Политический язык и национальный вопрос: мнения священнослужителей

|

В правительстве готовится законопроект о масштабной замене терминологии, используемой в сфере межнациональных отношений, сообщает “Независимая газета”. Предлагается использовать слово “национальный” только в отношении всей России, в случае же разговора о разных народах нашей страны будут использоваться слова “этнический”, “межэтнический” и т.д.

Первоначальный вариант обширного законопроекта по унификации терминологии в настоящее время уже разработан Министерством регионального развития. Выяснилось, что корректировать предстоит не менее полутора десятков действующих законов.

Следует заметить, что используемая нами сейчас терминология в сфере межнациональных отношений вошла в употребление только в советское время. Российская империя своих подданных по национальностям не делила. Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году вообще не содержала вопроса о национальности, и представление об этнической принадлежности можно было получить только по ответам на вопрос о родном языке.

Частью советского наследия стало чрезвычайно усложненное национальное деление страны. В последнее время руководство России предприняло ряд действий, направленных на унификацию государственной структуры. В частности, прошло сокращение количества субъектов федерации: с 2003 – 2008 годы произошли слияния субъектов в рамках Пермской и Иркутской областей, Красноярского, Камчатского и Забайкальского краев. В 2010 году республики Северного Кавказа по собственной инициативе отказались от должностей президентов. Как пояснил автор этой инициативы – Рамзан Кадыров – президент в России может быть только один.

«Нужна ли реформа политического языка в сфере межнациональных отношений? Не следует ли отказаться от упоминания национальностей и этносов в названии субъектов Федерации? Как, на ваш взгляд, должна называться общность, охватывающая всех граждан нашей страны?» – с такими вопросами корреспондент REGIONS.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что все эти предложения и связанные с ними вопросы, так или иначе, связаны с проблемой самоидентификации.

«Кто-то считает себя гражданином мира, кто-то гражданином страны, в которой живет, а кто-то идентифицирует себя исключительно по этническому признаку. Это, конечно, личное дело. Важнее самоопределение всего народа как результат его внутренней духовной работы», – сказал он.

«О терминологии можно спорить сколько угодно. Другой вопрос – насколько адекватно она отражает реальность, самосознание граждан, живущих в едином государстве. Можно ли это навязывать?» – усомнился он.

«Все-таки важнее, чтобы люди осознавали себя единой общностью, патриотами страны, в которой они все вместе живут, связанные чем-то общим и в плане культуры, и в плане истории. Для меня как русского священника такой общностью является или, вернее, должен таковой быть русский народ. Это общность культуры, очень разнообразной, не унижающей чьего-либо личного достоинства и самобытности, это общность языка, государственная общность, но самое главное – общность духовная», – заключил отец Сергий.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, напомнил, что в царской России все же существовала определенная национальная концепция.

«Она заключалась в том, что существует единый русский народ, в состав которого входят и великороссы, и белорусы, и малороссы, а кроме того на территории России проживает и много других племен и народов, имеющих свою историю и культуру. И они имеют полное право на проживание, они имеют право присоединиться к русскому народу, если признают законы русского государства», – сказал он.

«Эта простая концепция давала очень хорошие плоды в течение столетий, и лучше всего вернуться именно к ней. Мне кажется, это самоочевидно, хотя не все это принимают. Можно, конечно, это по-разному комментировать, как-то приспосабливать к современности, но уйти от этого никуда нельзя. Потому что основа нашей государственности – это русский народ, даже если называть его российским», – заключил протоиерей.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отнесся к идее реформы политического языка в сфере межнациональных отношений с опаской.

«Сейчас сильна тенденция к умалению роли русского человека, русского народа в России. Людей, стоящих на патриотических позициях, автоматически записывают в русские националисты. Из языка «вычищают» понятия, связанные с русской культурой, с русским народом как носителем этой культуры, ставят нас в положение «Иванов, не помнящих родства». И этот процесс имеет системный характер. И я боюсь, как бы очередные реформы не оказались следующим шагом по этому пути», – сказал он.

«Безусловно, проблемы в межнациональных отношениях надо решать. Но мы видим, что, как правило, они решаются таким образом, что в умалении и унижении, в отстранении от возможности нормально жить в своей стране оказывается именно русский человек», – добавил священник.

По словам ответственного секретаря Всемирного русского народного собора Олега Владимировича Ефимова, традиция Российской империи разделять людей по вероисповеданию, а не по национальности, – гораздо лучше и ближе ему и его коллегам.

«Это, прежде всего, попросту удобнее: чтобы не обидеть гостя, надо знать его традиции и бережно к ним относиться», – пояснил он.

«Мы уже сталкивались с переменами в «национальных» вопросах законодательства, когда в паспорте отменили графу «национальность». Православная общественность выступала против этой отмены. Лучше бы графу оставили и заполняли по желанию. Особенно это касается малых народов, которые сотни лет чтили свои традиции, а теперь не могут о себе заявить», – сетует Олег Владимирович.

«Такие тонкие вопросы надо рассматривать максимально корректно. Конечно, все мы – россияне, но это смахивает на советский народ с его искусственным объединением. К тому же знание того, кто перед тобой, поможет разрядить конфликтную ситуацию, т.к. ты будешь иметь представление о национальных особенностях человека», – считает Ефимов.

«Все подобные законопроекты требуют широкого обсуждения с духовными лидерами всех конфессий, представителями религиозных общин и диаспор», – заключил он.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: