Поститься дорого?

Каждым постом мы возвращаемся к разговору о месте и роли еды в пост. Сегодня наш собеседник – протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове.

– Отец Кирилл, насколько важен телесный пост? Может ли современный человек поститься в полной мере?

Протоиерей Кирилл Каледа

Я хотел бы привести пример жизни нашего современника – святителя Афанасия, епископа Ковровского, автора службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он провел 30 лет в лагерях и ссылках и, как сам свидетельствовал, за эти 30 лет он три раза нарушил устав о постной пище. Причем разговор идет не о том, что он вкусил когда-то мяса в неположенное время, а о том, что в неположенное время вкусил рыбы.

Значит, нашему человеческому естеству это возможно. Но мы нередко расслабляемся, даем себе поблажку. Хотя в определенных обстоятельствах, конечно, не нужно брать на себя много. Бывает, что мы превышаем свои физические и духовные силы, накладывая на себя строгий пост, и это начинает мешать нашему внутреннему деланию.

Для того чтобы понять соотношение внешнего и внутреннего поста, обратимся к аллегории.

Издревле люди украшали себя, свои одежды и предметы, которые их окружали, драгоценными камнями. Для того чтобы драгоценный камень смотрелся, его обрамляли оправой. И в зависимости от цены камня изменялась и ценность оправы. Было бы странно видеть драгоценный бриллиант в оправе из алюминия.

Наше духовное делание во время поста – это взыскание драгоценностей, а именно: молитвы, богообщения и покаяния. А вот обрамлением, в которое мы должны вставить эти драгоценности, является наш телесный пост, наши аскетические подвиги.

Понятно, что если нет драгоценности – молитвы, богообщения и покаяния, то эта оправа – телесный пост – не нужна. Вместе с тем мы нередко говорим, что наше аскетическое делание затрудняется теми или иными обстоятельствами нашей жизни. Конечно, наши аскетические подвиги должны быть соразмерны нашим духовным силам, нашему духовному возрасту, нашему физическому состоянию и тем обстоятельствам жизни, в которых мы находимся. Тем не менее без этой оправы наше внутреннее делание теряет свою цену. И об этом говорили и свидетельствовали многие Святые Отцы в течение истории Церкви.

После того как Спаситель исцелил бесноватого отрока, на вопрос учеников, почему они не смогли совершить это исцеление, Он ответил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», и чтобы изгнать из нас все страсти и грехи, нам нужны молитва и пост.

– Некоторые считают, что в пост можно просто питаться дешевле, а разницу отдавать на дела милосердия, так как постная пища стоит дорого.

– Я могу сказать одно – душа дороже, чем тело.

Всегда можно этот вопрос решить, это не та проблема, которая действительно сложна. А если возникают такие мысли – «отдать разницу» и так поститься, то тогда надо вести калькуляцию затрат: сегодня я съел сосиску, а мог бы съесть трюфель (совершенно постный продукт, кстати), который стоит огромные деньги. Почему бы не отдавать эту разницу тогда?

– С кем следует соразмерять вопросы о том, как поститься, если у человека проблемы со здоровьем или он учится, или его работа связана с тяжелым физическим трудом, например?

– Надо спрашивать совета и благословения у духовника, чтобы не было самодеятельности. Если духовника нет, то просто подойти к священнику и спросить благословение, рассказав об обстоятельствах. Не должно быть так, что я решил сегодня таким образом, а завтра иначе.

Или бывает наоборот: человек накладывает на себя слишком строгий пост без благословения и разумного подхода, и к концу поста оказывается либо в больнице с гастритом, либо – и такие случаи тоже есть – в психиатрической клинике.

Все очень просто: если человек находится в армии или больнице, то он ест то, что ему дают. Может себя ограничить – слава Богу, нет – вопросов не возникает. Если проблемы со здоровьем, то нужно в начале поста поговорить со священником о возможности делать послабления в связи с физическим состоянием.

Когда ко мне приходят люди, которые по состоянию здоровья не могут поститься, я говорю так: «Ешьте скоромную пищу как лекарство». Если, например, у человека больной желудок и ему надо три раза в неделю выпить стакан кефира, то пусть он выпьет эти три стакана как лекарство. Если мы говорим, что нужно молочное, это не значит, что нужно есть мороженое и т.п. Бывает, что и мясо нужно есть обязательно – гемоглобин низкий, значит, возьми кусок мяса, свари и съешь, а не делай отбивную.

Беседовала Мария Строганова


Читайте также:

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Успенский пост: как прожить без крайностей

Человек не может соблюдать пост во всей строгости церковного устава? Но можно поставить себе установку ни…

Пощусь, молюсь, каюсь – а где же обновление?

Говорящие пироги! Доведённое до отчаяния мороженое! Как же я без вас? Как вы без меня?

Торнадо благочестия

Ну мало ли, не так оделась, не тем тоном спросила, как-то развязно, может быть, вошла… Кто…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: