Главная Новости

Петиция в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями направлена президенту

В письме подчеркивается, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением системе таких школ и программ.

3 декабря. ПРАВМИР. Открытое письмо на имя президента и председателя Правительства РФ в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями опубликовано на сайте Change.org.

Авторы обращения выражают тревогу в связи с тем, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы.

Это одаренные дети, дети с повышенной учебной мотивацией, дети с ограниченными физическими возможностями, в том числе дети, проходящие надомное обучение, а также дети с девиантным поведением, уточняют авторы.

В письме подчеркивается, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением системе таких школ и программ.

«Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов», — сказано в обращении.

Авторы отмечают, что, несмотря на это, в стране происходит перевод всех школ на нормативно-подушевое финансирование,  а школы, обучающие детей с разными потребностями, сливаются друг с другом безо всякого научно-методического обоснования. В то время как на смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке, соответствующей инфраструктуры, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся, а также финансирование этой работы.

«Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией», — заявляют авторы письма.

Нормативное финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы, сказано в обращении, кроме того, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив их суть.

С окончательным введением в действие Федерального закона №83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг», однако, в школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены.

«Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании» фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено», — выражают тревогу подписанты.

По закону детям с повышенной учебной мотивацией обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежные поощрения за выдающиеся успехи, однако нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей.

Авторы требуют принять следующие первоочередные меры:

1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями.

2. Разработать систему государственного финансирования, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией.

3. Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента и широкого обсуждения его результатов.

Петицию подписали директора и  учителя российских школ, представители научного и преподавательского сообщества.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.