Петиция в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями направлена президенту

|

3 декабря. ПРАВМИР. Открытое письмо на имя президента и председателя Правительства РФ в защиту школ для детей с особыми образовательными потребностями опубликовано на сайте Change.org.

Авторы обращения выражают тревогу в связи с тем, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы.

Это одаренные дети, дети с повышенной учебной мотивацией, дети с ограниченными физическими возможностями, в том числе дети, проходящие надомное обучение, а также дети с девиантным поведением, уточняют авторы.

В письме подчеркивается, что курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением системе таких школ и программ.

“Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов”, – сказано в обращении.

Авторы отмечают, что, несмотря на это, в стране происходит перевод всех школ на нормативно-подушевое финансирование,  а школы, обучающие детей с разными потребностями, сливаются друг с другом безо всякого научно-методического обоснования. В то время как на смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке, соответствующей инфраструктуры, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся, а также финансирование этой работы.

“Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией”, – заявляют авторы письма.

Нормативное финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы, сказано в обращении, кроме того, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив их суть.

С окончательным введением в действие Федерального закона №83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг», однако, в школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены.

“Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании» фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено”, – выражают тревогу подписанты.

По закону детям с повышенной учебной мотивацией обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежные поощрения за выдающиеся успехи, однако нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей.

Авторы требуют принять следующие первоочередные меры:

1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями.

2. Разработать систему государственного финансирования, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией.

3. Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента и широкого обсуждения его результатов.

Петицию подписали директора и  учителя российских школ, представители научного и преподавательского сообщества.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Ольга Васильева объявила новую реформу образования

Школы будут переданы от муниципальных властей региональным

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Вы точно никогда не были в кабинете у директора по такому поводу

Физик Андрей Ростовцев: Академическая сфера будет сжиматься, как шагреневая кожа

Сегодня Минобрнауки опровергает сокращение ученых, а завтра эта информация появится в другом месте и формате

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!