Один человек, много раз бывавший на Афоне, как-то сказал: «И что толку в том, что я езжу туда так часто? Моя жизнь всё равно не меняется!» Но ведь самое главное – это внутренние изменения. В противном случае самые прекрасные вещи, которые происходят с нами и должны бы способствовать спасению, могут привести к кораблекрушению. Тихая гавань может оказаться местом разочарования и катастрофы.

Как говорят афонские старцы про тех, кто приезжает на Афон и при этом не извлекает для себя никакой духовной пользы: «Жалко, зря потратил деньги на билет!» Ездишь туда-сюда, а что толку? Есть ли перемены? Вот что важно. Хорошо быть церковным человеком, но надо жить так, как хочет Бог, а не успокаивать себя словами: «Всё равно я хороший».

Мы, христиане, несем огромную ответственность, проповедуя Евангелие. Но лишь единицы из нас являются христианами на деле, нося в сердце Христа. А большинство только называются, являясь не такими, какими следовало бы быть. Мы не даем людям представления о тихой гавани – Христе. О внимании, рассуждении, трезвении, бдительности. Люди смотрят на нас – таких благочестивых и идеальных – и не видят раскрытых объятий, не видят, что в Церкви может спастись каждый, что все мы – братья. И что даже если ты, брат, сегодня грешен, то знай: вчера я был таким же, даже хуже. Но Бог помог мне, привел к Себе, и тебя Он приведет к Себе так же, потому что может всё. Говорим ли мы такие слова? Нужно обязательно давать людям надежду, а не заниматься самооправданием и самовнушением о собственном спасении.

Фото AP

Фото AP

Св. Исаак Сирин рассказывает о враге нашего спасения страшные вещи. Диавол постоянно воюет с нами – самыми разными способами. Во-первых, он не дает людям стать христианами. Не дает им изменить свою жизнь.

Он хочет, чтобы мы продолжали жить так, как живем сейчас. Ненавидим кого-то – пускай ненавидим и дальше. Не знаем Бога – пусть и дальше Его не знаем. Диавол не хочет, чтобы человек вышел из мрака, духовной слепоты, злобы, ненависти и страстей. Он хочет, чтобы мы всегда оставались там.

А если всё-таки удается вырваться и устремиться к Богу, то диавол делает всё, чтобы человек не продолжил идти по верному пути. «Ага, сейчас ты убежал от меня, – говорит он. – Но ничего, мы еще встретимся. Я обязательно появляюсь на следующем перекрестке твоей христианской жизни. Думаешь, от меня так легко убежать? Так легко превратиться из грешника в христианина? Не-ет, я не оставлю тебя в покое до самого конца! Буду подбрасывать тебе трудности, проблемы, разочарования – чтобы в конце концов ты сказал: “Не могу больше! Христианином мне так и не стать. Это очень трудно. Всё равно ничего не меняется. Пришел в церковь раз, другой, третий – а всё как и прежде…”»

Вот откуда появляется разочарование, уныние, желание вернуться к прежней жизни. Но если преодолеть это искушение и продолжить борьбу за то, чтобы жить по-христиански, то враг и тут не успокоится. Св. Исаак Сирин говорит, что в таком случае диавол старается отобрать результат нашей духовной борьбы. Это уже третий этап его войны с человеком, таящий в себе большую опасность.

Враг уже не препятствует духовной жизни, но пытается осквернить, а затем и уничтожить то, что приобретено на этом пути. Он внушает тщеславие и самоуверенность: «Ты-то хороший, а вот он – нет!»

Происходит постоянное самоуспокоение, и человек начинает думать: «Слава Богу, я хороший. Другие – не такие. В нашем доме я – единственный христианин! Ведь никто из соседей не молится, а я молюсь. Никто не ходит в церковь по воскресеньям, а я хожу. Никто не постится, ни у кого нет такой прекрасной семьи с замечательными детьми, как у меня…» Разве мы не думаем так? Да, хорошо, если всё это действительно имеет место, но нужно жить такой жизнью без тщеславия, которое делает все наши старания напрасными. Созидай, но помни, что тщеславие, надменность и гордыня разрушают всё, что ты делаешь.


Читайте также:

Можно стать безгрешным, но – не насильно

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Не забудьте выключить телевизор

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, что делать с мыслями-паразитами и как услышать голос Бога