Почему на Западе падает посещаемость богослужений?

Протоиерей Серафим Ган

Протоиерей Серафим Ган

Конечно, это происходит по многим причинам.

Старая эмиграция была более идеологической, она заботилась об обучении и воспитании будущих поколений в духе православия, в любви к Церкви, к Родине, к нашей богатейшей русской культуре, пропитанной духовностью, создавала храмы, школы, церковно-общественные и патриотические организации. Она горела любовью к России, к ее святорусским идеалам.

Многие из создателей Зарубежной Руси уже ушли в лучший мир. А новая эмиграция более экономическая, правда, значительная ее часть, тоскуя по Родине, посещает храмы, где находит утешение и, так сказать, кусочек России.

Тем не менее, большинство представителей новой эмиграции довольно быстро теряют язык, забывают о своих корнях, а те, которые стараются сохраниться русскими и православными, испытывают проблемы в воспитании своих детей в соответствующем духе.

Ту же самую проблему переживают и родители, потомки старой эмиграции, дети которых ассимилируются, вливаются в местную среду, забывая о великом наследии, переданном их дедушками и бабушками.

В наших сложных заграничных условиях это аналогично отпадению от веры, потому что здесь отказ от корней означает оставление жизни в Церкви.

А «конверты» (от английского слова «convert», т.е. новообращенец из местных), проявив усердие в начале своего приобщения к Православной Церкви, часто «расклеиваются», по выражению одного приснопамятного архиерея Русской Зарубежной Церкви, но, слава Богу, не все.

Помимо вышеперечисленного, мы недостаточно разъясняем богослужение, не вникаем вместе со своими прихожанами в этот бездонный кладезь премудрости и благочестия, которые представляют собой наши литургические традиции. Поэтому многие стоят в храме неосмысленно, теряя интерес. А, чем больше люди будут знать, тем больше будут интересоваться и вникать в суть церковных служб, черпая пользу и силы.

Но главная причина, по моему мнению, заключается в том, что мы, духовенство и миряне, оказались несостоявшимися христианами.

«Пусть сами христиане поверят своему Богу и покажут нам, как они Его любят…»

Рассуждая о современных шатаниях человечества, об окружающих нас злобе, ненависти и соблазнах, об отсутствии церковности, мы считаем, что во всем виноваты «сильные мира сего» и люди, которые нас окружают, т.е. не мы, а другие. Мы любим указывать на их грехи, недостатки и ошибки, забывая, как говорит народная мудрость, «заглядывать в свой огород».

Апостол Павел предупреждал, что многие из-за нас, верующих, не обратятся к Богу, не придут в Церковь, потому что в нас они не видят подлинных последователей Христа Воскресшего, которые бы сияли Его красотой и святостью, Его торжеством над злом; которые бы в жизни своей насаждали «в мире сем, прелюбодейном и грешном», Царство Божие.

В наших общинах люди, наверное, не видят, чтобы мы являлись примером, живой и убедительной проповедью христианства, которая бы их воодушевляла на служение Богу. И, действительно, если мы посмотрим на нашу жизнь: жизнь православного человека, к сожалению, далеко не совпадает с Евангелием.

Архимандрит Спиридон, миссионер-проповедник в Сибири в 19-м веке, встретил большие трудности на пути проповедания Евангелия буддистам. Как-то заехал он в один из буддийских монастырей, где провел беседу о христианстве с монахами-ламами. После двухчасовой беседы один из этих лам сказал следующее:

«Да, господин миссионер, действительно, христианская религия есть религия самая высокая, общемировая. Если бы на других планетах жили подобные нам разумные существа, то и они иной, лучшей религии не могли бы и иметь, чем христианская.

Потому что христианская религия не от мира, но Божие откровение. В христианской религии нет ничего человеческого, тварного, она есть чистая, как слеза или кристалл, мысль Божия. Мысль эта есть тот Логос, о Котором Иоанн Богослов говорит, что Он стал плотью, стал воплощенным Богом. Христос и есть воплощенный Логос, Его учение показало миру новые пути жизни для человека и явилось для него откровением Божией воли. Воля же эта в том, чтобы христиане жили так, как жил Христос. И учение Христа было эхом Его жизни.

Но посмотрите сами, господин миссионер, посмотрите беспристрастно, живет ли мир так, как учил Христос? Христос проповедовал любовь к Богу и людям, мир, кротость, смирение, всепрощение. Он заповедал за зло платить добром, не собирать богатства, не только не убивать, но и не гневаться, хранить в чистоте брачную жизнь, а Бога любить больше отца, матери, сына, дочери, жены, даже больше себя самого. Так учил Христос, но не такие вы, христиане.

… Нет, господин миссионер, сначала пусть сами христиане поверят своему Богу и покажут нам, как они Его любят. Тогда и мы, быть может, примем вас, миссионеров, как ангелов Божиих, и примем христианство».

Далее, отец Спиридон пишет: «Как мне ни было больно и обидно, но я сознавал, что во многом буддийский лама был прав, я не мог лично на него обижаться. «Что же это такое, – думал я, – неужели врагами проповеди о Христе являемся мы, сами – христиане? Неужели наша жизнь позорит в мире христианство?» И я остро почувствовал, что и действительно, жизнь моя идет в вразрез с Евангелием («Христианская мысль», 1917 г.)».

Короче говоря, мы не должны винить тех, кто не приходит в церковь, ни мир сей, «во зле лежащий», который их отвлекает от «единого на потребу», а самих себя. И тут следует вспомнить слова приснопамятного архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева; + 2000 г.), который говорил: «Мы должны не на других смотреть и их укорять, а постоянно заботиться о том, чтобы мы исправлялись и жили по-христиански».

Поверьте мне, дорогие, эти размышления записаны мною не ради того, чтобы раскритиковать наших преданных клириков и мирян или привести их в состояние уныния, а для того, чтобы вызвать серьезную и вдумчивую дискуссию по этому важному вопросу, чтобы узнать, как другие решают эту проблему. Настоящий духовный кризис есть, как мне кажется, указание Божие. А получить указание Божие значит получить от Него милость.

Посему, осознав свои недостатки и работая над их преодолением, будем не отчаиваться, а по мере своих сил тянутся к Богу и налаживать нашу церковную жизнь, чтобы она стала «светом миру» и «солью земли».

Читайте также:

Свой среди чужих, чужой среди своих

«Лурд»: фильм о потере веры

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Путь Святого Иакова: чудо, братство, единение

800 километров пешком и Вселенная человеческих оттенков

Петров грех, или Почему вера не растет вместе с пивным животиком

Только ленивый не почитает, не поохает и не поахает – да как же такое может быть?

Ловац из Йоваца и храм внутри дуба

История сербского народного благочестия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!