«По благословению старцев»?

|

Дорогие читатели, мы рады возобновлению нашей рубрики ответов на комментарии и письма. Приносим извинения за перерыв в этих публикациях – в последние недели работа редакции в основном была сосредоточена вокруг освещения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Но отвечать на письма и комментарии непросто в любое, даже менее напряженное время, поскольку выбрать несколько писем очень сложно: хочется ответить на каждое, и не двумя строчками, а целой развернутой публикацией. Мы пытаемся воплощать это дело в жизнь и готовим статьи и интервью в первую очередь, именно по материалам писем.

Начнем в этот раз с благодарности. Как вы знаете, сайт существует на пожертвования читателей, и у нас нет средств ни на одну полноценную ставку сотрудника. Мы благодарим наших жертвователей, с чьей помощью мы выплачиваем гонорары журналистам, просим всех жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения. На прошлой неделе мы обратились с просьбой о помощи в ведении нескольких разделов и наши просьбы не остались неуслышанными, благодарим присоединившимся к нам помощников за неравнодушие и желаем им помощи Божией!

Есть еще одна область, где нам не справиться без вашей помощи: нам очень нужен бильд-редактор (редактор по иллюстрациям). Кто-то из читателей недоволен использованием на сайте фотографий из фотобанков, кто-то, напротив, критикует нас за то, что на сайте слишком часто появляются фото сотрудников сайта (специально снимающих тематические фотографии для иллюстраций). Мы просим откликнуться того, кто сможет подбирать к каждой нашей статье хорошие тематические и жанровые фотографии, которые смогут более полно раскрывать смысл статьи. Просим всех присылать нам свои   фото и ссылки на хорошие иллюстрации в интернете.

Теперь перейдем к ответам на письма и комментарии.

Не в первый раз зашел в комментариях разговор о докторе богословия диаконе Андрее Кураеве.

« Есть мнение, в том числе и старческое, что он в прелести. Я трудов Кураева не читала, но после разговора с батюшкой, взяла у знакомых одну их книг Кураева и стала изучать. Мне встретились 2 момента:
– о. Андрей считает нормальным и допустимым осенять себя двоеперстием
– табачный дым, пишет он, как ни странно, отпугивает бесов. И вообще, о многих священниках и даже святых подвижниках есть сведения, что они курили. Так что, делает он вывод, курение не так и страшно.

Я, честно говоря, была в шоке от подобных рассуждений. Хотя многие вещи в его трудах и очень интересные и глубокие.

Так вот, еще я батюшку спрашивала: “Но так ведь о. Андрей людей к Церкви приводит – благое же дело делает” – батюшка отвечал: “Когда людей к Церкви приводят такой тропой, смешанной с ересью, лучше бы это не делали, т.к. людей потом очень сложно переучивать, это тонкие вещи”.

Вы уж простите, что пишу все это – но, может, вам выяснить этот момент поподробнее? (если есть возможность – у старцев). Может, и не стоит его материалы на сайте публиковать?

Извините, ради Бога. Только не гневайтесь, плохого ничего не хотела своим мнением », – написала нам Елена.

Это мнение встретило очень живое несогласие других читателей. Постараемся кратко выразить редакционное мнение:

– Слово «старческое мнение» – очень непростое в наши дни слово, особенно, когда оно употребляется без указания на имена самих старцев. Иногда такой оборот похож на прием анонимной экспертизы в журналистики: «Врачи считают, что в данной ситуации есть основания для паники», при этом не уточняется, какие именно врачи так считают.

Есть ли в России сейчас старцы – вопрос непростой – об этом очень хорошо сказал архимандрит Кирилл (Павлов) “Старцы не знаю. Старики есть”.

В околоправославной среде по руках ходят книжечки, в которых содержится действительно немало еретических мыслей, но на обложке написано: «По благословению старцев».

– Слово ересь надо также употреблять очень внимательно – это сознательное отклонение от догматов веры, искажающее религиозное учение. «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством…», – писал свт. Игнатий Брянчанинов.

Поэтому нужно ясно уметь отличать ересь, искажение догматов веры от богословского мнения, да и просто утверждения личного мнения по определенному вопросу.

Очень важно понимать, что существует широкий круг вопросов, по которым нет учения Православной Церкви, а есть только определенные высказывания священнослужителей. Например, Русская Православная Церковь не имеет суждения относительно «Мастера и Маргариты» М. Булгакова или фильма «Титаник». Поэтому, если мнения одного богослова не совпадают с мнением другого богослова – это не ересь, а попытка интерпретации и осмысления определенного факта.

Отец Андрей Кураев на протяжении примерно последних 15 лет один из самых активных и талантливых миссионеров и церковных ораторов, то дело, которое сделал он невозможно переоценить: сколько людей избежало сект, сколько открыло для себя Православие, сколько людей стали читать Священное Писание и труды святых отцов. При этом одно из главных достоинств работ отца Андрея – в отсутствии поверхностных фраз и формулировок. Безусловно, быть специалистом в каждой области невозможно, однако отец диакон всегда идет от первоисточников, от исторических фактов и вместе со своей аудиторией их разбирает и осмысляет. Только вот, увы, аудитория не всегда готова подумать вместе с о.Андреем, как и произошло в данном случае с текстом о табакокурении.

Основная мысль обсуждаемого текста в том, что курение само по себе не является языческим или сатанинским ритуалом (хотя в ряде случаев может быть и таковым), но является греховным, в первую очередь потому, что это пристрастие, привязанность человека, обладающая им, “Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб” (2 Петр. 2, 19). Подробнее об этом пишет и о.Иов Гумеров. Однако для автора важно показать и то, что курение не всегда воспринималось так, как оно воспринимается сегодня, без понимания этого крайне странными и соблазнительными могут показаться факты того, что свт. Николай Японский и св. мч. Николай Второй курили.

То же и в отношении крестного знамения: если не понимать того, что крестное знамение менялось на протяжении истории христианства – первомученики складывали крестом руки на груди, затем крестились одним перстом, возвещая единобожие, затем двумя перстами, символизирующими двуиспостасную природу Спасителя, и потом тремя – во образ Святой Троицы, то очень легко из образа сделать идол – воспринять конкретный способ возложения крестного знамения как единственно верный и сам по себе магический. Подробнее об истории крестного знамения можно прочитать в книге Н.Ф. Каптерева “Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович”, а о взаимоотношения старообраядцев и Русской Православной Церкви советуем прочитать доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Безусловно и то, что любой оратор, вынужденный комментировать самые острые вопросы современности, причем   комментировать так, чтобы эти слова запоминались в нарастающем информационном шуме, находится в сложном положении и не всегда может соблюсти тот стиль, который будет приятен 100% аудитории. То, что понятно университетской молодежи, может быть непонятно человеку с 3 классами образования, то, что понятно массовой аудитории, тяжело слушать интеллектуалу. Митрополит Смоленский Кирилл, отвечая на вопрос о трудах отца Андрея, назвал диакона Андрея Кураева, широко известного своей миссионерской деятельностью перед рок-аудиторией, “очень талантливым человеком, церковным публицистом, очень нужным нашей Церкви”. “Его вклад в национальную общественную дискуссию по теме религии, несомненно, положителен”, – подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что свидетельство отца Андрея “очень уязвимо – он, не будучи официальным церковным дипломатом, действует более остро, чем это могут себе позволить официальные представители Церкви, и в результате получает больше шишек”. “Но, может быть, и награды на небесах он удостоится большей”, – высказал предположение митрополит».

Наконец, в трудах святых отцов часто говорится о недоверии себе и своим духовным ощущениям. Поэтому мы призываем читателей в отношении православной литературы, издаваемой по благословению богословами Православной   Церкви стараться не применять принцип, высказанный нашим   читателем Андреем: « Душа чувствует духовную подмену в лекциях о. Андрея ». Ведь по такому принципу можно низвести любого автора, сказав, что душа чувствует его внутреннюю даль от православия. В критике и полемике надо быть объективным и предметным, и если и вступать в полемику, то в готовностью докапываться до фактов, читать литературу, узнавать мнения отцов, разбираться, думать и осмыслять: почему так наспано? На чем основывается автор? Какие факты за этим стоят?

Социальные сети искажают восприятие реальности, считают психиатры

Не скажите, что интернет уж такая ловушка… я в интернете с мужем познакомилась, конечно, все меня осуждали, что столько времени проводила в сети, но зато теперь счастлива с любимым человеком. А по поводу того, что в живую интересней с друзьями общаться, это, разумеется, так, но что делать, если все они далеко?…. Автор: Чайный  куст

Уважаемая Чайный Куст! Проблема интернета – это извечная проблема топора. Топор – явления духовно нейтральное – с его помощью можно дом построить, а можно человека убить. Так и благодаря интернету можно значительно улучшить качество работы, можно поддерживать контакт с друзьями, но в один момент интернет может начать обладать нами – недаром сегодня все чаще говорят о феномене компьютерной зависимости. Подробнее об этом можно прочесть в интервью протоиерея Александра Ильяшенко: Обойтись без компьютера нельзя, но стремиться к этому нужно

Чтение материалов вдохновляет на добрые поступки. Есть необходимость в советах православного психолога. Спасибо. Автор: Юлиана

Юлиана, присылайте в редакции вопросы психологу, постараемся их задать!

