Почему после крещения мы остаемся смертными?

Человек смертен. Это следствие первородного греха. В таинстве крещения мы «снимаем» первородный грех. Почему же человек остается смертным? Наталья

A_I_Osipov_

  Отвечает Алексей ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской духовной академии:

— Уважаемая Наталья! Ваше недоумение понятно. Мнение, будто бы крещение «снимает» первородный грех, попало к нам из католического катехизиса. Духовные школы в России появились только в XVII веке, когда большинство святоотеческих книг еще не было переведено на русский язык, и составители учебников обратились в первую очередь за опытом к католическому и протестантскому богословию, многое заимствовав оттуда некритически. В частности, была усвоена и католическая мысль о том, что первородный грех — это виновность всех людей перед Богом за грех прародителей Адама и Евы и что эта виновность снимается только в крещении. Но это учение противоречит и Священному Писанию, и элементарной логике жизни. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: “почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18, 19-20). Очевидно и другое, что даже по нашим грубым человеческим моральным нормам дети не несут ответственности за преступления своих родителей.

В Православии, исходя из учения святых отцов, под первородным грехом (который они называют наследственной порчей, первородным повреждением, а не грехом) подразумеваются возникшие вследствие греха прародителей смертность, тленность и подверженность страданиям нашей человеческой природы. Это первородное повреждение распространяется на всех людей, оно стало природным свойством, и никакое таинство не может изменить нашу природу. И в крещении происходит не уничтожение этих свойств нашей природы, а рождение, точнее, получение семени духовно нового человека. Это очень точно выразил святой Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия… кается… в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя» (взращивание которого требует от человека соответствующей христианской жизни). Однако это происходит только при условии, что человек принимает Крещение с верой и покаянием. В противном случае никакой пользы от Крещения не бывает. Преподобный Марк Подвижник пишет: «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении; неверным же и зловерным и по Крещении не дается».

 Как пережить утрату?

Недавно умерла жена. Прожили вместе 15 лет. Вместе воцерковлялись. Умом понимаю, что она перешла в иной, лучший мир, отмучилась, так как была серьезно больна. Но в душе немой протест — ведь ближе ее у меня никого не было. Как примириться с действительностью и не сойти с ума от этой утраты? Алексей

  Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:

— Дорогой Алексей! Прежде всего, просто по-человечески — примите мои соболезнования. Шутка ли — жена. Все равно что часть тела отрезать: болит…

«По-человечески»… Человеки мы все разные. И у всех разные человеческие средства, как утишить боль. Друг или родственник — посочувствует, попытается развеять печаль. Тут способов много — от прогулки по лесу и похода в концертный зал до распития водки. Врач-психотерапевт посоветует успокаивающие лекарства или какие-нибудь психотехники. Посторонний скажет: «Время лечит…» Что же скажет христианин?

Муж и жена, как сказано, — единая плоть. Но человек ведь не только плоть, он еще и дух. Банальные вроде бы слова, всем знакомые (тем более вам, поскольку вы упомянули о своем воцерковлении)… Знакомые, да не совсем.

Духовная жизнь — это жизнь реальная. Почему она нас порой не утешает в минуты испытаний? Да потому что она нам малознакома. Знать-то мы о ней знаем, да только не живем ею, или только думаем, что живем… В ваших словах есть характерная проговорка: «умом понимаю», «не сойти с ума»… Нередко случается, что представления о духовной жизни затрагивают только наш ум. Для нас это просто информация, более-менее эмоционально подкрашенная. А бывает, увы, тоже нередко, что мы живем духовной жизнью только в мечтах… Почему я сейчас об этом говорю? Все очень просто. Внешние признаки обычно сами говорят о внутренних причинах, их вызвавших. Например, когда у человека высокая температура и насморк, это скорее всего свидетельствует о простуде. А если, проводив ближнего в вечную жизнь, к Богу (любимому, заметьте, Богу), мы все же очень сильно убиваемся, можно предположить, что «вечная жизнь» для нас — приблизительное понятие, а не сама реальность, в которой мы уже живем, как уже в ней живет воскресший и живой Христос, а во Христе — Его Церковь.

Простите, если мои слова причиняют вам боль. Я вовсе не хочу сказать, что тосковать грешно, что надо «меньше переживать»… Меньше не получится. То, что болит, все равно выболит. Но я хочу подчеркнуть: от отчаяния, в которое часто ввергает нас разлука с любимым человеком, плоть не спасет. Плоть, то есть «естественное», не утешит, не даст вам возможности снова прикоснуться к жене, общаться с ней. Пока что, до всеобщего воскресения, которого мы чаем, к ней можно прикоснуться только духом. Надо стать более духовным, чем плотским, стать выше плоти, надо стать человеком. Об этом все христианство. Именно для того, чтобы быть ближе к Богу не в воображении, а реально, чтобы измениться самому, — все в Церкви, от малой свечки и краткой молитвы до реальности приобщения ко Христу через Его Тело и Кровь.

Так что тренируйте свой дух. И помните: то, что невозможно человеку, возможно Богу. Когда придет к вам Дух Святой, Утешитель, все изменится. Как именно — объяснить словами невозможно, это не человеческое деяние, а Божие. Когда это с вами случится — верю, что случится, если вы действительно любите и жену, и Бога, — вы сами все поймете. А пока делайте все, чтобы Дух Святой смог прийти. Очищайте сердце покаянием. Причащайтесь Святых Тайн Христовых. Перечитывайте Евангелие. И просите у Бога в молитве, сколько есть сил, о том, чтобы стать подлинным человеком, духовным. Чтобы через страдания, постигшие вас сейчас, увеличилась в вас любовь, окрепла вера. Чтобы опытом, а не из книг, узнать, что такое жизнь вечная и радость во Христе. Чтобы смерть, которая так гордится своим всевластием над живущими, перестала иметь над вами какую-либо власть. «Где дух Господень, там свобода».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Эвтаназия: право на смерть или крик о помощи?

Бельгийская паралимпийская спортсменка заявила, что думает об эвтаназии после Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Способ добровольного ухода из…

Вопрос смерти и жизни

Ученики выпускного класса записались на занятия в хосписе и учатся ухаживать за умирающими