«Почему бывают два папы или две мамы?» – что ответить ребенку на вопрос о гей-браках

В редакцию пришло письмо с непростым вопросом. Но все-таки мы решили помочь найти ответ на него.

«Добрый день! Я очень давно читаю ваш портал, и в связи с легализацией однополых браков в США и общим увеличением количества подобных гражданских союзов у меня возник вопрос, как православному человеку рассказать об этом своим детям.

Я живу не в России, и в школе или в детском саду встречаются однополые пары с детьми. Дети, даже совсем маленькие, 3-4 лет, начинают задавать вопросы: как так: у Пети – 2 папы или 2 мамы.

Как рассказать им, что это неправильно и ненормально, и вместе с тем не настроить большинство детей и учителей против своих детей? Ведь они же сразу побегут к таким детям рассказывать им, что их родители не правильные.

Как быть в такой ситуации? Буду очень благодарна, если Вы найдете возможность ответить или осветить данную тему в статьях.

Спасибо заранее.

Дарья»

***

Мы попросили ответить протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса бывшего Всехскорбященского монастыря (Москва):

Протоиерей Александр Ильяшенко

Отец Александр, как быть, если ребенок столкнулся с такой ситуацией?

– Говоря с ребенком о других людях, на мой взгляд, всегда нужно исходить из внутреннего позитива. Это не значит, что человек, о которым ты говоришь, во всем поступает правильно и хорошо. Важно, чтобы у тебя при разговоре было доброжелательное и спокойное отношение.

Поэтому, если подходят детки и говорят, что вот, мол, они столкнулись с ситуацией, когда у их товарища две мамочки или два папочки, нужно сказать:

«Знаешь, Богу угодно, чтобы у каждого ребеночка были мамочка и папочка. Представляешь, какое счастье, что у нас с тобой так, как Богу угодно. Давай будем Бога благодарить за это. А тех, у кого не так, не станем осуждать, а посочувствуем им, пожалеем и пожелаем, чтобы у них все было хорошо».

Важно при этом избежать осуждения, превозношения и гордости. То есть ориентировать деток не на злое, а на доброе, чтобы они благодарили Бога за то, что имеют, понимали, какая это большая ценность – семья, такая, какой задумана Господом, в которой есть папочка и мамочка.

А если ребенок проникнется жалостью к своему товарищу, у которого две «мамы» или два «папы» и начнет проявлять ее открыто: «Какой ты бедный, несчастный!»

– Нужно учить ребенка проявлять сочувствие. Сочувствовать – это не значит, что ты должен говорить о нем, как-то активно проявлять. Нужно быть деликатным, и если у тебя не просят сочувствия, так и не лезь со своим сочувствием. Тем более – не следует превозноситься. У тебя все хорошо, вот и благодари Бога. Никого не осуждай, а в душе помолись и посочувствуй, что у других что-то не так.

Вдруг ребенок в этой ситуации спросит, можно ли ему будет вступить в брак с человеком своего пола?

– Тут отвечать совсем просто. Объяснить, что раз это Господу не угодно, как мы можем поступать так? Мы же не сошли с ума, чтобы сознательно идти против Него.

Можно сказать: «Ты в Церковь ходишь или нет? Причащаешься или нет? А они вот – нет. Тебе даны такие милости, такое счастье! Хотя ты же сам по себе – не подарок, ты не лучше их, часто поступаешь не самым достойным образом. И неизвестно за что Господь тебя милует, даровал тебе и папу, и маму. Точно ведь не за твои заслуги, вон, вчера опять подрался. Просто Господь милостив. Так что помолись, чтобы Господь помиловал того ребенка, его «родителей», чтобы все было хорошо».

Как быть, если ребенок начинает дружить со сверстником из нетрадиционной «семьи»? Запрещать?

– Почему сразу запрещать? Здесь многое зависит от возраста ребенка. Дети-то не виноваты, можно и дружить, но соблюдать некую дистанцию надо.

Хорошо, если есть возможность пригласить этого ребеночка в гости, пусть он увидит, что такое настоящая семья. Если ребенок пришел к вам домой, тем более с ним нужно общаться безо всякой показной жалости – это точно не научит вашего сына или вашу дочку настоящему сочувствию.

Но, если нужно его приглашать обязательно с псевдородителями, тогда этой ситуации надо избегать. Не должно быть ни чувства превосходства, ни показного приятия того, что является откровенным грехом.

Здесь вообще много зависит от деликатности и доброжелательной активности родителей. Самое главное – не мазать никого какой-то одной краской и, повторяю, пользоваться каждым случаем, чтобы благодарить Господа за то, что имеешь по Его милости.

Если ребенок задаст вопрос: почему получилась такая ситуация?

– На этот вопрос можно ответить, например, так: «Понимаешь, Господь всем желает спастись, но вот не все желают спасаться. Вот и есть грешники, которые, не понятно почему, поступают именно таким образом. Ведь справа и слева от Господа были на одинаковых крестах за одинаковые преступления пригвожденные разбойники. Но, однако, один покаялся, а другой – нет, более того – умер ожесточенным. Что, разве Господь не желал, чтобы и он был спасен? Конечно, желал, ведь Он пошел на крест ради спасения абсолютно всех людей. Но если человек сам не хочет этого, значит, оказывается, что и всемогущий Господь не может его спасти против его воли.

А может быть, эти люди просто еще не узнали Бога. Ведь одно дело, знать, что Бог есть, а другое – узнать Бога, полюбить, быть близким к Нему, обратиться к Богу с доверием, с уверенностью, что Господь тебя любит и поможет, тебя спасет».

***

Как нам обсудить с детьми решение Верховного Суда об однополых браках?

Лори Вилденберг, мама четверых детей, соавтор трех книг для родителей, соучредитель 1 Corinthians 13 Parenting, лицензированный семейный инструктор:

Лори Вилденберг

Лори Вилденберг

– Мне задали этот вопрос не потому, что я богослов (я не богослов), не потому, что я политик (нет, спасибо), но потому, что я мама (благодарю Бога!) – мама молодой женщины, которая в настоящее время причисляет себя к гомосексуалистам (моей вере брошен вызов).

Она радуется принятию решения об однополых браках. В конце Недели гордости она сообщила, что это решение было «вишенкой на торте». Она чувствует себя признанной, поддержанной.

Я люблю моего ребенка. Я понимаю ее реакцию. Я уважаю ее право на мнение, отличное от моего.

Она любит меня. Она понимает мою реакцию. Она уважает мое право думать иначе.

Я не шокирована этим решением. Культурная битва бушует с обеих сторон. Вокруг нас – и в жизни, и в социальных сетях, мы видим дебаты, а не диалог.

Веселье и насмешки с одной стороны. Слезы и страх – с другой. Яд течет потоком с обеих сторон.

Я устала. Давайте говорить. Не надо осуждать.

Когда мои дети были маленькими, я много раз хотела укрыть их от внешнего мира. Держу пари, что многие из вас хотели бы этого сегодня. Возможно, это усталость после битвы.

Пора выйти из защитного кокона

Сейчас прекрасное время, чтобы научить своих детей думать самим и искать Бога и Его Слово в наше изменчивое время. Сейчас прекрасное время, чтобы научить своих детей избегать сарказма для выражения своего мнения и вместо этого научить их обсуждать мягко и с уважением то, с чем они не согласны. Чтобы понять, что приятное людям и приятное Богу часто не совпадают.

Мы хотим, чтобы наши дети не поддались искушению хвататься за вырванные из контекста цитаты и огульные обобщения. Чтобы они научились разбираться в проблеме, подходить к ней критически, для того чтобы понять её и сформировать мнение, основанное на знании проблемы, а не на эмоциях.

Вчера вечером у меня была возможность поговорить с двадцатидвухлетней женщиной. Она только что получила степень бакалавра. Я спросила ее: «Что ты думаешь о постановлении Верховного Суда?» – «Честно говоря, мне это не очень интересно. Меня оно не касается, но вообще я за равенство».

Я слушала. Она говорила.

В тот момент у нас не было возможности поговорить об этом подробнее.

Но дома мы можем провести важный и продуманный разговор с нашими детьми.

То, что случилось, даёт нам возможность поговорить. Вот некоторые места из Священного Писания, которые можно обсудить этим летом с детьми. Это поможет вашим детям (подросткам и молодым людям) осмыслить решение федерального суда.

Фото: kidspot.com.au

Фото: kidspot.com.au

1. Наша страна – плавильный котёл религий, культур, народов и обычаев. Не все наши законы обязательно отражают библейские принципы. Мы не можем ожидать, что неверующие будут думать, верить или действовать определенным образом (2 Коринфянам 4: 4). Мы даже не можем ожидать, что все, кто знает Бога, будет действовать в соответствии с Его волей (Бытие 3). Эта борьба идёт с незапамятных времен. Спросите: Знаете ли вы какие-нибудь законы, которые не соответствуют тому, во что вы верите? Что вы думаете об этом? Как вы к этому относитесь?

2. Прочитайте 1-ю книгу Царств 8: 6-9. Бог не хочет, чтобы его народом правил царь, но всё же Он позволяет людям выбрать себе царя. Спросите своего ребёнка: Почему люди хотели царя? Почему Бог не желал, чтобы ими правил царь? О чём Бог их предупреждал? Почему Бог им это сказал?

3. Прочитайте Матфея 22: 15-22, Римлянам 13: 1. Как верующие должны относиться к власти? Почему?

4. Прочитайте и обсудите Притчи 21: 1, 4 книгу Царств 19:15, Иоанна 19: 10-11, Римлянам 13: 1 ― Бог есть Бог над царями, верят они в Него или нет.

5. Прочитайте Марка 10: 2-9, Бытие 2, Малахия 2:16. Богу не угодны разводы. Тем не менее, Он позволил людям разводиться. Спросите ребенка: Почему? Что еще Бог разрешил, что Ему не угодно? Как мы относимся к людям, которые прошли через развод или были затронуты им?

6. Прочитайте Даниила 1, Даниила 6, Деяния 5. Поговорите о том, какой должна быть личная реакция верующего, когда закон или заявление представителя власти не соответствует Слову Божьему.

7. Прочитайте Притчи 6: 16-19. Какие вещи ненавистны Богу? Что мы можем изменить, чтобы Ему угодить?

8. Иисус сказал, что самая первая Божия заповедь ― любить Бога. А вторая – любить других людей (Матфей 22: 36-40). Почему Иисус назвал заповеди именно в таком порядке? Как вы думаете, что Он имел в виду, когда сказал, что нужно возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом? Как мы можем показать, что мы любим Бога и любим людей?

Вот несколько вопросов, которые можно использовать, чтобы начать разговор с молодыми людьми:

1. Как бы твои друзья отреагировали на это постановление?

2. Что ты думаешь об этом постановлении? Не мог бы ты рассказать мне об этом больше

3. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто считает себя гомосексуалистом?

4. Как ты относишься к этому человеку? Что бы ты ответил ему или ей?

5. Было ли в твоей жизни такое период, когда ты был не таким, как все? Каково тебе было?

6. Какой молитвой ты бы мог помолиться по этому случаю?

7. Как тебе искать Божьих указаний по этому поводу?

8. Как ты можешь привести другого человека к Иисусу?

Слушайте больше, чем говорите. Избегайте соблазна говорить самому или спорить. Создайте безопасную атмосферу для честного разговора. Выслушайте мнение ребёнка. Помогите ему развить навыки критического мышления. Научите его или ее задавать вопросы «почему» и «как». Покажите ребенку, как любить, показывая расположение и говоря правду. Обсудите, что привлекает людей к Иисусу, а что отталкивает.

Вместе с ребёнком узнайте больше о Давиде (в 1 и 2 книгах Царств) и о Данииле.

Даже Давид, которого избрал Бог, был прелюбодей, убийца, и многоженец. Разве Бог оправдывал его поступки? Бог любил Давида? Был ли осужден Давид за поступки, не угодные Господу? Каковы были естественные последствия его действий?

Даниил был верен Богу даже в плену в чужой стране. Почему Даниил не стал есть еду, которую давал ему царь? Как Даниилу удалось от неё отказаться? Какие отношения были у Даниила с царём? Как Даниил ответил на приказ царя молиться истукану? Как Даниил был спасён?

Безусловная любовь не означает безусловное приятие. Вспомните Давида.

Культура, законы, опыт, эмоции и личные отношения не влияют на веру. Вспомните Даниила.

Итак… как нам говорить о решении Верховного Суда с нашими детьми?

Больше слушая.

С мудростью.

С кротостью и уважением.

Со словом Божьим.

С молитвой.

Бог не удивлён этим постановлением. И… Иисус по-прежнему Царь.

Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным. (Даниил 2: 20-21)

с верой, надеждой и любовью,

Лори Вилденберг


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Сложные времена для католических агентств по усыновлению

Придется ли остановить работу католическим агентствам в США?

Почему же тех, кто верит в традиционный брак, считают злобными и ненавидящими?

Православный священник из США размышляет о легализации однополых браков

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: