Постимся постом приятным. От Масленицы к Великому посту…

Время Великого поста – время нашего покаяния и пути к Пасхе. И я бы хотел напомнить вам о самых главных вещах, непонимание которых может обессмыслить наш пост. То, что я хочу сказать по поводу поста, во многом почёрпнуто из опыта исповедования.

Во-первых, о масленице. С одной стороны, конечно, празднование масленицы – это очень древняя русская традиция. Но с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины – это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя – это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, – это Прощёное воскресенье.

Во-вторых, о самом посте. Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его – совсем не в этом. Ограничения в пище – только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через лёгкость плоти приходит и лёгкость души. А когда предпочтение отдаётся лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил её почистить селёдку. Женщина стала её разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: “Вот окаянные, попросили меня почистить селёдку”. Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: “Все ешьте. Ближних не ешьте”. Если постишься – не надо осуждать тех, кто не постится.

В-третьих, о мере во всём. Цель поста – в стяжании духовных плодов, а не в изнурении тела. Например, если человек болен и не может обходиться без скоромной пищи (в частности, при гастрите нужны молочные продукты), то он не должен от неё отказываться, а принимать её как лекарство, с некоторым покаянием. Конечно, предварительно лучше попросить на её вкушение благословения у священника. Нельзя впадать в крайности, иссушать себя непомерным голоданием. Помню, у нас в Сарове один человек решил последовать примеру древних святых отцов. Он прочитал, что один из них на протяжении всего поста стоял в углу и ел какие-то размоченные ветки, и тоже все сорок дней жевал какие-то сухарики и ветки, а кончилось тем, что у него открылась язва желудка. Так, разумеется, делать нельзя.

И в-четвёртых, о решимости. Я бы хотел сделать особенный акцент на этом качестве. Когда у преподобного Серафима Саровского спрашивали, как спастись, он отвечал: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Он это сказал – и он это сделал. А у нас часто бывает так: вроде бы решились, но, где можем, идём не попятную, послабления себе позволяем. Подходят, например, люди перед постом и говорят: “Батюшка, благословите”. А когда батюшка уже благословил, добавляют фразу: “На молочную пищу”. Это хитрость, оборачивающаяся в результате против самого человека. Если уж мы решили поститься, то надо поститься. И всё. Если оправдывать себя тем, что, мол, был у знакомых, а там постную пищу не дали, или что нечего было есть, и я пожарил себе яичницу, то это уже не пост. Никаких послаблений себе, никаких оправданий. Хотя бы каждый в своей мере. А скоромное есть с благословения тем, кому действительно без этих продуктов нельзя.

Давайте стараться следовать примеру святых отцев. Их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет!

 

Подготовлено для газеты “У Соломенной сторожки”

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Как сделать историю интересной для подростков
Забыв о времени, когда мы ждали Мэтра в коридоре

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: