Повод ненадолго стать хорошим

Простите, дорогие братья и сестры. Хоть и далеко не каждый из тех, кто читатет этот текст, видел меня когда-нибудь вживую, и я тешу себя надеждой, что пока еще не все читатели "ПравМира" успели на меня осерчать, тем не менее – поскольку я пишу в Прощеное воскресенье, надо, чтобы вы все меня простили. И я всех вас прощаю. За всё. Оптом.

 

714-400x600Удобно, правда?

Да, конечно, выполнение этой традиции в таком виде – профанация самого понятия прощения, обесценивание этого великого слова – «прости». Хорошо, а если не через интернет, а с поклоном перед толпой прихожан в храме? Вроде бы лучше, но оптовый эффект и тут сохраняется. А при встрече «прости – Бог простит» по принципу «пароль – отзыв»?

На самом деле иногда трудно провести грань между искренним желанием всех простить (и быть прощенным) и формальным следованием традиции. Я вот, например, искренне хотел бы избавиться от всех осадков непрощения в своей душе, ведь иначе я теряю надежду на прощение моих грехов. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы на меня никто не обижался, не злился и не роптал. Абсолютный мир со всеми людьми – и в помыслах, и во внешних проявлениях. Считай половина необходимого для райского состояния. Ну как не воспользоваться традиционной возможностью достичь этого хоть раз в год?

Хотя если прилагать к этому усилия лишь раз в год и лишь по традиции – получится ли что-нибудь?..

Мало того – для полноценного райского состояния необходимы и другие составляющие. Очищение от страстей. Дела милосердия… Вот он как раз и пост начинается, самое время. Есть даже мнение, что главный смысл пищевого поста – в экономии средств на питании ради перераспределения их на помощь бедным.

Вот эта идея мне кажется еще более странной, чем практика прощать друг друга раз в году. А что, нуждающиеся в нашем милосердии как-то особенно нуждаются в нем именно в дни Великого поста? Потому что у них весенний автитаминоз, наверное? А в остальное время года, стало быть, всё как-то более терпимо…

Итак, что есть пост, и зачем он нужен. Давайте попробуем определить пост как повышение приоритета духовной жизни на определенный период. Невозможно всегда пребывать на максимуме молитвы и аскезы (об исключениях отшельничества говорить не будем). Человеку, как и природе, необходимо чередование разных состояний – смены времен года и суток, чередование работы и отдыха… И супругам рекомендовано «уклоняться друг от друга на время для упражнения в молитве» (см. 1 Кор.7.5), однако плотское воздержание не возведено в норму христианской жизни. Есть время для свадебного пира в Кане, но есть и Гефсиманский сад с прозвучавшим там призывом «бодрствуйте и молитесь».

Так вот, у христианина духовная жизнь должна быть всегда на первом плане, но «первость» эта может быть разной в том, насколько далеко отходят вторые-третьи планы. Великий пост – это период, на который христианин отодвигает от близости к первому плану всё, что можно, и понуждает себя к усилиям по укреплению веры и очищению души накануне празднования Воскресения Христа.

Дела милосердия – это не отдельный пункт устава поста.

Это естественная потребность христианина, на исполнение которой он и внимания-то обращать не должен: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6.3). Зато христианин должен обращать внимание на отсутствие этой потребности: это будет сигнал об отсутствии у него любви и о мертвости его веры. И покаяние в том, что показано этим сигналом, проявляется в приложении усилий к делам милосердия.

Но только если воздержание от мясной и молочной пищи, от супружеской близости и от участия в вечеринках должно быть оставлено, когда закончится пост, то усиление доброделания заканчиваться не имеет права. Именно поэтому дела милосердия – это не особенность поста. Это всего лишь особенность жизни христианина, которую он не должен замечать – как не замечаем мы собственное дыхание. Зато нам становится сразу понятно, когда дышать нечем.

То же и с необходимостью прощения и примирения с ближними. Это не особенность поста. Это норма для христианина на каждый день. Просто повышение приоритета духовной жизни на время поста понуждает нас смотреть на индикаторы: а всё ли у тебя в порядке в отношениях с ближними – не бесполезно ли твоё воздержание, если «брат твой имеет нечто против тебя» (Мф 5.23), а ты не видишь ни его обид, ни его нужды?

Только бы еще удержаться от поставленной себе хорошей оценки: вот как я хорошо со всеми примирился, да еще и бомжу целых 50 рублей подарил по дороге на службу…  Или, в моём случае – вот я какую хорошую статью написал. Ну, мне проще – если бы я сам исполнял то, о чем пишу, было бы чем гордиться. А пока что только лишь есть за что просить прощения….

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
5 шагов к прощению – если не можешь себя заставить простить

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу

Как простить обиду?

Ты подходишь к обидчику и говоришь: «Прости меня», а он: «А ну, пошёл отсюда».

Когда простить было невозможно…

Кто нашел в себе силы простить даже своих мучителей и убийц?