Последний снимок Второй мировой войны

|
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции милитаристской Японии. Уникальную фотографию и рассказ ее автора Виктора Темина – единственного советского фотокорреспондента, запечатлевшего этот исторический момент, опубликовал журнал «Живая история».

Дорогие товарищи! Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о том, как приходилось работать нам, фотожурналистам, в годы Великой Отечественной войны. Многие из вас, читая газеты, слушая радио и новости по телевидению, наверняка не задумывались над тем, как иногда трудно было нам, журналистам, доставлять эти новости и снимки в газеты и журналы. Особенно в дни Великой Отечественной войны.

В советской печати я проработал без малого 55 лет. За эти годы мне пришлось быть участником и очевидцем многих событий, за которыми с волнением следил весь мир, и теперь ставших историей. С первого и до последнего дня, выполняя оперативную съемку, я был на фронтах Великой Отечественной войны.

Мой рассказ – о последнем снимке Второй мировой войны. Мне удалось это сделать в Японии на борту американского линкора «Миссури», который стоял в Токийском заливе. Снимок этот – единственный в Советском Союзе.

К сожалению, это событие никому из фотокорреспондентов заснять не удалось. И мне он достался трудно.

Наши войска взяли Берлин. Фашистская Германия капитулировала. Но война не кончилась. Верная союзническому долгу, наша армия обрушилась на войска другого агрессора – империалистической Японии. Враг яростно сопротивлялся. Но это было бессмысленно.

К тому времени мы были сильны как никогда. Наша армия приобрела опыт. Наши военные заводы, эвакуированные на Восток, работали на полную мощность.

По заданию редакции «Правды» я в первые же дни войны выехал на Восточный фронт. Там запечатлел многие исторические эпизоды. Снимал прорыв линии Хутоу в Маньчжурии, разгром Квантунской армии и, наконец, фотографировал советское знамя, поднятое нашими воинами над Электрическим утесом в Порт-Артуре.

Уже в сентябре Япония должна была подписать Акт о безоговорочной капитуляции. И редакция «Правды» командировала меня в Токио. Процедура подписания Акта о капитуляции должна была происходить на борту американского линкора «Миссури», который стоял в Токийском заливе. Запечатлеть это событие 2 сентября 1945 г. прибыло около 200 корреспондентов различных стран мира.

Подписание акта о капитуляции Японии. Фото с сайта 22-91.ru

Подписание акта о капитуляции Японии. Фото с сайта 22-91.ru

Всем указали места для съемок. Советских журналистов поставили в 70 метрах от стола, где будет подписываться Акт о капитуляции.

Я пришел в отчаяние. Телеобъектива у меня не было. А это значит, что съемка обречена на провал. Передо мной была проблема: если я не сфотографирую капитуляцию, редакция вынуждена будет печатать снимки английских или американских агентств. Этого нельзя было допустить. Нужно искать выход.

Я предложил Николаю Петрову, корреспонденту «Известий», отправиться на поиски лучшей точки для съемки. Чтобы добраться до лучшей точки, надо пройти три цепи охраны. «Как ты думаешь пройти сквозь полк американских солдат?» – «Пойдем, увидишь! Я изучил психологию этих солдат», – уверенно сказал я. «Нет, это неудобно. Ведь отсюда ты всё равно не сделаешь хорошего снимка». – «Пойдем! – настаивал я. – Попробую снять». – «Разгуливать по военному кораблю, да еще американскому, нам не позволят. Нет, не пойду», – решительно отказался Петров. «Как знаешь», – сказал я и пошел.

Приблизившись вплотную к молодому парню из охраны первой цепи, я решительно протянул ему зажатую в руке банку черной икры.

Он улыбнулся, посторонился, пропуская меня, и сказал: «О’кей». «Джим!» – негромко крикнул он товарищу из второго кольца по оцеплению, показывая банку, и кивнул в мою сторону. «О’кей», – посторонился Джим и, подхватив банку, пропустил меня вперед. «Теодор!» – крикнул он стоявшему в третьей цепи охраны.

Лучшее место для съемки занимали корреспондент и кинооператор одного из американских агентств. Специально для них у борта была сделана удобная площадка. Я сразу оценил место и подался на площадку. Вначале заокеанские коллеги встретили меня недоброжелательно. Но вскоре мы уже хлопали друг друга по плечам, как старые друзья. Этому способствовал запас в моих необъятных карманах банок с черной икрой и водки.

Нашу оживленную беседу прервали два американских офицера. «Сэр, прошу вас удалиться на места, отведенные советским журналистам», – вежливо предложил мне один из них. «Там неудобно снимать!» – «Прошу, сэр!» – настаивал офицер. «Я хочу снимать здесь!» – упрямился я. «Здесь нельзя, сэр. Прошу!» – «Почему отсюда можно снимать американским корреспондентам и нельзя нам?» – спросил я. «Это место закуплено американскими агентствами, сэр, – отвечал офицер. – Они оплатили за него 10 тысяч долларов. Прошу, сэр!»

Офицер начинал сердиться. Вот он, капиталистический мир с его законами, подумал я. У них властвует золото. И им наплевать, что я представитель народа и страны, сыгравшей решающую роль в этой победе. Но что я мог сделать? Офицеры чувствовали себя хозяевами на своем корабле. И мое сопротивление их только злило.

«Если вы немедленно не уберетесь отсюда, – сказал старший по званию, – то будете выброшены охраной за борт! Я ясно выражаю свои мысли, сэр?»

Дело принимало такой оборот, что можно было нежданно-негаданно выкупаться в Токийском заливе. Главное, будет упущен момент – нужный, неповторимый, исторический момент. Что делать?

Я не хотел сдаваться, отступать перед ними. Неужели я пролетел 12 тысяч километров только для того, чтобы мне американские солдаты устроили ванну? Нет! Надо искать выход из положения.

Я озирался по сторонам. В это время к столу, где будет подписываться Акт о капитуляции, мимо меня шли представители союзных стран. Я увидел, что на борт поднимается делегация Советского Союза, которую возглавляет знающий меня генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко.

Я прорываюсь сквозь цепь охраны и бегу ему навстречу. Пристраиваюсь и, шагая рядом, шепчу: «Мне не дают место для съемки, съемка обречена на провал!» Деревянко, не оборачиваясь, тихо говорит: «Следуйте за мной».

Я шагаю по палубе с делегацией Советского Союза. Американские офицеры идут сзади, не упуская меня из виду. Навстречу Деревянко выходит глава американской делегации Макартур. Деревянко представляет советскую делегацию. «А это специальный фотограф Сталина Виктор Темин!» – говорит Деревянко.

«Где вы хотите встать для съемки?» – обращается он ко мне. «Здесь!» – уверенно говорю я и показываю на площадку, где расположились американские коллеги. «Надеюсь, вы не возражаете?» – обращается Деревянко к Макартуру. «О’кей», – отвечает тот и знаком руки как бы отсекает от меня следующих по пятам за мной, но держащихся на расстоянии тех двух офицеров.

Я смотрю на них иронически и торжествующе. Жест Макартура понят ими правильно. Они отдают честь и уходят. А я забираюсь на подмостки и становлюсь прямо напротив стола, где будет подписываться Акт капитуляции. Я доволен: у меня всем точкам точка!

Фото в газете "Правда" 3 мая 1945 года

Фото в газете «Правда» 3 сентября 1945 года

Корреспонденты всей прессы ошеломлены. Они бы с удовольствием последовали моему примеру, но поздно: начинается церемониал. Никому из наших корреспондентов, как я и предполагал, снять это событие с той точки, где их поставили, к сожалению, не удалось. Николай Петров снимал с помощью телеобъектива, но остался недоволен снимком.

Мой снимок напечатала «Правда». Редколлегия отметила мою находчивость, оперативность. Премировали меня. Снимок хвалили мои коллеги. Позднее он вошел во все военные сборники, в один из томов «Великая Отечественная война».

Но я был доволен по другому поводу: это был последний снимок войны!

Виктор Темин, фотокорреспондент газеты «Правда». Записано 17 февраля 1977 г. на его квартире

Расшифровка текста фонограммы – научный сотрудник Музея современной истории России М. Полищук

Виктор Антонович Темин (1908–1987)

Виктор Тёмин

Виктор Тёмин

Советский фотокорреспондент, работал в газетах «Правда» и «Известия», а также в журнале «Огонек» и ТАСС. Родился в городе Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола) в семье священнослужителя. Со школьных лет увлекался фотоделом.

Карьеру фотокорреспондента начал в 14 лет в 1922 г. в газете «Известия ТатЦИКа», которая позднее называлась «Красная Татария» (современное название – «Республика Татарстан»).

В 1929 г. по заданию редакции Виктор Темин фотографировал знаменитого писателя Максима Горького, приехавшего в Казань. При встрече Горький подарил молодому корреспонденту только появившийся тогда портативный фотоаппарат «Лейка», с которым Темин не расставался на протяжении всей своей жизни.

В 1930-е гг. он запечатлел множество выдающихся событий, в том числе первую советскую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелеты В. П. Чкалова, А. В. Белякова и Г. Ф. Байдукова.

В историю советской журналистики Виктор Темин вошел как самый оперативный и высокопрофессиональный фоторепортер.

Ему, единственному из фотокорреспондентов, посчастливилось сфотографировать все советские боевые знамена победы, в том числе у озера Хасан (1938), у реки Халхин-Гол (1939), на взорванных дотах линии Маннергейма (1940), на Электрическом утесе в Порт-Артуре (1945).

В годы Великой Отечественной войны он побывал на многих фронтах. Первым 1 мая 1945 г. с борта самолета По-2 сфотографировал Знамя Победы над Рейхстагом. А для оперативной доставки этих снимков в Москву в редакцию «Правды» смог воспользоваться самолетом маршала Г. Жукова.

Позднее на крейсере «Миссури» Темин зафиксировал подписание Акта о капитуляции Японии. Был также корреспондентом «Правды» на Нюрнбергском процессе, в числе восьми репортеров присутствовал при казни главных виновников Второй мировой войны. Кроме того, в течение 35 лет Виктор Темин регулярно снимал писателя Михаила Александровича Шолохова.

Боевые эпизоды войны Темин снимал часто с риском для жизни. В приказе по редакции «Правды» от 3 мая 1945 г. говорится: «Военный корреспондент Темин, выполняя задание редакции под обстрелом противника, снимал уличные бои в Берлине».

В годы Великой Отечественной войны Виктор Темин был награжден тремя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. К 40-летию Победы в 1985 г. получил орден Отечественной войны I степени. Кроме того, он был отмечен почетным званием «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Виктор Антонович Темин похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Кузьма Деревянко

Кузьма Деревянко

Кузьма Николаевич Деревянко (1904–1954)

Советский военачальник, генерал-лейтенант. В годы Великой Отечественной войны начальник штаба нескольких армий.

В 1945 г. подписал от Советского Союза Акт о капитуляции Японии. Позднее несколько раз в сентябре-октябре 1945 г. посещал Хиросиму и Нагасаки для оценки результатов ядерного удара США, где получил серьезную дозу радиации. Умер в возрасте 50 лет.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Война, унесшая 60 миллионов жизней

2 сентября закончилась самая страшная трагедия в мировой истории – Вторая мировая война

“С лейкой” и блокнотом: Журналисты на войне

На дне футляра баяна была записка: "Я хорошо знаю, что на жизнь почти не остаётся шансов".

Вторая мировая. Первые залпы

Именно 1 сентября, говорят историки, началась Вторая мировая. Но все случилось намного раньше