Архиереи Сербской Церкви: Всеправославный Собор – призыв к покаянию

Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу созыва Святого и Великого Собора на Крите на праздник Святой Троицы, с 17 до 27 июня сего года

Святой Архиерейский Собор
Сербской Православной Церкви
№. 62/зап.164
25 мая 2016 года
Белград

Послание Святого Архиерейского Собора
Сербской Православной Церкви
Первоиерархам и Священным Синодам поместных Православных Церквей

В дни самого радостного христианского Праздника, наполняющего каждого человека и каждую тварь соборным смыслом и благой вестью спасения во Христе, приветствуем созыв автокефальных Православных Церквей на Святой и Великий Собор, который, даст Бог, состоится в Православной академии на Крите в Пятидесятницу, с 17 по 26 июня 2006 года.

В братской любви, с ответственностью и большими надеждами размышляя об этом Святом и Великом Соборе во время соборного заседания нашей поместной Церкви, напоминаем себе и другим о том, что Церковь Православная есть Собор, от Бога созванный во Христе и Его Духом вдохновлённый, каким и был Собор святых апостолов. Апостолы руководствовались словами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деяния 15, 28).

Радуемся началу Святого и Великого Собора в праздник Схождения Святого Духа, поскольку он есть и должен быть святодуховским, пятидесятническим событием единства (κοινωνία) Церквей. Собранные, чтобы «согласно славить Всесвятого Духа», мы верим, что «Там, где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина.» (святой Ириней Лионский, Против ереси 3, 2, 4, 1).

С этим пониманием величины и значения Собора, мы со священным трепетом спрашиваем себя, будет ли предстоящий Собор отвечать критериям и мере истинных Соборов из истории Православной Церкви. Спрашиваем себя также, а будет ли Собор выражать единство Церкви Христовой в Духе Святом, во славу Бога Отца, то единство, о котором мы постоянно свидетельствуем и которое призываем в святой Литургии: «Измоливши јединство вере и заједницу Светога Духа…» Напоминаем себе и другим: это есть конкретное единство по подобию Святой Троицы (Ин. 17, 21), единство Тела Христова, «благоволением Отца… единством Духа Светога». Это единство в Одном Христе как Одной и Единственной Главе богочеловеческого Тела Церкви как Дома Отчего, Обиталища Духа Святого и Тела Христа Спасителя.

Углубляясь мыслями и ощущениями в тему предстоящего Собора, мы обоснованно спрашиваем себя, а выражает ли, и в какой мере, готовящийся Собор Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (как исповедуем в Символе веры). Поэтому, осознавая историческое значение этого Великого Собора для свидетельства и миссии Церкви Православной в современном мире, Святой Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви по вопросу состава тем и регламента работы Святого и Великого Собора выносит перед Предстоятелями и Священными Синодами поместных Православных Церквей следующие свои суждения:

1. По вопросу принятого Регламента организации работы Святого и Великого Собора Православной Церкви считаем, что с ним вводится практика, неизвестная прежним соборам Православной Церкви, прежде всего, из-за неодинаковости и неравноправности всех епископов на Соборе. Мы не узнаём в нём вековое живое Предание созыва, председательства на Соборе, проведения Соборов и руководства ими. Никто в истории заранее не приказывал и не прописывал регламент работы, кроме как сам Святой Собор своей соборностью это осуществлял. Могло бы сложиться впечатление, что провозглашением известных «прав» созыва и председательства Собор ставится в зависимость от одного человека, пусть он даже был бы и первым. А святой апостол Павел учит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12, 10). Если же этим Регламентом заранее предвидится и контролируется соборная работа, мало пространства будет оставлено для свободы членов Собора в Духе Святом и для того, что апостолы выразили словами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15, 28).

2. Указанные слабости этого Регламента ведут нас к вопросу о роли и статусу епископов на Соборе. Епископы на Соборе участники или наблюдатели? Кроме неоправданного ограничения числа участников Собора считаем неоправданным и то, что не все епископы имеют право голоса. Мы верим, что право голоса не вступает в противоречие с заявленным началом консенсуса (чему, по правилу, предшествуют консультации), и считаем, что свободное и ответственное голосование епископов не помешает единогласному свидетельству Православной Церкви во славу Бога, в Троице прославленного. Соборное Предание Единой Церкви подразумевает право голоса каждого епископа на соборе, от регионального до вселенского. Этот Собор — удобный случай, чтобы проявить многочисленность поместных Церквей (большинства из них) на радость Матери Церкви — первопрестольной Церкви Константинополя — как и Матери всех Церквей, Сионской Церкви.

3. С учётом того, что вопрос общения между автокефальными Церквями имеет решающее значение для миссии Православной Церкви в мире, мы считаем, что необходимо рассмотреть тему автокефалии, на чём наша Церковь постоянно настаивала. Этот Собор имеет достаточно богословских и пастырских оснований, чтобы констатировать, что в настоящее время существует четырнадцать автокефальных Церквей, и этого достаточно, чтобы подтвердить их статус. Кроме того, на происходивших до настоящего времени предсоборных мероприятиях до деталей разработана тема автокефалии, а также способ её провозглашения, кроме процедуры её подписания. Поэтому совершенно оправдано и целесообразно, что то, что готовилось в течение десятилетий и сделано непосредственно на Святом и Великом Соборе, будет принято и провозглашено

4. Исповедуя единство и непрерывное соборное Предание Православной Церкви, мы считаем неточным утверждение, что в течение долгих веков в Православной Церкви не было соборов, т.е. в новое время мы не провели ни одного всеправославного или всеобщего собора. Имея в виду их догматическо-экклезиологическую важность и общеправославное признание, наша поместная Церковь предлагает подтвердить вселенское значение Святого Собора 879-880 гг. во время святого Фотия Цареградского, а также подтвердить значение исихастического Собора 1351 г. Предлагая соборное признание этих Святых Соборов, мы имеем в виду слова святого Максима Исповедника: «Благочестивое правило Церкви считает святыми и подтверждёнными Соборы, которые подтверждены правильностью догматов».

5. В духе решения всех святейших поместных Православных Церквей о том, что каждая из них призвана активно и непрерывно участвовать в соборном делании Церкви, выражаем суждение, что шесть подготовленных текстов в основе хороши, но требуют дополнений и доработки для того, чтобы соответствовать требованиям жизни и миссии Церкви. Текст «Миссия Православной Церкви в современном мире» необходимо обогатить Евангелием, т.е. сотериологическим и космологическим измерениями спасения. По поводу текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» считаем, что крайне снисходительное отношение к другим религиям не должно приглушать сознание необходимости евангелизации этого мира. Подчёркиваем, что вопрос диаспоры надо решать соборно, договорно и всеправославным консенсусом при посредничестве Первоиерарха Константинопольского, но при равноправном участии сопрестольников, православных Первоиерархов и их Священных Соборов.

Наконец, но не последнее: Святой и Великий Собор Православной Церкви есть и призыв всем к покаянию наподобие Христову призыву: «И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» (Марк 1, 15). Так этот Святой и Великий Собор Православной Церкви будет обновлением и подтверждением живой, истинной и спасительной веры, «однажды преданной святым» (Иуда 1,3), и подтвердит истинную богочеловеческую вселенскость (экуменичность) Православия во времени и пространстве, потому как «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский

Ириней, председатель Святого Архиерейского Собора.

Официальный сайт Сербской Православной Церкви

Перевод с сербского Вадима Вязанцева

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Как настоятель храма в деревне с 20 жителями топит храм дровами и создает фотокартины
Екатерина Шульман была на заседании по проекту закона – «выдающейся невнятности», но большой опасности
Олег Старостин: «Зачем ждать, что кто-то придет и все нам улучшит»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: