Архиереи Сербской Церкви: Всеправославный Собор – призыв к покаянию

Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу созыва Святого и Великого Собора на Крите на праздник Святой Троицы, с 17 до 27 июня сего года

Святой Архиерейский Собор
Сербской Православной Церкви
№. 62/зап.164
25 мая 2016 года
Белград

Послание Святого Архиерейского Собора
Сербской Православной Церкви
Первоиерархам и Священным Синодам поместных Православных Церквей

В дни самого радостного христианского Праздника, наполняющего каждого человека и каждую тварь соборным смыслом и благой вестью спасения во Христе, приветствуем созыв автокефальных Православных Церквей на Святой и Великий Собор, который, даст Бог, состоится в Православной академии на Крите в Пятидесятницу, с 17 по 26 июня 2006 года.

В братской любви, с ответственностью и большими надеждами размышляя об этом Святом и Великом Соборе во время соборного заседания нашей поместной Церкви, напоминаем себе и другим о том, что Церковь Православная есть Собор, от Бога созванный во Христе и Его Духом вдохновлённый, каким и был Собор святых апостолов. Апостолы руководствовались словами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деяния 15, 28).

Радуемся началу Святого и Великого Собора в праздник Схождения Святого Духа, поскольку он есть и должен быть святодуховским, пятидесятническим событием единства (κοινωνία) Церквей. Собранные, чтобы «согласно славить Всесвятого Духа», мы верим, что «Там, где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина.» (святой Ириней Лионский, Против ереси 3, 2, 4, 1).

С этим пониманием величины и значения Собора, мы со священным трепетом спрашиваем себя, будет ли предстоящий Собор отвечать критериям и мере истинных Соборов из истории Православной Церкви. Спрашиваем себя также, а будет ли Собор выражать единство Церкви Христовой в Духе Святом, во славу Бога Отца, то единство, о котором мы постоянно свидетельствуем и которое призываем в святой Литургии: «Измоливши јединство вере и заједницу Светога Духа…» Напоминаем себе и другим: это есть конкретное единство по подобию Святой Троицы (Ин. 17, 21), единство Тела Христова, «благоволением Отца… единством Духа Светога». Это единство в Одном Христе как Одной и Единственной Главе богочеловеческого Тела Церкви как Дома Отчего, Обиталища Духа Святого и Тела Христа Спасителя.

Углубляясь мыслями и ощущениями в тему предстоящего Собора, мы обоснованно спрашиваем себя, а выражает ли, и в какой мере, готовящийся Собор Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (как исповедуем в Символе веры). Поэтому, осознавая историческое значение этого Великого Собора для свидетельства и миссии Церкви Православной в современном мире, Святой Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви по вопросу состава тем и регламента работы Святого и Великого Собора выносит перед Предстоятелями и Священными Синодами поместных Православных Церквей следующие свои суждения:

1. По вопросу принятого Регламента организации работы Святого и Великого Собора Православной Церкви считаем, что с ним вводится практика, неизвестная прежним соборам Православной Церкви, прежде всего, из-за неодинаковости и неравноправности всех епископов на Соборе. Мы не узнаём в нём вековое живое Предание созыва, председательства на Соборе, проведения Соборов и руководства ими. Никто в истории заранее не приказывал и не прописывал регламент работы, кроме как сам Святой Собор своей соборностью это осуществлял. Могло бы сложиться впечатление, что провозглашением известных «прав» созыва и председательства Собор ставится в зависимость от одного человека, пусть он даже был бы и первым. А святой апостол Павел учит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12, 10). Если же этим Регламентом заранее предвидится и контролируется соборная работа, мало пространства будет оставлено для свободы членов Собора в Духе Святом и для того, что апостолы выразили словами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15, 28).

2. Указанные слабости этого Регламента ведут нас к вопросу о роли и статусу епископов на Соборе. Епископы на Соборе участники или наблюдатели? Кроме неоправданного ограничения числа участников Собора считаем неоправданным и то, что не все епископы имеют право голоса. Мы верим, что право голоса не вступает в противоречие с заявленным началом консенсуса (чему, по правилу, предшествуют консультации), и считаем, что свободное и ответственное голосование епископов не помешает единогласному свидетельству Православной Церкви во славу Бога, в Троице прославленного. Соборное Предание Единой Церкви подразумевает право голоса каждого епископа на соборе, от регионального до вселенского. Этот Собор — удобный случай, чтобы проявить многочисленность поместных Церквей (большинства из них) на радость Матери Церкви — первопрестольной Церкви Константинополя — как и Матери всех Церквей, Сионской Церкви.

3. С учётом того, что вопрос общения между автокефальными Церквями имеет решающее значение для миссии Православной Церкви в мире, мы считаем, что необходимо рассмотреть тему автокефалии, на чём наша Церковь постоянно настаивала. Этот Собор имеет достаточно богословских и пастырских оснований, чтобы констатировать, что в настоящее время существует четырнадцать автокефальных Церквей, и этого достаточно, чтобы подтвердить их статус. Кроме того, на происходивших до настоящего времени предсоборных мероприятиях до деталей разработана тема автокефалии, а также способ её провозглашения, кроме процедуры её подписания. Поэтому совершенно оправдано и целесообразно, что то, что готовилось в течение десятилетий и сделано непосредственно на Святом и Великом Соборе, будет принято и провозглашено

4. Исповедуя единство и непрерывное соборное Предание Православной Церкви, мы считаем неточным утверждение, что в течение долгих веков в Православной Церкви не было соборов, т.е. в новое время мы не провели ни одного всеправославного или всеобщего собора. Имея в виду их догматическо-экклезиологическую важность и общеправославное признание, наша поместная Церковь предлагает подтвердить вселенское значение Святого Собора 879-880 гг. во время святого Фотия Цареградского, а также подтвердить значение исихастического Собора 1351 г. Предлагая соборное признание этих Святых Соборов, мы имеем в виду слова святого Максима Исповедника: «Благочестивое правило Церкви считает святыми и подтверждёнными Соборы, которые подтверждены правильностью догматов».

5. В духе решения всех святейших поместных Православных Церквей о том, что каждая из них призвана активно и непрерывно участвовать в соборном делании Церкви, выражаем суждение, что шесть подготовленных текстов в основе хороши, но требуют дополнений и доработки для того, чтобы соответствовать требованиям жизни и миссии Церкви. Текст «Миссия Православной Церкви в современном мире» необходимо обогатить Евангелием, т.е. сотериологическим и космологическим измерениями спасения. По поводу текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» считаем, что крайне снисходительное отношение к другим религиям не должно приглушать сознание необходимости евангелизации этого мира. Подчёркиваем, что вопрос диаспоры надо решать соборно, договорно и всеправославным консенсусом при посредничестве Первоиерарха Константинопольского, но при равноправном участии сопрестольников, православных Первоиерархов и их Священных Соборов.

Наконец, но не последнее: Святой и Великий Собор Православной Церкви есть и призыв всем к покаянию наподобие Христову призыву: «И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» (Марк 1, 15). Так этот Святой и Великий Собор Православной Церкви будет обновлением и подтверждением живой, истинной и спасительной веры, «однажды преданной святым» (Иуда 1,3), и подтвердит истинную богочеловеческую вселенскость (экуменичность) Православия во времени и пространстве, потому как «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский

Ириней, председатель Святого Архиерейского Собора.

Официальный сайт Сербской Православной Церкви

Перевод с сербского Вадима Вязанцева

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором

Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен

Грузинская Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе

Такое решение было принято Синодом, на котором обсуждался этот вопрос

На Крите начала работу комиссия по подготовке послания Всеправославного Собора

По словам главы комиссии, контакты с Болгарской и Антиохийской Церквями, отказавшимися от участия в Соборе, продолжаются