Пост: не превратить христианство в Религию Еды

О Великом посте портал «Православие и мир» побеседовал с игуменом Петром (Мещериновым).

Игумен Петр (Мещеринов)

Игумен Петр (Мещеринов)

Смысл церковного установления Великого поста – в исполнении евангельских слов Спасителя: придут дни, когда отнимется от нас Жених, и тогда будут поститься (ср. Мф. 9, 15). Великопостный период – время воспоминания страданий и смерти нашего Господа, когда Церковь призывает нас усиленной молитвой и постом посильно приобщиться Кресту Христову, вводящему нас в радость Воскресения.

– Что самое главное, о чем надо помнить, что обязательно надо сделать постом?

Обычно на этот вопрос отвечают так: постом нужно больше молиться, усиленнее читать священное Писание и Святых Отцов, делать больше добрых дел, воздерживаться от того, к чему чувствуешь пристрастие, и т.п. Всё это, конечно, правильно; но при этом как-то подспудно возникает мысль, что во внепостный период можно делать меньше добрых дел, меньше читать Слово Божие, менее внимательно следить за своими страстями.… На опасность этой мысли указывал ещё святитель Феофан Затворник.

Я бы сказал так: легче и плодотворнее проводить пост, если рассматривать его как некий особый благодатный педагогический период в той Божьей школе, какой является для христианина вся его жизнь. Обстоятельства жизни каждого человека чрезвычайно разнообразны, и какие-то конкретные советы здесь давать трудно. Что, на мой взгляд, сделать необходимо – постараться постом определить меру своего христианства, рассмотреть свою жизнь в свете Евангелия Христова и исправить то, в чём обличает совесть.

– Как сделать так, чтобы пост прошел не зря?

Опять же, тут всё зависит от конкретной жизненной ситуации всякого человека. Но что-то общее сказать можно. Если христианин «педагогически» воспользуется Великим постом для того, чтобы разобраться в отношениях с ближними – в семье, с родственниками, с коллегами на работе – и результатом поста будет то, что он станет (и не только на время поста, а и вообще впредь) к ближним хоть чуточку добрее, терпимее, милосерднее, приветливее – тогда пост пройдёт не зря. А если мы утомим желудок неядением, ноги – стоянием в храме, а глаза – чтением молитвословий, а к ближним будем оставаться чёрствыми, надменными и ханжески-нравоучительными – тогда пост не только пройдёт зря, но и принесёт нам вред.

– Как начинать день и проводить его?

Здесь я скажу вещи общеизвестные. День надо начинать с молитвы, причём нужно постараться обратить своё сердце к Богу, и всё своё внимание обращать именно на это, а если что-то не успеем прочитать, то не смущаться. Проводить день следует также в молитве и трезвении, стараясь при этом, чтобы наши ближние «не видели нас постящимися» в фарисейском смысле (Мф. 6, 16-18). Заканчивать же наше дневное поприще надо, разумеется, не придирками к домашним и семейным скандалом, и не смотрением телевизора, а умиротворением сердца в любовном общении с родными, в молитве и чтении Слова Божия. Воскресные же и праздничные дни, особенно дни Страстной седмицы, конечно же, нужно посвящать церковной молитве и причащению Святых Христовых Таин.

Как сделать свою жизнь хотя бы на эти дни Христоцентричной?

Вообще-то говоря, вся жизнь христианина (а вовсе не только Великий пост) или христоцентрична, или нет. Если она не такова, то нет для православного человека большей задачи, чем сделать своё существование постоянной жизнью во Христе. Именно постоянной – ибо жить во Христе только лишь Великим постом, а затем от этой жизни отступить и дать похитить семя благодати диаволу, заглушить его тернием или же не заботиться о почве нашего сердца (Мф. 13, 3-9), для христианина невозможно. Великий пост – хорошее время для того, чтобы, как я уже говорил, педагогически подойти к этой задаче, и, разобравшись с собою, начать жить по Евангелию.

– Как заниматься духовной жизнью, когда ни на что нет времени?

Я бы порекомендовал со вниманием перечитать (или, если кто-то делает это в первый раз, целиком прочитать) Новый Завет и приложить то, что там говорится, к себе. Затем в свете прочитанного Слова Божия глубоко испытать свою совесть и очистить её в Таинстве Покаяния. Разумеется, прибегать к этому Таинству нужно всегда, когда есть в этом потребность; равно как и в Священном Писании поучаться по возможности ежедневно. Но, действительно, когда мы живем в очень напряжённом ритме городской жизни, нам не всегда хватает на это времени; поэтому постом следует постараться, отстранив от себя, насколько возможно, суету мира сего, уделить молитве, чтению Слова Божия и испытанию совести особое внимание.

– Какие ошибки мы совершаем?

Главное искушение великого поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка великопостного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения, о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности Великого поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.

Избежать ошибок и искушений в Великом посту поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские великопостные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.

Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.

– Что такое Великий пост лично для вас – ваши самые любимые дни поста, самые любимые службы? Как бы вы мечтали провести пост?

Мои послушания требуют от меня, чтобы и Великим постом я существовал в таком же режиме, как и в прочее время года. А мне бы хотелось провести Великий пост, не выезжая из своей деревни – в некотором, так сказать, «затворе»… Что касается любимых служб, то больше всего мне по сердцу воскресные Литургии св. Василия Великого.

Вопросы задавала Анна Данилова

Православие и мир

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Нелюбимый Петров пост

Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли…

Петров пост: история, устав, проповеди (+Видео)

Разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Три четверти россиян не соблюдают пост, но будут праздновать Пасху

8 процентов собирались поститься только на Страстную неделю. Полностью соблюдает пост 1% россиян