Православие и англиканство: диалог продолжается

31 августа – 7 сентября 2010 года в Оксфорде состоялось очередное заседание Международной комиссии по англиканско-православному богословскому диалогу. Заседания комиссии проходили в колледже Сhrist Church под совместным председательством митрополита Диоклийского Каллиста и архиепископа Роджера Херфта. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии принял участие первый заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун).

Митрополит Иларион: О версиях христианства и пропасти между «традиционалистами» и «либералами»

– Отец Кирилл, как идет сегодня православно-англиканский диалог?

– Принято говорить о трех стадиях православно-англиканского диалога, который ведется с 1973 года.

Первый этап воплотился в московской (1976) и дублинской (1984) декларациях. Второй этап был посвящен вопросам триадологии и экклезиологии. Его итогом стал документ “Церковь Триединого Бога”. С православной стороны председателем этого диалога был митр. Иоанн (Зизилуас), который лично оказал большое влияние на итоговый документ.

На третьем этапе, который проходит под председательством митр. Каллиста, мы сконцентрировались на проблемах антропологии.

Митрополит Каллист говорил о новом институте епископских ассамблей, введенном в странах диаспоры, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом институте.

– Пред Поместными Церквами сегодня стоит ряд животрепещущих проблем, которые, как ожидается, должны быть  разрешены на Всеправославном соборе.

Институт епископской ассамблеи был введен в результате подготовительных переговоров представителей Поместных Церквей в Шамбези в 2009 г.

Одна из острых проблем сегодня  – церковная организация диаспоры. В одном городе может быть десять и больше епископов из различных Поместных Церквей, что противоречит принципу организации Церкви:  1 город – 1 епископ. Церковная жизнь в таких городах формируются по национальному признаку, а не по территориальному. Когда каждая община – национальное гетто, эффективного взаимодействия между Церквами в таких городах не получается – Церкви не могут свидетельствовать перед внешним миром единым голосом и представлять единую позицию.

Эта ситуация давно беспокоит Поместные Церкви. И встреча в Шамбези заложила хорошую основу для решения данной проблемы.

Суть епископской ассамблеи состоит в том, что епископы одного города должны собираться на регулярной основе под председательством епископа, представляющего самую старшую по диптиху Церковь из имеющихся в данном месте. В Америке, во Франции и некоторых других странах уже существовали прообразы таких ассамблей, но эти органы не были институализированы на общеправославном уровне. В Великобритании такого органа ранее не существовало. Епископы общались в частном порядке. Теперь в стране впервые за все время присутствия православной Церкви православные епископы начали общаться на официальном уровне, и это основа для улучшения организации жизни православных приходов на Британских островах.

Необходимо отметить, что наши англиканские партнеры по диалогу весьма положительно восприняли сообщение владыки Каллиста о новых формах организации межправославного сотрудничества в диаспоре и, в частности, в Британии.

– Помимо этого обсуждался и православно-англиканский диалог. Епископ Кентерберийский рассказал о богословии англиканского философа XVI века Ричарда Хукера, в частности о близости его воззрений православию?

– Доклад о Риарде Хукере был очень интересен. Я для себя впервые открыл этого мыслителя, очень важного для англиканской традиции. Он жил в эпоху Елизаветы I, в конце 16 в, в период формирования англиканской церковной идентичности.

Хукер в значительной степени сформулировал политическую мысль англиканства, потому что само зарождение англиканства было связано с определенными политическими взаимоотношениями королевской власти и Церкви. Англиканская традиция с самого своего рождения была связана с политикой, и Хукер сдел большой вклад в развитие англиканской политической мысли.

По отдельным пунктам своего учения Хукер очень близок к восточной традиции. Архиепископ Кентерберийский в докладе отметил некоторые черты апофатизма [апофатическое богословие – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Бога через отрицание всех возможных его определений как несоизмеримых ему – прим. ред.], связь с Кириллом Александрийским и неохалкидонской традицией [неохалкидонское богословие – богословская традиция эпохи Юстиниана, переосмысляющая богословие  IV (Халкидонского) Вселенского собора в терминах Александрийской богословской школы – прим. ред.], которая для Запада была достаточно маргинальна.

Интересная черта творений Хукера – связь с христианским неоплатонизмом [позднеантичное философское учение, многие идеи которого перекликаются с христианским богословием – прим. ред.] и “корпусом Ареопагитик” [средневековый корпус текстов, приписываемый ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту – прим. ред.]. Хотя сам он был аристотеликом, движения его мысли в сторону восточного богословия выпадают из общей тенденции западного богословия.

– Скажите, отец Кирилл, в чем православные и англикане расходятся во антропологических взглядах?

Эта тема самая сложная в нашем диалоге. В перечень вопросов антропологического характера входят проблемы, существенно разделяющие позиции наших церквей. Среди них: отношение к гомосексуальным “бракам” и возможности рукоположения гомосексуалистов. Это самое существенное расхождение, и сложно сказать, сможем ли мы найти здесь точки соприкосновения.

При этом современное англиканство близко православным  в понимании свободы. Мой доклад был посвящен проблеме свободы человека в деле спасения – того, как Бог действует в деле спасения человека.

Третий этап православно-англиканского диалога должен привести к написанию документа по антропологическим вопросам. Сможем ли мы при этом найти общий поход к решению самых сложных антропологических проблем – я не знаю.

-Речь идет о различном отношении к гомосексуализму?

– Документ не ограничен обсуждением уже упомянутых проблем. Мы обсуждаем также проблематику динамики человеческой личности, вопросы биоэтики, контролирования рождаемости и отношения к смерти.

Все эти вопросы будут обсуждаться и мы надеемся создать документ, в котором будут отражены как сходства, так и основные расхождения между Православием и англиканством.

Беседовала Анна Данилова специально для “Православие и мир”

Митрополит Иларион: О версиях христианства и пропасти между «традиционалистами» и «либералами»

СПРАВКА

Состоялась очередная сессия православно-англиканского диалога

Необходимо отметить, что в этот раз в работе комиссии не смогли принять участие два представителя Епископальной церкви США: епископ Вильям Грегг и свящ. Томас Фергюсон. Причиной их неучастия стало то, что Епископальная церковь нарушила моратории, введенные в рамках Англиканского сообщества. Это, в частности, моратории на вмешательство одной провинции в дела другой, благословение однополых браков и рукоположение открытых гомосексуалистов. В результате архиепископ Кентерберийский, который имеет прерогативу в назначении представителей Англиканского сообщества для участия в межхристианских диалогах, вывел представителей Епископальной церкви из англиканско-православного диалога.

В первом заседании участников диалога приветствовали старший проктор Оксфордского университета и декан колледжа. С целью поприветствовать участников встречи в Оксфорд специально прибыл архиепископ Фиатирский Григорий.

В начале встречи со-председатели комиссии рассказали о наиболее значимых событиях, произошедших в каждой из Церквей за истекший год. Митрополит Каллист, в частности, подробно остановился на новом институте епископских ассамблей, введенном в странах диаспоры. Говоря о Великобритании, он отметил, что здесь ранее не существовало органа межправославного сотрудничества, и сам он связывает большие надежды с новым органом.

С англиканской стороны, архиепископ Роджер рассказал о введении в Англиканском сообществе упомянутых выше мораториев, а также о процессе принятия членами сообщества «соглашения» (covenant), на основе которого в дальнейшем будет осуществляться взаимодействие между членами сообщества.

В ходе заседаний было продолжено представление докладов на темы, связанные с антропологией, начатое на предыдущем заседании на Крите 14-21 сентября 2009 года. В частности, были представлены следующие доклады:

  • Articulating the Paradigm: Anglican Theological Method (Duncan Reid)
  • What is a human being? An initial approach to Patristical theology (о. Георгий Драгас, представлявший Иерусалимский Патриархат)
  • обширный и интересный доклад представителя Сербской Православной Церкви Богдана Любардича What is a Human Being according to Modern Orthodox Theologians
  • Human responsibility for the creation: a critical overview of recent statements of the Orthodox Church (секретарь комиссии с православной стороны о. Христос Христакис)
  • Anglican Political Thought (Tim Gorringe).
  • Митрополит Каллист в общих словах изложил основные положения и проблемы православной антропологии, в более развернутом виде представленные им на предыдущем заседании комиссии на Крите.
  • Two Meanings of Freedom in the Eastern Patristic Tradition (архим. Кирилл (Говорун)).
  • Одна из сессий диалога была посвящена экологической проблематике. О. Христос Христакис представил православную библиографию по данной проблематике.
  • Кристин Холл представила аналогичную библиографию с англиканской стороны.

4 сентября в послеобеденной сессии принял участие архиепископ Кентерберийский, представивший доклад о богословии англиканского мыслителя XVI века Ричарда Хукера. В этом весьма обстоятельном и интересном докладе он отметил ряд сторон богословской системы Хукера, которые соприкасаются с восточной христианской традицией. За этим последовала оживленная дискуссия. Она была продолжена вечером в доме св. Феосевии после православной вечерни и приема, в которых приняли участие архиепископ Кентерберийский и члены комиссии. Во время вечернего заседания в доме св. Феосевии архиепископ Роуэн Уильямс также подробно остановился на проблемах Англиканского сообщества. Он отметил, что односторонние решения, принимаемые отдельными провинциями, разрушают доверие внутри сообщества, чему также, по его словам, немало способствует децентрализованность сообщества. Чтобы восстановить доверие, было принято решение ввести упомянутые выше моратории, а также подписать «соглашение» (covenant), которое и было принято на уровне всех институтов власти в Англиканском сообществе. Уильямс подчеркнул, что это было не его решение, но решение всех ответственных институтов власти внутри Англиканского сообщества. На данный момент мораторий подписан только Мексиканской провинцией, однако процесс только начался. Архиепископ Роуэн предположил, что не все провинции смогут его подписать. При этом он заверил, что провинции, не подписавшие мораторий, не смогут быть представлены в некоторых диалогах, а также в комиссии «Вера и церковное устройство».

На следующий день, в воскресенье, архиепископ Роуэн Уильямс совершил евхаристию в соборе колледжа Christ Church, где говорил также проповедь.

В последний день заседания обсуждались дальнейшие перспективы диалога. Было принято решение представить еще ряд докладов, которые бы покрыли следующие темы:

  • возрастание и динамизм человеческой личности
  • связь человеческой личности с сотворенным миром
  • биоэтика
  • половая этика
  • контроль рождаемости
  • человеческая смерть и эвтаназия
  • достоинство человеческой личности.

Следующую встречу решено провести 15-22 сентября 2011 года в Албании.

International Commission for Anglican-Orthodox Theological Dialogue

September 2010 Communiqué

Oxford, England, United Kingdom

Under the blessing and guidance of God, the All Holy and Blessed Trinity, the International Commission for Anglican-Orthodox Theological Dialogue met in Oxford, from Tuesday 31 August to Tuesday 7 September 2010, at Christ Church. The Commission was grateful for the hospitality offered by the Anglican Communion.

The participants were welcomed to Oxford by Archbishop Gregorios of Thyateira and Great Britain, the Very Revd Christopher Lewis, Dean of Christ Church, and Dr Colin Thompson, the Senior Proctor of the University of Oxford.

The Dialogue consists of official representatives of the Orthodox Church and of the Anglican Communion. It began its work in Oxford in 1973. Previous sessions of the Commission have resulted in the Moscow Agreed Statement of 1976, and the Dublin Agreed Statement of 1984, and in the Cyprus Agreed Statement of 2006, entitled The Church of the Triune God.

The Commission in its current phase begun in 2008 is focussing on Christian anthropology, seeking to build on the insights from the Cyprus Agreed Statement. Papers were given to clarify Anglican and Orthodox approaches to the question. Particular topics covered were the human being as the image and likeness of God, meanings of human freedom, the human being in the understanding of patristic anthropology and modern Orthodox theology, Anglican theological methodology, and the broader implications of the theology of the human person in politics and society, and in pastoral responsibility for God’s creation.

Members welcomed Dr Rowan Williams, the Archbishop of Canterbury, who spoke on Richard Hooker’s theological anthropology and its influence on Anglican theology.  Members also were grateful both for his presence at Orthodox Vespers, and as president and preacher at the Eucharist in the Anglican Cathedral. He also engaged in further discussions on current developments in the Anglican Communion, and affirmed the importance of the continuing work of the Dialogue. All members greatly appreciated the opportunity to listen and converse with the Archbishop.

The work of the Dialogue was undergirded by daily prayer, including a memorial service for Professor Constantine Scouteris, a former member of the Commission. Members attended services at the Orthodox Church of the Holy Trinity and the Annunciation, and at Christ Church Cathedral. On the occasion of its 50th anniversary, the House of Saint Gregory and Saint Macrina hosted members of the Commission at an evening reception.

Members enjoyed visiting important institutions in Oxford, including the Bodleian Library, the Ashmolean Museum, and several historic colleges.

Throughout its sessions the Commission affirmed the dignity and potential of the human person in God’s love, which offers hope in the face of a prevailing narrow and pessimistic secularism.

At the invitation of Archbishop Anastasios of Tirana and All Albania, the Commission will next meet in Albania, from 16 to 23 September 2011.

Metropolitan Kallistos of Diokleia                                            Archbishop Roger Herft of Perth
Orthodox Co-Chairman                                                             Anglican Co-Chairman

Oxford, Tuesday 7 September 2010

Commission Members present in Oxford were:

Representatives of the Orthodox Church Representatives of the Anglican Communion
Metropolitan Kallistos of Diokleia (Ecumenical Patriarchate) (Co-chairman)
Metropolitan Seraphim of Johannesburg (Patriarchate of Alexandria)
The Revd Fr Alexander Haig (Patriarchate of Antioch)

The Revd Dr George Dion Dragas (Patriarchate of Jerusalem)
The Revd Dr Cyril Hovorun (Patriarchate of Moscow)

Professor Dr Bogdan Lubardic (Patriarchate of Serbia)
Metropolitan Nifon of Târgovişte (Patriarchate of Romania)
The Revd Dr Giorgi Zviadadze (Patriarchate of Georgia)
Metropolitan Chrysostomos of Kition (Church of Cyprus)

Professor Dr Miltiadis Konstantinou (Church of Greece)
Bishop Ilia of Philomelion (Church of Albania)

The Revd Dr Christos B Christakis (Co-Secretary)

Archbishop Roger Herft of Perth (The Anglican Church of Australia)

(Co-Chairman)
The Revd Dr Timothy Bradshaw (The Church of England)

The Revd Canon Jonathan Goodall (Archbishop of Canterbury’s Representative)

The Revd Deacon Dr Christine Hall (The Church of England)

The Revd Canon Philip Hobson OGS (The Anglican Church of Canada)

Ms Natasha Klukach (The Anglican Church of Canada)

Bishop Michael Lewis of Cyprus & the Gulf (The Episcopal Church in Jerusalem & the Middle East)

The Revd Dr Gloria Mapangdol (The Episcopal Church in the Philippines)

The Revd Dr Duncan Reid (The Anglican Church of Australia)

The Revd Canon Professor John Riches (Scottish Episcopal Church)

Bishop John Stroyan of Warwick (The Church of England)

The Revd Canon Dr Alyson Barnett-Cowan (Co-secretary)
Mr Neil Vigers (Staff – Anglican Communion Office)

Member unable to attend:

The Revd Joseph Wandera (The Anglican Church of Kenya)

The Commission is grateful to past members of this phase of the Commission for their contributions, including Metropolitan Petros of Aksum, the late Professor Constantine Scouteris, Assistant Bishop William Gregg of North Carolina, and the Revd Dr Tom Ferguson.

Papers submitted to the Oxford meeting:

Two Meanings of Freedom in the Eastern Patristic Tradition – The Revd Cyril Hovorun

Articulating the Paradigm: Anglican Theological Method – The Revd Dr Duncan Reid

‘What is a human being’ according to modern Orthodox Theologians -Professor  Bogdan Lubardic

What is a human being? An Initial Approach to Patristic Theology – Fr George Dragas

Human Responsibility for the Creation: a Critical Overview of recent statements of the Orthodox Church – Fr Christos B. Christakis

Anglican Political Thought – Professor Tim Gorringe

Bibliographical papers on the theology of the environment.

Anglican – The Revd Dr Christine Hall

Orthodox – The Revd Dr Christos B. Christakis

The Commission expressed thanks to the Revd Professor Tim Gorringe of Exeter University for his paper.

Архим. Кирилл (Говорун) специально для

bogoslov.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Англичанин Роберт Джарман – о единстве Церкви, русском квасе и пожилых церковных леди

Роберт Джарман несколько лет живет в Санкт-Петербурге. Бывший англиканский священник, ныне он – прихожанин православного храма.…

Почему англикане переходят в католицизм?

Для англикан, отделившихся от римо-католичества в ХVI в. Римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: