Пост дан нам для того, чтобы победить себя

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
Пост дан нам для того, чтобы победить себя
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Николай Шешин

— «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански.

Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

— Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви­деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит…

Настоящее веселье души — это ра­дость человека, ощущающего свою бли­зость к Богу. Радость человека, сделав­шего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути до­бродетели. И каждое доброе слово, каж­дая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к то­му, что настоящая духовная радость и ду­ховное веселье воцаряются в человече­ском сердце.

11032016-01— Владыка, я попрошу Вас на­помнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «со­ставляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда со­ставляющих. Прежде всего, это воздер­жание от пищи животного происхожде­ния — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти­тельного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо­литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч­ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ­ба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно­стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седми­цу Великого поста вечером в наших хра­мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза­тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек дол­жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотноше­ниям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постарать­ся воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но че­ловек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседнев­ном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за­ключается только в преодолении недо­статков. На освободившуюся от сорня­ков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими стра­стями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражать­ся, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся са­доводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и бу­дут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

— Чаще всего люди, далекие от цер­ковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограни­чивать себя в самых необходимых ве­щах, какой в этом смысл?

—Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы че­ловек не испытывал этих мучений, ему нуж­но воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

— Владыка, у нас очень много во­просов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встре­чаю пост с радостью, но и с опасени­ем. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полю­бить пост?» — спрашивает Наталья Александровна».

Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суб­бота для человека, а не человек для суб­боты», как сказано в Евангелии. Гастро­номическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аске­тических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело- убийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю­ди больные, пожилые, беременные и кор­мящие женщины, военнослужащие, нахо­дящиеся при исполнении служебных обя­занностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древ­нее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав­ляющих. Допустим, ты по состоянию здо­ровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай­тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело­век молодой и здоровый может ему сле­довать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдер­жать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вы­зывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже ска­зал: по крайней мере, надо стараться по­сетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся при­менить правила поста к нашему состоя­нию — и другое дело, когда мы жалуем­ся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, на­оборот, приучаемся угождать себе, тре­бовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сра­зу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тог­да Господь подает и радость, и удовлетво­рение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совер­шенно искренне.

11032016-02— Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста чи­тается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в хра­ме, нет возможности уйти с работы по­раньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечер­няя служба на первой неделе поста, с по­недельника по четверг, по моему благо­словению начинается несколько позже — в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

— Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются “чужими” — те, в которых говорится больше об истории еврей­ского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что де­лать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэти­ческим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоиз­бранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохра­нялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и воз­вращения к Нему — то, что повторяется в жизни всех народов и каждого челове­ка. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллель­ные издания Псалтири, где на одной стра­нице напечатан псалом на славянском, а на другой — на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церков­нославянского языка несколько затем­няют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых от­цов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь по­нимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный пса­лом «На реках Вавилонских…», который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помыш­лений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

— «Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратов­ской епархии Преждеосвященная со­вершаться вечером?» — спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной ли­тургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служит­ся только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам се­годня трудно это понять, мы причаща­емся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причаще­ние совершается Святыми Дарами, за­готовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопе­ний, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Ли­тургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солн­ца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литур­гии Преждеосвященных Даров можно по­ститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров бу­дет совершаться вечером по средам, по­скольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совер­шается парастас — особое заупокойное богослужение.

11032016-03— Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компью­терных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то огра­ничения в питании?».

Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сла­достей, мороженого, конфет. Вообще, де­тей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост — признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

— Алексей задает вопрос: «Мой во­прос о пище, разрешенной в пост. Ес­ли, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с мас­лом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, на­пример, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется се­бя обманывать, а Бога — тем более».

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок», «А белый хлеб обмазывают яйцом», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?» Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю­ди, которые оцеживают комаров, но по­глощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал се­бе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то при­чинам постишься не так строго — спо­койно кушаешь и Бога благодаришь.

— Автор следующего письма трево­жится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской ба­тюшка благословил, чтобы она ела мо­лочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послуша­лась, но потом все равно стала постить­ся, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Влады­ка, может, она Вас послушает? Ну ко­му нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл»

— Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу ее перестать по­ститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то сте­пени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в пер­вую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слуша­ет ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек заму­чил себя постом — Он хочет, чтобы хри­стианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэто­му я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Да­вид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

Фото Александра Курочкина

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Календарь Рождественского поста

Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Что можно есть в Рождественский пост?

Что делать, если во время поста возникла нестандартная ситуация? Отвечают священники

Рождественский пост: план действий

По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по…