Плод веры. Протоиерей Александр Ильяшенко – о «Правмире» и «Непридуманных рассказах о войне» (+видео)

Непридуманные рассказы о войне – зачем их собирать и как использовать в воспитательных целях? Протоиерей Александр Ильяшенко рассказывает об инициированных им медиапроектах «Православие и мир» и «Непридуманные рассказы о войне».

– В прошлой программе вы подробно и интересно рассказали о своей семье. Основываясь на собственном опыте семейной жизни, вы написали целую книгу, посвященную тому, как создавать и сохранять семейное счастье. Насколько необходимо наших детей и современную молодежь учить в школе основам семейной жизни? В разных регионах существуют целые предметы под названием «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», но на федеральном уровне это пока не принимается.

– Мне кажется, нужно постараться уберечь детей от перегрузок. Ведь сейчас дети с младших классов чуть ли не целый рабочий день проводят в школе. Недавно прочитал, что главная задача школы – научить детей учиться, а не отбить охоту. У нас сейчас мало слышно про «Филиппков», которые рвались бы в школу получить образование. Наоборот, если кто-то вспоминает о своей жизни, то рассказывает о том, как он гонял в футбол или студентом бегал в пивную, вместо того чтобы слушать лекции.

У нас изменилось отношение к образованию в том числе потому, что оно стало насыщенным массой ненужных или даже несогласованных предметов. Говорить о нормальной семейной жизни, конечно, нужно, но это можно делать на уроках истории, литературы, русского языка, других гуманитарных предметов, а может быть, и на каждом предмете, надо только подумать, как это гармонично включить. Наверняка среди великих ученых были люди, создавшие прекрасные семьи. Например, я знаю, что Менделеев был семнадцатым ребенком, это достаточно упомянуть, чтобы детям такой факт запомнился на всю жизнь. Бетховен был из большой семьи. Если об этом говорить, то это уже очень много.

Что касается литературы, здесь масса глубочайших наблюдений о том, как человек должен себя вести. Например, в «Гамлете», написанном в средневековье, когда семейные устои были очень прочными, Шекспир со свойственной ему гениальностью вкладывает в уста отца и брата Офелии слова о том, как должна вести себя девушка, как относиться к ухаживаниям молодого человека. Они просто на все времена! У нас в школе почему-то до сих пор изучают пьесу Островского «Гроза», в которой жена изменяет мужу, причем она живет благополучно, совсем не бедная, не голодная, просто ей делать нечего; молодая сильная женщина начинает вести себя ненормально.

На негативном примере никого ничему не научишь. У того же Островского есть прекрасные пьесы, например «Сердце не камень». Там ситуация обратная: муж, богатый купец, который старше жены, ведет себя безобразно, непонятно, любит он жену или не любит. Ее пытаются спровоцировать и соблазнить, а она хранит верность этому совершенно несимпатичному мужу. Он видит красоту ее характера и понимает, как он был жесток, какой замечательный человек перед ним. Нужно учить на позитивных примерах, ведь это тоже о семье! Для чего какой-то специальный предмет? Это просто смешно.

Фото: usue.ru

Фото: usue.ru

– Образ семьи формируется в том числе средствами массовой информации. Вы говорите о литературе, но сейчас молодежь больше смотрит телевизор, а еще больше сидит в интернете. Какой образ семьи, на ваш взгляд, формируется в этих пространствах?

– Я думаю, что он уже сформирован и его можно выразить одной циничной фразой, которая стала широко распространенной: брак любви не помеха. Считается, что каждый мужчина имеет право иметь жену и ходить «налево». Это мнение создает наша система образования, телевидение, псевдокультура, СМИ. Заметьте, фраза очень зависит от контекста, в котором она произносится. Вот я произношу эту фразу, естественно, с негативным отношением, а там, где она произносится с позитивом, все воспринимают ее на «ура».

– С чем было связано ваше решение и решение ваших прихожан о создании сайта «Православие и мир»? Вы были одним из инициаторов, вдохновителем и до сих пор являетесь руководителем этого проекта.

– Мои прихожане Анатолий Данилов и Анечка Любимова познакомились в интернете, обсуждая какие-то интересные идеи. У Анны очень сильный характер, она совершенно незаурядный человек. Анатолий пришел в храм, стал исповедоваться. Он всю жизнь занимался информационными технологиями, имел небольшую фирму, и у него возникла идея создать приходской сайт. Стали думать, как его назвать. Я предложил назвать его «Православие и мир», чтобы говорить обо всём с православной точки зрения. Должна быть широта подхода, потому что когда сосредоточиваются только на узко православных, конфессиональных вопросах, это резко сокращает аудиторию.

Самое главное, мне кажется, с людьми разговаривать по-людски. Если я получаю доступ к средствам массовой информации, это не значит, что я лучше и могу «выпендриваться» перед своей аудиторией, говорить на каком-то профессиональном жаргоне, которого никто, кроме меня, не понимает. Я должен обращаться к людям так, чтобы донести до них то, что я считаю важным. И действительно, нужно стараться отбирать это важное.