“Священник – не монархист не достоин стоять у престола Божия” (с) Священномученник Владимир Киевский. Главная задача русского народа должна заключаться в восстановлении Удерживающего, как это выражено в работах архиепископов Феофана (Быстрова), Серафима (Соболева), свт. Иоанна (Максимовича), Аверкия ( Таушева ), архимандрита Константина (Зайцева), иеромонаха Серафима (Роуза) и др. Прохожий

Царство на небе, а мы – на Земле! Автор: И.   
А попытка построить на Земле Царствие Небесное сами знаете, к чему приводит. Мир движется к концу, и думать стоит не о воссоздании тех или иных внешних форм, а о том, в каких целях они будут использованы. Антихрист, заметьте, тоже будет самодержавным монархом!

Дорогому прохожему напомним слова из основ социальной концепции Русской Православной Церкви:

« Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, “если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся” (1 Кор. 7. 21). Вместе с тем, Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о “непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин”. »

Участие прихожан в богослужении 

Сообщение: лет  5  в храм  хожу, а службы так и не знаю. Брала с собой памятку раза два… помолишься чуток, а потом стоишь скучаешь…потом снова помолишься… может быть когда-нибудь службы станут более понятными, или я перестану лениться и буду ее понимать… плохо, что таких как я много. и это одна из причин почему идут к протестантам, в секты…там все просто и понятно…но другое дело, что слишком просто.

Автор: Вика

Дорогая Вика, попробуйте почитать книги, рассказывающие о смысле службы, а не только о последовательности песнопений и молитв, например, прочитайте книгу отца Александра Шмемана «Евхаристия – Таинство Царства».

Муж – это Божья милость.

Сообщение: Я замужем уже 27 лет. У нас трое взрослых детей. Брак был венчан с самого начала, что и спасло нас. Вела я себя также, как героиня Вашего рассказа, ведь действительно, инфантилизм – страшная вещь. Вот только ни мам, ни теть, ни особо близких друзей вокруг не были. Так и мыкались мы с мужем добрый десяток лет. Да как он еще не разлюбил меня за все мои претензии?! Как терпел?!

Но в один прекрасный момент поняла, что пока не приму мужа таким, каков он есть и не полюблю без фантазий, не видать мне Спасения, как своих ушей… И вот такой муж – это ко мне Божья милость.

И как по волшебной палочке жизнь наладилась. А теперь я уже могу сказать, что мы вместе почти состарились, но, как и прежде, бесконечно любим друг-друга. Какое это счастье!

Irina

Ирина, спасибо Вам за такой содержательный комментарий, желаем Вам помощи Божией во всем!

Дети – собственность родителей.
Сообщение: Заповедь о почитании родителей у всех цивилизованных народов мира, например, у китайцев, абсолютна. Если родители велят прыгнуть с девятого этажа, надо прыгать, а не раздумывать и не спорить. Исаак тоже не протестовал, когда Авраам хотел его зарезать, принеся в жертву.

Константин

Уважаемый Константин,

Выдвигать подобные утверждения лучше с приведением фактов, немного зная китайцев, позволим себе усомниться в Ваших словах. Что касается цивилизованных народов, то в основной части цивилизованного мира, перешедшей на систему ювенальной юстиции, дети повсеместно подают на родителей в суд, и уж совсем не готовы последовать советам прыгать с восьмого этажа. Кстати, в Китае до последнего столетия, наверное, было немного 9ти этажных домой?

Письма к подруге. Муж – мальчик, муж – дитя?

Сообщение: Конечно правильно, она должна идти на встречу мужу, что-то прощать и т.д., НО она же устала!!!! Она об этом то и говорит. Как легко все делать, когда есть силы, и как, когда совсем измотан физически, хочется поддержки именно дорогого и любимого и правда злишься, что он приходит только ночевать. Это так же, как, когда больно, все раздражают, кроме близких. Очень расстраивают статьи о том, что женщина занимаясь с детьми+ часто работая, должна тянуть все н себе и еще ласково и нежно, указывать мужу, что он не очень то заботиться. принесите 10 кг продуктов домой, вся мокрая, тут дети устроили бардак, все это разгребите, потом приготовьте ужин, а потом попробуйте ЛАСКОВО поговорить с пришедшим к вечеру с работы мужем. Екатерина

Дорогая Екатерина,

Думаем, автору не понаслышке знакомы такие проблемы, а может быть и намного большие. И думается, что автор и рассказала о том, каким путем надо идти и каким путем прошла она сама, чтобы любимый и дорогой научился поддерживать в трудной ситуации. МЫ видим, что тема в высшей мере актуальна и вскоре опубликуем несколько материалов в на эту темы.

Участие прихожан в богослужении

Может кто-нибудь знает наименование книг в которых есть подробная “раскладка” службы и так чтобы можно было отслеживать ее ход?
PS Тема, поднятая автором, ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА. В яблочко. Автор: Μονοκέρος monoceros@yandex.ru

Присоединяемся к словам Μονοκέρος и благодарим Евгения Сергеевича за такие важные материалы. Советуем для начала посмотреть раскладку службы, приведенную в статьях нашего портала: Божественная литургия, Объяснение Всенощного бдения, Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров. Советуем прочесть также чудесную книгу Марии Сергеевны Красовицкой «Литургика» и труд о.Александра Шмемана «Евхаристия – Таинство Царства».

Отец мой, ты меня недолюбил…

Тема: В защиту богатых:)
Сообщение: Почему нельзя богатому человеку размесить свои фотографии без того, чтобы мы сразу подумали, что он тщеславится или его недолюбили? Я училась в престижной школе, в хорошем классе. В отличие от меня (сижу с детьми дома, диссертацию не написала, живем скромно), многие мои одноклассники к своим 30 годам стали богатыми людьми, сделали блестящие карьеры. Они не отдыхают на Кипре или в Турции. Их отпуска – это Багамы, Сейшелы, Мальдивы. Неужели они должны скрывать это от старых знакомых?
Я, например, размещаю фотографии со своего дня рождения. Если мой одноклассник празднует свой юбилей на собственной яхте, почему нельзя ему создать альбом? Если бывшая одноклассница ездит на Порше, то почему ей нельзя сфотографировать детишек рядом с машиной?
Человек, с которым мы вместе учились, летает в Лондон по выходным, занимает высокий пост. Когда он пишет об этом на социальном сайте, то ведь это не хвастовство, а просто рассказ о нынешнем образе жизни.
А вот как мы воспринимаем успешных одноклассников – это уже вопрос собственной совести, честности перед собой. Я много раз замечала,  что легче разделить с кем-то беду, а не радость. Проще помочь в несчастье, чем искренне порадоваться чужому успеху!
Бывает, хочется подумать, что “пусть у них роскошные дома и шикарные машины, зато в душе у них одиноко и пусто”. Но мне кажется, что нехорошие это мысли… За ними стоят зависть, тщеславие, недоброжелательсьво. Зачем искать в благополучии знакомых какие-то изъяны? Мои успешные одноклассники – нормальные, счастливые люди. Со своими, конечно, проблемами, как и все мы:)Просто сами по себе роскошные интерьеры не говорят о недолюбленности и внутреннем одиночестве их владельцев.
Статья отличная. Только как научиться радоваться за других?

Автор: Ольга

Ольга, благодарим за интересный комментарий. Наверное, стоит обозначить ряд важных моментов:

– Человек по-настоящему интеллигентный едва ли станет так зримо подчеркивать свой высокий социальный статус. Настоящие интеллигенты и аристократы умели так общаться с окружающими, что ни одной интонацией не проявляли свое социальное преимущество.

– Наши намерения важны: если я фотографирую свой Порше, а в дополнение к нему детей, то, очевидно, мной руководит стремление похвастаться. Если главное на фото – дети, а Порше попал случайно в кадр – то ситуация иная.

– Автор совсем не призывает нас к злорадству, “пусть у них роскошные дома и шикарные машины, зато в душе у них одиноко и пусто”. Напротив, автор призывает нас лучше понять другого и услышать его. Если моя одноклассница разместила на сайте 50 фотографий, на каждой из которых она в шикарнейшем интерьере и новом платье от известного дизайнера, то…. Может быть ему нужна и наша поддержка…

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: