Погружаясь в воду очищения, Господь становится одним из нас

Проповедь протопресвитера Александра Шмемана о Крещении Господнем от Иоанна – на радио «Свобода»

Пробуждать засыпающую совесть

Все таинственно, все с первого взгляда непонятно в этом евангельском рассказе о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем, рассказе, составляющем основу одного из древнейших и самых больших праздников христианских – праздника Крещения.

Но послушаем сначала сам этот рассказ, как записан он в Евангелии от Марка: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:4-11).

Итак, прослушав этот рассказ, спросим себя: в чем смысл его и, следовательно, в чем содержание и радость праздника, с таким воодушевлением празднуемого каждый год верующими? И, прежде всего, кто этот таинственный Иоанн Креститель, который является у всех четырех евангелистов в самом начале и призвание которого, по словам одного из них, «уготовить путь Господень, прямым сделать Его» (Мф. 3:3).

Его образ – образ пустынножителя, аскета, ушедшего из мира, и это значит – одного из тех с простой, мирской, человеческой точки зрения странных людей, назначение которых в том, чтобы пробуждать так легко засыпающую, суетой зарастающую совесть человеческую; в том, чтобы потрясти наше сознание раскаянием в зле, грехе и нечистоте нашей жизни.

Только в том отличие Иоанна от всех прочих таких проповедников нравственного возрождения, что он одновременно с этой проповедью предвозвещает пришествие Того, Кого он называет сильнейшим себя.

Протопресвитер Александр Шмеман

Наступает день суда над злом

Уже на протяжении многих веков евреи жили в ожидании Мессии, что в переводе на русский язык означает «помазанника Божия», «спасителя», несущего людям освобождение от зла и греха. Пришествие Мессии и грядущее спасение составляет тему всех ветхозаветных пророчеств. Все они направлены к одному решающему событию, к одному и великому Дню Господню, когда придет, и воцарится, и восторжествует Сам Бог.

И вот именно о том, что этот день наступает, что приходит, пришел Спаситель, проповедь Иоанна. И в этом смысл и того крещения в Иордане, то есть погружения приходящих к нему и кающихся людей в воду. Вода по символизму Ветхого Завета – это тот потоп, в котором уже раз в истории утопил Бог зло мира, это смерть злу и это начало омовения мира, очищение и возрождение. Итак, – как бы говорит это крещение Иоанново, – наступает день суда над злом и день спасения и очищения от него.

«Трепетен бысть Предтеча», – поет Церковь в этот день

И вот приходит к Иоанну Иисус. Иоанн узнает Его и крестит Его. Что же, однако, означает это крещение? Ведь Тот, Кто приходит к Иоанну, есть Сам Судья и Сам Спаситель. О Нем были все пророчества, Его ждало человечество. Подготовкой, знамением Его пришествия было и само крещение Иоанново.

А на этот вопрос и отвечает – и как радостно, как удивительно – церковный праздник Крещения Господня. И первый смысл этого крещения в самоотождествлении Христа с нами, с каждым человеком, и это значит – с каждым грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи, становится как бы жертвой всего зла и всей неправды, воцарившихся в мире. Погружаясь вслед за другими вместе с ними в эту воду очищения, Он становится одним из нас, навеки соединяет Себя с нами, так что, отождествляя Себя с грешниками, Он может нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

Фото: VK / Симбирская митрополия

Второй же смысл раскрывается в ликующем псалме: «Глас Господень на водах» (Пс. 28:3). Вода – отражение мира и красоты его. Вода – жизни подательница и потому – жизнь. Вода – утоление жажды. Вода – сам мир, сама природа и прозрачность их свету и любви Божьей. И вот, когда опускается в эту воду Христос, Сын Божий, в воду, бывшую символом потопа, смерти, наказания, она сама очищается, чтобы стать снова водою жизни.

Это воссоединение Бога с космосом, оторванным от Него и от подлинной жизни грехом и злом. Это ликование всего творения, принимающего в себя, как бы в объятия свои своего Творца.

И, наконец, третий, последний и завершительный смысл этого крещения в том, что уже прообразует оно последнее и завершительное погружение Христа в смерть, дабы Своей светоносной смертью разрушить владычество смерти над миром.

Все это уже как бы дано, явлено в этой таинственной встрече Христа с последним пророком, носителем всей жажды, всех чаяний человечества; с самим творением, с самой материей, предназначенной отныне стать носительницей Духа; со злом, разрушение которого начинается; с человеком, чье подлинное призвание раскрывается. «Трепетен бысть Предтеча», – поет Церковь в этот день.

И этот трепет дается нам, трепетная радость о пришествии к нам для нашего спасения возлюбленного Сына Божия, включающего каждого из нас, и всех людей, и все творение, и весь космос, и всю жизнь в благоволение Божие.

Аудио – портал Предание.ру

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим

Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских…

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Крещение — это не про воду

Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не…

Церковь празднует Крещение Господне

Один из главных праздников Православной Церкви

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: