Пост – к нормальной жизни мост

Источник: журнал "Отрок"
|

Пост, хотя внешне и похож на диету, имеет совсем другую суть. И прежде всего потому, что он — не часть спортивно-оздоровительного комплекса, а одна из граней жизни Церкви. Как приметой школьника, например, является школьная форма, которую он иногда носит, а иногда нет, так и приметой христианина является пост. Иногда христиане постятся, иногда веселятся, но жизни радуются всегда.

Церковная культура поста называется аскетикой. С греческого «аскео» переводится как «тренировка». Спортсмены, как известно, ведут такой образ жизни, чтоб всегда быть в форме. У них есть цель — достичь максимальных результатов на соревнованиях. У христиан своя цель — достичь такого блаженства в этом веке, которое будет сопровождать человека в вечности.

Пост не для того существует, чтоб унизить природу человека или лишить его чего-то естественного. Человек «начинается» сверху. Корни человека, требующие постоянной подпитки благодатью, погружены в глубины духа. А потом следует душа с ее эстетическими интересами и этическими вкусами, и все это выражается внешне при помощи тела. Лишь тогда, когда удовлетворен дух, радуется душа и в бодрости пребывает тело. «Такое вседовольство природы человека я называю Царством Небесным», — писал святитель Феофан Затворник. Поэтому пост — это по сути такая культура жизни, которая дает душой радоваться и телом не хворать.

Пост — естественная потребность человека отдохнуть, на какое-то время отдалиться от того, что дорого сердцу, чтобы это не стало идолом. Сытая жизнь истощает человека более, чем воздержание. «Пессимизм возникает от пресыщения, а не от голода», — писал Честертон.

Пост дарит вкус хорошей еде или музыке, потому что не дает нам к ней привыкнуть и просто глотать. Ведь мы особенно радуемся тому, чего ждем.

Не от всего, что мы так долго любили, мы можем быстро отвыкнуть. Но саму потребность отказаться от чего-либо мы можем ощутить уже тогда, когда попробуем вкус другой жизни.

Пост возможен только в границах Церкви, иначе он просто навредит и сердцу, и телесным ресурсам. Точно так же физические упражнения вне спортивной культуры могут сделать нас инвалидами. В модном стремлении похудеть человек теряет здравый смысл, так как видит лишь предмет своей страсти и не замечает красоты окружающего мира. Когда человек сосредоточен на Господе, он открывает для себя и широту, и глубину, и высоту во всем, что ее окружает. И наоборот, когда он зациклен на оздоровлении по системе голодания, например, Поля Брега, он теряет свою внутреннюю красоту, и истощает свои внутренние ресурсы, данные Богом для любви и милосердия. Ведь нередко голодный человек, как пес, способен только «отгавкиваться», когда к нему обращаются по-человечески.

Пост — узкий путь, и разбалованному человеку он кажется слишком сложным. Человеческая природа похожа на автомобиль с испорченным рулевым управлением. Таким авто управляет не водитель, а дорога. Становясь на узкий путь поста, человек познает свою немощь и просит Бога руководить его душой, чтобы сам он мог руководить своим телом. Именно потому этот путь кажется узким, что его надо проехать по своей полосе с ограниченной скоростью, чтобы добраться до цели. Но ведь так хочется дать газу — и на всю дорогу… Дай Боже разума в этот момент помолиться. Пост, по сути, и является тренировкой такой молитвы.

Все люди разные, и дорога у каждого своя, а потому пост мы проводим по-разному и нужды у каждого свои. Для меня, кроме всего прочего, вся острота поста, причиняющая душевные страдания, заключается в отказе от вафель «Артек» и игры на гитаре. Я воздерживаюсь от этого не потому, что это нечто греховное, а потому, что есть кое-что получше. Как в евангельской притче о вине: И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше (Лк. 5, 39). В этой премудрой притче Господь раскрывает еще одну важную черту, характеризующую человеческую жизнь (и в этом — один из уроков поста). Что-то может быть постоянным лишь тогда, когда достигается постепенно. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут (Лк. 5, 37).

«Золотое правило поста, — писал блаженный Иероним, — поддерживать свои силы». Я в юности сорвал себе мышцы в тренажерном зале, потому что тренировался по системе Арнольда Шварценеггера, будучи по сути «чайником». У меня перед глазами стояли тогда плакаты прославленных культуристов, подобно тому, как некоторым христианам не дают покоя подвиги преподобных, вкушавших одну просфору в день. Нам следует присматриваться и стремиться к той любви и теплу, что освещали святых нашей Церкви, а уже потом — к их аскетическим высотам. Мы должны отдавать себе отчет в том, где мера наших возможностей. Ведь логика поста проста: она ведет человека через отказ от себя — до любви к ближнему. Чем меньше мы влюблены в себя, тем больше любим других. «Высота духовного совершенства, возможного для человека на земле, — писал преподобный Максим Исповедник, — это любовь и милосердие».

Теги:
Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

«Остановиться, чтобы идти»

Пост есть удивительное время, когда нужно учиться простым вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!