Пост во времена Ветхого Завета

Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс.34, 68, 108:24).

Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Василий Великий пишет по этому поводу:

«Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания.

Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления, (Лев. 14:29-30, 23:27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах.

После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх.32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер.52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар.36,19; Зах.7:3) и других.

Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина (Суд.20:26). Израильтяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула (2 Цар.31:13) Давид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновей (2 Цар.31:11-12).

В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (34:28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар.19:8-12).

Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан.10, 2-3). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона 3:5). Так они избежали грядущей катастрофы.

Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.

Обратитесь ко Мне, – заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, – всем сердцем в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему… Вострубите Трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание (Иоиль 2:12-15).

Пророк Исаия предупреждает об опасности формального поста и перечисляет признаки поста истинного, поста, который приятен Богу и может очистить грех:

Пост и субботу, и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их… Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сирого, вступайтесь за вдову… (Ис.1:13-17).

И в другом месте:

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи уз ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит… И будет Господь вождем твоим всегда (Ис.58:6-11).

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

«Остановиться, чтобы идти»

Пост есть удивительное время, когда нужно учиться простым вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!