– Что это важное, что вы доносите на страницах портала?

– Известны слова Некрасова: «Сеять разумное, доброе, вечное». Стараемся сохранять доброжелательность атмосферы, компетентность, важность проблемы, разнообразие. «Православие и мир» – это еще и полемическая площадка, потому что нельзя претендовать на истину в последней инстанции. Если мне что-то нравится, это не значит, что я не должен «пускать» то, с чем не согласен (если это не является каким-то принципиальным расхождением).

Разные точки зрения, представленные на портале, позволяют людям вырабатывать свою точку зрения, поддерживать интерес к тем материалам, которые мы публикуем. У нас посещаемость уже превысила два-три миллиона уникальных посетителей в месяц. Так что широта подхода, мне кажется, очень важна, необходима; нельзя заужать проблематику, нужно говорить об острых проблемах. Конечно, как говорил Пушкин, слово писателя уже есть его дело, то есть надо понимать, что не всякое слово ты имеешь право произнести. Подать его нужно таким образом, чтобы оно прозвучало так, как ты бы хотел, чтобы тебя нельзя было превратно истолковать, понять в противоположном негативном смысле. Должна быть большая ответственность человека, который обращается к такой широкой аудитории, и тут должен существовать медицинский принцип «Не навреди».

Мы стараемся эти принципы соблюдать и поддерживать. Недавно иду по улице, мамочка с ребенком обратилась: «Отец Александр, благословите». Я говорю: «Откуда вы меня знаете?» А она отвечает: «Я читаю «Православие и мир». Это очень приятно. Узнают и на Святой Земле, и в Белоруссии, где я был недавно. Действительно, Господь благословил это большое дело.

– Как вы пришли к созданию другого сайта, который называется «Непридуманные рассказы о войне»?

Фото: usue.ru

Фото: usue.ru

– Военной тематикой я интересовался с детства, как многие мальчишки. Еще очень важно, что мой папа тоже этим интересовался. В 50-е, послевоенные годы стали издавать мемуары немецких генералов, он собирал эту библиотеку. Был очень интересен взгляд с другой стороны. Мне кажется, в этом принципиальный подход: ошибкой будет смотреть только с одной точки зрения, пусть патриотической, но зауженной. На одной конференции выступал специалист: «Ужас, до чего мы дошли, мы теперь печатаем воспоминания немецких солдат, офицеров, генералов!» Когда до меня дошла очередь выступить, я сказал, что это, наоборот, колоссальное приобретение, потому что мы видим войну их глазами и можем сравнивать.

Одно из страшных впечатлений, которое я вынес при изучении воспоминаний немецкого солдата, было о том, как они развлекались: хватали пленных, привязывали к столбу или забору руками назад, вырывали чеку из гранаты, совали пленному в карман шинели и отбегали в сторону. У немецких гранат время задержки немного больше, чем у нас, поэтому солдат успевал отбежать и смотрел, как человек мучается последние 10-15 секунд своей жизни. Это не придумаешь. Я могу продолжить, но не хочу. Создается эффект присутствия.

И наоборот, виден потрясающий нравственный уровень наших солдат. Ныне покойный профессор, очень талантливый известный ученый, филолог Владимир Николаевич Журавлев был в Венгрии, услышал пронзительный девичий крик и пьяный тяжелый мат. Он был начальником радиостанции, поднял своих бойцов, побежал на крик и увидел: их пьяный полковник волочет венгерочку к себе. Он приказывает своим солдатикам его связать, венгерочку отпускают, волокут полковника в избу, чтобы он там проспался. В результате этот полковник вычеркнул его из наградного списка. Наверное, за это он у Господа награду получил.

– Сколько таких рассказов на сайте? Кто их присылает?

– У нас более тысячи материалов. Значительная часть их взята из опубликованной литературы, мы просто выбираем наиболее яркие места. Про немецкого солдата взято из книги Ги Сайера «Последний солдат Третьего рейха», она вышла лет десять назад. Такие яркие воспоминания из книг мы копируем и размещаем, указываем источник. Значительную часть материалов люди присылают, находя наш сайт. Многие рассказы взяты из интернета. Стали появляться переводные материалы, у нас есть специалисты, которые знают немецкий, английский. И напротив, переводим на немецкий и английский языки какие-то наши материалы. К сожалению, у нас возможности ограничены, а вообще было бы очень интересно расширить работу с материалами на иностранных языках.

– Насколько воспоминания наших солдат интересны жителям Германии, Великобритании? Если перевести и издать книгу, она будет востребована на Западе?

– Читают, обращаются, интерес есть. Однако это нужно раскручивать, а у нас возможности ограничены. Я думаю, книга была бы востребована, но, как показывает опыт, не так трудно книгу написать, как трудно ее распространить. Проблема в том, как ее туда привезти, в какие магазины, будут брать или не будут, возможно, надо распространять через какой-то интернет-магазин. Вплотную этой проблемой не занимались (пока объем материалов на иностранных языках незначительный), но она есть. Мне кажется, эта информация необходима, потому что иностранцы не знают, что пришлось пережить русским людям. У них об этом пишут гораздо меньше, для них это уже вчерашний снег – было и прошло.

Бойцы 3-го Украинского фронта в уличных боях за Будапешт

Бойцы 3-го Украинского фронта в уличных боях за Будапешт

– И отличается восприятие самих результатов войны…

– Они видели наших солдат на своей территории. Были, как я сказал, определенные бесчинства, но их масштаб значительно преувеличивается, мне приходится сталкиваться с откровенной ложью. Это от недостатка информации и у нас самих, и за рубежом. Мне кажется, очень важно им показать, что пережил русский народ.

– Какова роль Российского государства в этом? Может ли оно этому способствовать?

– Знаменитые слова есть в комедии «Горе от ума»: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи». Нам нужна правдивая информация о том, как шла война, по возможности с широким охватом, не только то, что пишут историки, маршалы. Хотя это тоже очень интересно, важно и нужно! Мало кто знает замечательный эпизод, о котором очень ярко написал сам маршал Конев. Январь 1945 года, наши войска переходят в наступление, которое готовилось несколько месяцев, эшелоны и боеприпасы ежедневно прибывают, их нужно развезти по всем частям, батареям, чтобы избыток этих боеприпасов позволял не останавливаться.

Начинается артподготовка. Я читал воспоминания солдата, который был на передовой. Он писал, что артподготовка была чудовищная, на немецкой передовой был огонь, земля… ужас! Сорок пять минут это продолжается, наши штурмовые батальоны поднимаются и идут в атаку, немцы начинают отвечать из всех своих огневых средств, и это, оказывается, были только предварительные действия, чтобы выявить систему немецкого огня. Потом еще на полтора часа настоящая артподготовка. Я не могу передать, но этот солдат это видел, у него просто не было слов, чтобы описать тот кошмар, который там творился.

Всё было очень четко: рассчитали, что немецкие резервы будут выдвигаться, перенесли огонь, ударили по их резервам, прорвали линию обороны и ринулись вперед. Темпы наступления были такие же, как у немцев в 41-м году, и даже лучше. Конев охватывает сотни километров, огромный Силезский район, в том числе древнюю столицу – средневековый Краков (кто бывал, видел, насколько это прекрасный город).

Конев понимает, что если он замкнет кольцо окружения, то это высший «шик»: окружение огромной германской группировки. Но потом ему придется выбивать ее из этого густонаселенного культурного центра, города будут разрушены (действительно, немцы заминировали Краков). Тогда он принимает решение оставить им путь к отступлению. Немцы стремительно убегали, не успев взорвать Краков. Поляки это оценили; когда я был в Польше, они говорили, что благодарны Коневу за то, что он сохранил их город. В Кракове был ему памятник, который, говорят, недавно снесли.

Первые советские пехотинцы на улицах Кракова, январь 1945 года

Первые советские пехотинцы на улицах Кракова, январь 1945 года

Когда воспоминания маршала дополняются воспоминаниями того, кто непосредственно это видел, картина становится необыкновенно реальной. Мне кажется, что чем шире, чем ближе к непосредственному участнику событий, тем лучше. Конечно, нужно их проверять, чтобы не было измышлений, потому что память людей подводит или не очень добросовестные интервьюеры хотят «протащить» свою концепцию. Но когда у тебя много материалов, тогда можно сравнивать.

Бывает, об одних и тех же событиях пишут по-разному, и надо разбираться. У нас есть несколько совпадений (если поискать, наверное, будет и больше), когда люди пишут об одном и том же с разных сторон фронта. Потрясающе интересно! Создается картина совершенно фантастическая, рельефная, яркая, правдоподобная. Начинаешь понимать, что пережили наши люди. Изучая эти воспоминания, я понял, почему именно русскому народу Господь вручил победу. Победа от Бога, и заслужил ее не социалистический строй, не коммунистическая партия, а русский народ, который в очень тяжелых условиях проявил себя как народ-богоносец с феноменальной стороны, с которой мы, к сожалению, недостаточно знакомы.

– Как наши телезрители могут прислать вам свои рассказы, воспоминания своих родственников?

– Спасибо, что вы об этом сказали. Обращаемся ко всем, у кого сохранились какие-то письма или воспоминания, может быть – какие-то стихотворения. Сайт называется «Непридуманные рассказы о войне», можно набрать в поисковике. Там есть почта редакции. Мы будем очень благодарны за такие воспоминания.

Ведущий Александр Гатилин

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Правмир» – людям о людях

Pravmir – о том, какие темы интересовали наших читателей в апреле, и о том, чего можно…

Как молодой узурпатор Византийскую империю спас (видео)

Деяния императора Алексея вызывают оживленную полемику среди историков

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: