По Руси Великой: Борисоглеб (ФОТОпутешествие)

|

Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?

Борисоглеб

Борисоглеб

Часть 1. Монастырь

В 30 верстах от Ростова Великого, на границе громадного лесного массива стоит Борисоглеб – внезапно лесная дорога поворачивает, огибая древние стены и башни, за стенами – целый город храмов и палат, вокруг – небольшие домики монастырской слободы.

Борисоглебский монастырь

Преп. Сергий родился всего верстах в 15 отсюда и, конечно, знал это примечательное и скорее всего издревле обжитое, но пустовавшее место на холме в излучине реки Устье – одновременно и труднодоступное, и хорошо защищенное, и вполне пригодное для жизни.

Поэтому, вскоре после устроения Троицкого монастыря, он послал сюда одного за другим двух своих духовных чад – монахов Феодора и Павла (родом они, возможно, были из Новгорода и, скорее всего, были родными братьями; сейчас они почитаются как местночтимые святые).

Новый монастырь был освящен в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1363 году преподобный Сергий сам пришел сюда и благословил молодую обитель. Благословение было исполнено – и вот, лесная обитель, пережив века, доныне принимает паломников и интересующихся ее древностями.

В XVI веке царскими почестями и боярскими вкладами обитель разбогатела. В 1520-х годах при игумене Феофиле и по проекту известного тогда ростовского каменных дел мастера Григория Борисова обитель была обстроена каменными храмами, а потом и стенами. Кирпич для масштабной стройки делали на месте – благо, залежи глины находились неподалеку. Строили с молитвой и на века.

В XVIII веке монастырь уже не был богатым, поэтому все древние здания уцелели практически в первозданном виде. Так выглядела обитель в начале XX века, когда ее посетил знаменитый фотограф, изобретатель цветной фотографии Прокудин-Горский.

Фото начала XX века. Работа Прокудина-Горского

«Лицо» монастыря – надвратные храмы. Они очень разные. Величественный, серьезный Сергиевский над Южными воротами и изящный, ликующий Сретенский – над Северными. Оба храма богато украшены каменной резьбой, но несколько по-разному.

Надвратный Сретенский храм. XVII век

Надвратные храмы – и духовные, и боевые сооружения. В Сергиевском храме впервые в России был применен метод строительства, до этого не встречавшийся – две фланкирующие башни по обе стороны от ворот. Потом этом метод применили и в Сретенском.

Надвратный Сергиевский храм. XVI век.

Сохранился монастырь на удивление хорошо – даже дубовым воротам несколько столетий. Только вот фрески, когда-то покрывавшие стены изнутри, выцвели от времени.

Фреска свт.Алексий, митр. Московский

Когда-то обитель была меньше. Каменные стены XVI века расширили его неравномерно, так что большинство зданий оказалось в северо-восточном углу новых мощных стен. Такая вот необычная черта… А еще, пройдя по Сергиевской церковью, можно попасть в узкий проход в стене, сделанный так, что в него может попасть только пеший…

Стены Борисоглеба

Не стоит город без святого. Таким подвижником, прославившим Борисоглеб, стал прп. Иринарх Затворник. (1548-1616).

Уроженец села Кондакова (это примерно 30 км по дороге от Борисоглеба на Углич) Илья (таково его мирское имя), пришел сюда в 30-летнем возрасте. Из 38 лет, проведенных потом в монастыре, 30 он прожил в затворе, приняв строгий пост, нося на теле тяжелые вериги. Монах Иринарх стал молитвенником за всю Русь, переживавшую страшное время смуты. Даже хозяйничавшие на Руси и, судя по всему, захватившие обитель после осады поляки уважали его.

В 1612 г. прп. Иринарх благословил воеводу Пожарского и гражданина Минина на битву за освобождение страны.
Многим приходящим старец открывал их тайные грехи, говорил поучения по Евангелию и увещевал жить по заповедям Божиим.

В послании к Коринфянам ап. Павел писал, что претерпевал гонения и был в опасности от лжебратий (2 Кор 11:26). Да, праведник бывает гоним всегда. За два года до кончины, гонения от своих пришлось претерпеть и старцу Иринарху. Новый игумен приказал выгнать его из затвора. При насильственной «операции» старцу сломали руку. Так поступать с подвижником не позволяли себя даже захватчики-иноземцы…

Крошечная келья, где молился прп.Иринарх, примыкает к восточной стене монастыря.

Вериги преподобного, находящиеся сейчас в обители были найдены в наше время в музее Углича. Мощи святого находятся в Борисоглебском соборе, в западной части которого пристроен придел в честь Илии Пророка, именем которого был назван прп.Иринарх от рождения.

Келья св.Иринарха.

Главный и самый древний монастырский храм находится на холме, и поэтому кажется стоящим вровень с остальными высокими храмами. У его алтаря – могила Ростовского архиепископа Тихона (+1503) и блаженного чтеца Алексия Стефановича (+1781), продолжателя подвига прп.Иринарха.

Собор свв.Бориса и Глеба (1520е гг.)

Самое необычное здание обители – звонница. Она напоминает Новгородскую и Ростовскую, но совершенно самобытна, удивительна. Хотя построена она в XVII веке, ее ополовиненное окошко скорее напоминает модерн XX-го. На звоннице установлены работающие башенные часы, а крыльцо и стены украшены изразцами и каменной резьбой.

Вообще, о древнерусских украшениях стоит сказать отдельно – тем более в Борисоглебском монастыре их в достатке. Умели наши предки сочетать украшение с благородством и даже аскетизмом. Это красота – на украшательство, а гармония архитектуры и пластики, посвященных молитве.

Звонница

Крыльцо звонницы

С 1997 года возрождена соблюдавшаяся до 1917 г. традиция – каждое лето устраивать Крестный ход из Борисоглебской обители на родину преподобного Иринарха в село Кондаково, где сохранился источник (колодец) его имени. Ход проходит (с 2004 г.) не по кратчайшей автодороге, а через села, где сохранились восстановленные или разоренные храмы.

Каменное кружево Боисоглеба

Территорию монастыря делят сейчас монастырь и музей. И потому сюда могут придти и те, кто хочет помолиться на месте подвигов многих знаемых и незнаемых предков, и те, кто хочет познакомиться с древнерусским искусством.

В монастыре

Борисоглебский монастырь удивителен еще и тем, что здесь все сохранилось, и при этом все не настолько выбелено и ухожено, как в некоторых нынешних обителях. Поэтому представляется более живым, естественным, природным.

Борисоглеб – Благовещенский храм с монастрской трапезной, Сретенская церковь, Собор.

Когда едешь в любом направлении от Борисоглеба, повсюду видны маковки храмов – то восстановленных, то заросших деревьями. Значит, нам еще предстоит вернуться, чтобы увидеть, что там – вокруг, совсем рядом с нами…

Часть 2. Вокруг Борисоглеба

Край между двумя духовными центрами центральной Руси – Ростовом Великим и Борисоглебом – был просвещен и освящен под их влиянием. Заселялись земли густо, и из-за многолюдства храмы стали возникать один на 2-3 селения, а порой даже по соседству, так что от одного и сегодня бывает виден вдали второй, а то и третий.

Сначала деревянные, потом каменные, они похожи по архитектуре то на Успенский собор Ростовского кремля, то на монастырские церкви Борисоглеба. Даже во времена классицизма, когда в столицах господствовало увелечение древним Римом с его арками и ротондами, здесь почти не строилось храмов, похожих на столичные, предпочтение отдавалось древним образцам. Образцом же большинства колоколен являлась скорее всего звонница Троице-Сергиевой Лавры. Вокруг храмов располагались скромные сельские погосты.

Особенность этой земли еще и в том, что, заселенная с незапамятных времен, она бережно сохранила еще дославянские – мерянские, финно-угорские – названия, ласкающие слух своей таинственностью, непонятностью. Речки Ишня и Могза, деревня Согилó, села Малая Шугорь, Вёска… Да и русские названия – сочные, былинные: Уславцево, Вощажниково, Никола-Березняки, Бóрушка. Фактически, всем селам этих краев многие сотни лет, а части из них, видимо, и больше тысячи.

Малая Шугорь

В некоторых местах близ Борисоглеба уже раскопаны древние поселения и могильники IV-VII веков. Как раз неподалеку от Борисоглеба, недалеко от таких раскопок, стоит село Павлово. По преданию, еще в то время, когда часть русичей крестилась, а часть еще была в язычестве, здесь принял мученическую кончину от рук языческих жрецов христианин по имени Павел.

В Павлове – Тихвинский храм. Надо сказать, что времена меняются, а события повторяются. Настоятель Тихвинского храма священник Николай Немиров вместе с псаломщиком Алексием Воскресенским приняли мученическую кончину за веру от рук единоплеменников-безбожников в 1937 году.

Тихвинский храм с.Павлово

Никола-Березники – ныне маленькое село по дороге, ведущее от Борисоглеба на север-запад. Небольшая Никольская церковь в нем – увы, пример мерзости запустения на святом месте. Давно упали главы, обрушились своды трапезной и колокольни. И только печальная св.мц. Параскева с единственной уцелевшей росписи смотрит на картину раздора и запустения. Такое впечатление, что ей хочется сойти с грозящей обрушением стены…

св.Параскева

От Николо-Березников видно Вощажниково, известное по письменным источникам с XIII века – уже как большая вотчина ростовских князей. В XVII веке отсюда в Москву поставляли рыбу из прудов и мед, воск которого дал название селу. Потом это крупное, широко раскинувшееся село стало волостным центром, главным поселением большой округи, вотчиной графов Шереметевых. В селе сохранились старые каменные дома: до революции здесь были и школа, и больница, и богадельня.

Соответственно, здесь мы видим не просто храм, а целый церковный ансамбль, сегодня восстанавливающийся после страшного запустения.

Вощажниково, ансамбль

Самый древний храм – Рождества Богородицы (конца 17-начала 18-го века) с колокольней (19 век); рядом – храм Живоначальной Троицы (18 век), ворота и часовни. Храмы в Вощажникове были первыми возвращены Церкви после периода запустения, Троицкая церковь долго оставалась единственной действующей приходской церковью на много километров вокруг. А Рождественский храм, уже радующий свежими куполами, к службе пока еще не приспособлен.

Вощажниково. Троицкий храм

Вощажниково Храм Рождества Богородицы

На кладбище Вощажникова – еще одна небольшая Преображенская церковь.

Всего 2 км на север – река Могза и над ней – старинное Уславцево. Люди здесь, как и везде на нашем пути, жили с глубокой древности, в селе сменилась не одна деревянная церковь. Некогда Богоявленский храм, построенный в 1804-1806 гг. на средства князя Шереметьева, был великолепно украшен древними, в основном XVI-XVII века, иконами, бережно перенесенными из предыдущих деревянных храмов; сейчас они в Москве (в музее Древнерусского искусства имени прп. Андрея Рублева) и в художественном музее в Ростове.

Уславцево – храм Богоявления

Икона Владимирской Божией Матери из храма с.Уславцево (XVIвек). Ныне в Ростовском художественном музее.

Известно, что храм в Уславцеве, даже после закрытия и вывоза древних икон, жители отстаивали, оберегали. Действительно, храм очень красивый, изящный. Построенный в 19-м веке, по пропорциям и местоположению он явно наследует традиции Древней Руси. Но… старожилы умирали и храм приходил в запустение. Листы на крыше ржавели, облетали, на свод попадала вода, и постепенно ржавчина съела ажурные основы глав, и они (это произошло за последние 2 года) покосились и упали.

Село расположено на уступах большого холма. При въезде нас встречает руина какого-то небольшого сооружения и рядом – необычная табличка.

Уславцево - табличка

Действительно, Уславцево – родина знаменитой русской актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. И на этом месте ее встретил барин – граф Николай Шереметьев и пленился ее красотой…

Прасковья Ковалева-Жемчугова

В память об этом событии, перевернувшем его жизнь, Шереметьев построил каменную Богоявленскую церковь, а на месте встречи – небольшую часовню, от которой сейчас осталась жалкие руины.

Остается верить, что люди восстановят прекрасный храм – тем более, еще не поздно. Походатайствует за свой храм и убитый коммунистами за веру в Бога последний его настоятель – о.Симеон Федотов.

Разорение

Ивакино находится на пути от Борисоглеба к Ростову, на вершине высокого холма. Этот маленький изящный храм описан в путеводителях, его проект приписывают столичному архитектору Карлу Бланку или кому-то из его учеников.

Церковь была сооружена княгиней М.Шаховской – как усадебная. В путеводителе пишется про «вспарушеный свод» и «барочный купол», но читается все это с горечью. Изящный храм безвозвратно погибает. В стенах – трещины, крыша давно прохудилась, внутрь – свободный доступ.

Ивакино. Никольская церковь

И снова, как в Николо-Березниках, остался как бы единственный свидетель – ангел в арке Царских врат. Когда-то он не был виден за иконостасом и обращен к Престолу. Сейчас он обращен к картине разрушения.

Ивакино – Последий Ангел

Увы, я понимаю, что мои дети это еще смогут это увидеть, а вот внуки уже вряд ли. Храм стремительно разрушается.

Иваконо – трещина.

Запустение храмов идет, конечно, от того, что места эти – когда-то густо населенные – сейчас обезлюдели. Во многих деревнях былинного края большинство домов заколочены.

Деревня. Оставленный дом.

Казалось бы, все здесь для человека. А с вершин холмов открываются виды на озеро Неро и Ростов Великий. И вот, эти дивные краски природы сочетаются с заброшенностью и безлюдьем…

Фото – Ростов.

В какой-то момент, проехав немало верст по асфальтовым и грунтовым дорогам и проселкам, я остановил машину на обочине и вышел в поле, любуясь стелющимися травами и синевой вечернего неба. Земли здесь просто былинные.

Борисоглебские просторы

Было время возвращаться. Но ведь осталось столько недосмотренного! Громадная колокольня-маяк в Вёске, остатки монастыря в селе Николо-Бой, где в страшной усобице XV века московский князь Василий Темный был разбит галицким князем Юрием Шемякой, оставленное жителями село Закедье с заросшим деревьями Воскресенским храмом.

История здесь лежит прямо под ногами – стоит только сделать шаг.

Значит, будет причина вернуться! До новых встреч, Борисоглебский край!

Текст и фото Виктора Сударикова

Использовано:

1. Титов А.А. Ростовский уезд. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда. М., 1885.
2. Т.П.Федотова. Вокруг Ростова Великого. М, Искусство, 1987.
3. Материалы группы сайтов «Борисоглебский рай» 

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
XX век в цвете (ФОТО)

Художница раскрашивает старые черно-белые фотографии – и дает им новую жизнь

120 километров для паломника (фото)

Не духовный туризм, а преодоление крестного пути

Медовый Cпас глазами пользователей Инстаграма (фото, видео)

Праздничные богослужения, крестный ход и мед с деревенской пасеки

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!