Почему не надо быть обочиной

Источник: Радио "Радонеж"
|
«Мы должны работать вместе со многими, для того чтобы почва нашей национальной жизни не стала обочиной чужой дороги», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к верующим в Саратове. Почему так плохо быть обочиной? Некоторых, кажется, это вполне бы устроило.
Почему не надо быть обочиной

В истории нашей страны — хотя не только нашей — можно выделить два похода к ее развитию. Консервативный подход исповедует преемственность, революционный — разрыв. Консерватизм видит развитие как органический процесс — будущее вырастает из прошлого, страна растет, как живой организм. Подобно тому, как человек в 10, 20, 30, 40, 50 лет — один и тот же человек, хотя он и меняется, живое общество должно сохранять свою историческую преемственность. Страна живет и развивается, когда она остается сама собой.

Революционер, напротив, желает порвать с прошлым, решительно переделать страну сообразно своим идеалам. Эти идеалы могут относиться к идеологической утопии — как это было при коммунистах, или к неким другим странам, в которых революционер видит образец для копирования.

Для революционера характерно негативное отношение к своему наследию. Он считает, что нам надо переделаться в кого-то другого, в «людей коммунистического завтра» или в «настоящих европейцев», или в еще кого-то. То, чем мы являлись до этого, подлежит беспощадному отвержению. Наши либералы-западники могут сильно не любить большевиков, но в отношении к исторической России они совпадают с ними до деталей — до 1917 года наши предки были ужасными людьми, которые жили в ужасной стране, по отношению к которой можно испытывать только стыд и отвращение.

Это желание переделать страну по чужому образцу выражается в предложениях «привести Россию в Европу», или в «цивилизованный мир». По умолчанию предполагается, что Россия — не европейская, или, по крайней мере, недоевропейская страна, страна нецивилизованная, которую нужно куда-то «привести», чтобы сделать ее частью «цивилизованного мира».

Что же, бывает совершенно естественный процесс культурного взаимодействия, взаимного обогащения, когда переводные тексты вливаются в культурную атмосферу страны как родные. Бывает не только естественный, но и совершенно необходимый процесс усвоения научных открытий и технологий. Но бывает и нечто другое — попытки переделать страну в что-то совершенно иное.

В чем ошибочность и опасность такого подхода?

Во-первых, культура любой страны формируется веками — и каждое последующее поколение должно иметь дело с тем, что что унаследовало от предыдущих. Развитие всегда опирается на национальную традицию. Известны случае быстрого, почти взрывного развития, буквально прыжка из третьего мира в первый — как это было, например, в Южной Корее — но экономические чудеса такого рода опираются на уже сложившиеся национальные традиции и менталитет. Нельзя сделать из одного народа другой, даже если этот другой вам больше нравится — это просто неосуществимо.

Девушка может страстно хотеть выглядеть как супермодель с обложки журнала (преображенная, как мы знаем, фотошопом). Но у нее ничего не выйдет — она просто другая от природы, ничуть не хуже — просто другая, и эту свою инаковость ей надо с благодарностью принять и жить исходя из нее.

Человек с задатками превосходного штангиста может мечтать стать баскетболистом — но у него ничего не выйдет. Он, конечно, может очень постараться, но тягаться с настоящими баскетболистами все равно не сможет.

Как постоянно говорят психологи на том же Западе, «Будь собой. Не будь кем-то другим». Этот здравомысленный тезис относится и к личностям, и к народам.

Во-вторых, желание переделаться по чужим образцам всегда содержит в себе элемент неприязни и отвержения в отношении собственной культуры. Революционер всегда с враждебностью относится к тем, кто является носителем этой культуры и, вольно или невольно, мешает желаемым преобразованиям. Постоянные жалобы преобразователей — ну почему, почему это тупое население не хочет идти в Европу — могут выглядеть довольно комичными, но увы, у нас перед глазами уже есть пример тяжелого национального раскола, обернувшегося немалой кровью.

В-третьих, ориентация на чужие страны, поиск их совета и одобрения, упускает из вида, что ожидать от представителей образцовых стран безусловной доброжелательности и компетентности не стоит.

Политики действуют в интересах своих стран — это, в конце концов, их работа, такова их ответственность перед теми, кто их избрал и поддерживает. Если представители каких-то чужих стран объявили себя отсталыми и нецивилизованными и пошли искать мудрого наставления у политиков цивилизованных стран — это ни к чему этих политиков не обязывает. Они будут, как и раньше, действовать в интересах своих стран, а не в интересах своих преданных учеников. Что, опять таки, очевидно на многих примерах.

Еще менее, чем безусловной доброжелательности следует ожидать компетентности — поклонники чужих государств склонны упускать из виду, что чужие политики и правители суть подобные нам грешные человеки,  к тому же человеки чужие для данной местности и не понимающие ни ее языка, ни истории, ни ее культуры, ни ее текущих проблем. Гротескная, поразительная некомпетентность, проявленная при попытках устроить демократию в Ираке, по-своему понятна — чего бы Вы ожидали от совершенных чужаков? Если Вас самого сейчас бросить разрешать расовые проблемы в Фергюсоне, много Вы нарешаете?

Прийти к более «цивилизованной» то есть более гуманной, процветающей и безопасной жизни можно только оставаясь собой, и действуя в своих интересах. Улучшить жизнь в стране могут только люди, которые заботятся о ее интересах (а не чужих)  и принадлежат к ее (а не чужой) культуре.  Это достаточно очевидно, но увы, очевидности нуждаются в постоянном повторении.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Я хочу этот iPhone и немедленно

Раньше стояли за колбасой, теперь за гаджетами

Сетевая травля и принцип милости

Отличить травлю от желания уточнить взгляды другого человека совсем не сложно

“Подонки в рясах” или негодяй во френче?

О чем напоминает очередная попытка совместить православие и сталинизм