Почему мы митингуем за московское образование?

|
11 октября с 15:00 до 17:00 в Москве на Суворовской площади пройдет митинг «За московское образование». В нем собираются принять участие педагоги московских школ с особым статусом – в том числе школы-интерната для одарённых детей «Интеллектуал», Курчатовской физико-математической школы № 1189, спецшколы № 1 для детей с девиантным поведением, лицей № 1525 «Воробьевы горы», школа-интернат № 30 им. Микаэльяна для глухих и слабослышащих детей. Для чего решили педагоги выйти на митинг? Отвечают сами педагоги.
Почему мы митингуем за московское образование?

Образовательные реформы против одарённых и «особых» учеников?

Александр Кондрашёв, учитель истории школы-интерната «Интеллектуал», координатор МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Автор фото  Мария Золотова

Автор фото Мария Золотова

Наша школа «Интеллектуал» давно находилась в неком непонятном положении. Она была создана Департаментом образования Москвы в 2003 году по его же инициативе, как специальная школа для одаренных детей, обучение в ней должно было вестись в течение полного дня, с утра до вечера, а для этого потребовался и интернат. То есть изначальная идея – создать максимально благоприятную среду для обучения.

Проект начал работать, школа встала на ноги, огромную роль в этом сыграл основатель нашей школы, ее первый директор Евгений Владимирович Маркелов, ушедший из жизни в 2010 году.

Все получилось так, как планировалось. Затем образовательная власть (как и вообще власть в Москве) сменилась, после чего стала складываться та ситуация, в которой мы сейчас оказались. Новое руководство Департамента образования очень неоднозначно выражало своё отношение к «Интеллектуалу», с одной стороны, отдавая ему должное, а с другой стороны – требуя каких-то изменений, не продуманных оптимизаций.

Довольно давно появилась информация, что то финансирование, которое получала школа, она получать больше не будет. Мы долго пытались добиться сохранения существующего уровня. В итоге власти Москвы решили его кардинально сократить.

При этом, обычные московские школы, ранее не получавшие специального дополнительного финансирования, стали участниками так называемого «пилотного проекта», в рамках которого они стали получать финансирование в новом объёме, около 120 тысяч рублей в год на ученика .

Но те школы, которые имели особый статус (для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные школы, школы для одарённых детей) и ранее получали бОльшее финансирование, не могли включиться в этот проект — это означало бы для них снижение финансирования. Летом 2014 года этим школам было обещано, что они получат то подушевое финансирование, которое получают школы в рамках «пилотного проекта». Однако, в сентябре в Департаменте заявили, что вход в пилотный проект закончен и более невозможен. Так что школа-интернат «Интеллектуал» 1 сентября получила московский минимум, – 63 112 рублей.

В чем смысл единого подушевого финансирования – мне не понятно. Московские власти объявляют это «восстановлением справедливости». Но в моём представлении, справедливость – это создание равных возможностей, а не закрытие и сокращение учебных программ. Школы для детей с особыми образовательными потребностями уже по своему устройству, по своей работе, по наличию дополнительных курсов, интернатов имеют объективно больше расходов. Но им стали платить еще меньше, чем обычным школам. В Москве чуть больше 20 школ, которые оказались в такой ситуации.

Мы называем это финансовой ловушкой и считаем несправедливым. Возможно, такая ситуация нужна была для того, чтобы вынудить школы пойти на объединение с другими. Есть мнение, что здесь не обошлось и без коррупционной составляющей. По крайне мере, есть пример, когда в результате слияния больниц здание одной из них в центре Москвы было передано в частные руки и стало гостиницей.

Эти школы поставлены в условия, что они либо должны согласиться слиться с другой школой, пройдя через этот болезненный процесс, в результате которого велик риск потерять ту устойчивую структуру, которая сложилась в школе, но получив возможность присоединиться к «пилотному проекту», либо они будут получать меньше, чем все остальные московские школы. Выделяемый им сейчас подушевой норматив финансирования был рассчитан в 2010 году. Он не учитывает размеры инфляции и то, что школы обязали соблюдать указ президента о повышении зарплат учителям, который никто не отменял.

Коллектив «Интеллектуала», родители, Управляющий совет отказались проходить через слияние, так как выгода от получения «пилотного» финансирования недостаточна для сохранения школы-интерната, даже при определенной оптимизации, которую мы уже провели. Нам в любом случае нужны какие-то другие источники финансирования, иначе школа не сможет существовать в нынешнем виде. Слияние не является для нас спасением, проблем же можно получить очень много.

Мы объявили сбор средств и уже что-то удалось собрать, чтобы пока хоть как-то существовать, но без поддержки государства таким образом долго не продержаться.

Проблема «Интеллектуала» не единична, в школе 1189, например, ситуация ещё сложнее. В один день, 26 сентября, глава Департамена И.И. Калина подписал целую серию подобных приказов. Если в нашем случае происходит присоединение к «Интеллектуалу» соседней школы № 1588, то известную школу № 1189 им. Курчатова присоединяют к обычной, хотя, по заявлению того же Департамента, это сильная школа должна присоединять к себе слабую, чтобы ее улучшить. Школа № 1189 намного выше по рейтингу, чем тот огромный комплекс из нескольких школ, к которому её присоединяют.

Непростая ситуация и с лицеем «Воробьевы горы», который потерял свое помещение.

Проблемы общие, и поэтому наш коллектив организовал этот митинг, мы получили большой отклик, особенно от школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов, коррекционных школ, школ для одарённых детей.

Надеемся, что митингом мы сможем привлечь внимание общественности и властей к нашим проблемам и найти разумный конструктивный выход. Потому что никому не хочется противостояния, а хочется диалога и продолжения работы школы.

Реформа образования – под флером неправды?

Дмитрий Шноль, учитель математики школы – интерната «Интеллектуал»

Shnol-Dmitry-1-300В Москве третий год идет процесс объединения школ и детских садов в большие комплексы. Процесс идет поразительными темпами, и при этом городские образовательные власти публично утверждают, что это стихийный порыв снизу: якобы директора и коллективы школ сами приходят к ним с просьбами объединиться. По нашим сведениям, в большинстве случаев это не так. В Москве реализуется административно-хозяйственная реформа в области образования, которая только преподносится в публичном пространстве как инициатива снизу.

В некоторых случаях объединения бывают удачными: когда сильная школа берет небольшую, полупустую школу и реанимирует её, хотя и тут бывают настоящие драмы внутри учительских коллективов. Но, к сожалению, по нашим сведениям, поспешное и непродуманное объединение школ чаще имеет негативные последствия: происходит слом традиций, некоторые учительские коллективы распадаются, в некоторых происходят затяжные конфликты, город теряет уникальные образовательные среды разных школ, все участники процесса испытывают многомесячный, тяжелый стресс. Многие директора, которые были способны управлять школой в 600-800 учеников, разрываются от упавшей на них непосильной нагрузки.

На мой взгляд, особенно печально и прямо общественно опасно то, что кампания объединения школ сопровождается очевидной для большинства москвичей публичной неправдой о ее добровольности. Можно было бы понять, что происходит, если бы было принято открытое, выраженное публично административное решение, обоснованное отечественной педагогической наукой (например, Академией образования), с внятными доказательствами, что крупные комплексы действительно во всех отношениях лучше, чем традиционные в России школы и детские сады. С таким решением можно было бы не соглашаться, но было бы понятно, кто автор, каков предел каждого конкретного объединения, какие планируются результаты, как проверять, достигнуты они или нет, какова «дорожная карта» процесса, какие комплексы могут стать ресурсными центрами для обучения остальных грамотному объединению, кто будет осуществлять мониторинг хода реформы, как будут учитываться права детей и педагогов, особенно детей с особыми потребностями и т.д., и т.д.

Однако мы переживаем серьезнейшую реформу московского образования (на мой взгляд, самую радикальную с довоенных времен), начатую «с колес», практически без всякого научно-педагогического и финансово-экономического обоснования, и запущенную непонятно кем. Все делается наспех, не проводится никакого общественного обсуждения по оценке последствий объединения, никак не просчитываются возможные риски, никто не ведет грамотный диалог по конкретным проблемам с учительскими коллективами и родителями. Одним словом, не делается ничего, что нужно было бы делать при хоть сколько-нибудь ответственном и профессиональном подходе к такому важному делу.

Эта реформа касается практически всех москвичей: все мы родители, бабушки и дедушки школьников или будущих школьников. Нам всем придется восстанавливать и исправлять то, что в результате этой реформы будет утрачено или испорчено.

В самое тяжелое положение попали, прежде всего, школы, которые работают со слабыми детьми (коррекционные школы), детьми с девиантным поведением, детьми с особенностями здоровья, а также школы, которые работают с детьми с повышенными образовательными потребностями.

За последний месяц было принято несколько скандальных решений по насильственному объединению совершенно разных школ (Курчатовской лицей №1189 с комплексом 2077, школы-интерната «Интеллектуал» с гимназией №1588 и др.)

Родители детей и педагоги многих школ соберутся 11 октября на митинг, чтобы выразить свое несогласие с проводимой в Москве кампанией по насильственному объединению школ.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Запись в первый класс: простоять три дня и три ночи

Дефицит мест в российских школах оценили в 6 миллионов

Шахматы и жизнь

Самый главный урок — уметь заведомо осознавать последствия своих действий

Меньше интернета, уроки труда и другие принципы Ольги Васильевой

О том, что ждет школьников и учителей при новом министре образования

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!