Православие и «культура скандала»

|

Как реагировать на нелепые заявления церковных и псевдоцерковных спикеров? Принимать ли участие в обсуждении скандалов? Размышляет Сергей Худиев.

Мы, православные, окружены «культурой скандала», которая незаметно увлекает и нас. Нужны сознательные усилия для того, чтобы поступать по нашей вере, а не плыть по течению. Недавно явилось несколько, говоря на профессиональным жаргоне, инфоповодов, причем похожих. Остановимся на самом заметном, вызвавшем наиболее живые обсуждения.

Некий мирянин, сотрудник одной из епархий Русской Православной Церкви, публично выступил с текстом, который человек милосердный назвал бы «крайне неудачным». Новость радостно разнесли светские СМИ, попутно произведя его в священники, и даже приписали его (весьма экстремальную) позицию всей Церкви. Столкнувшись с публичными гневными обличениями братий, сотрудник отвечал не менее гневно (и не менее публично), кто-то выступил в его защиту, и это море взволнованное пока еще не успокоилось. Почему это так происходит? Ведь это далеко не первый раз, не второй и не третий.

Мы живем в массовой культуре, которая поощряет скандалистов и питается скандалами. Скандалист — это, как правило, человек, который мучительно нуждается во внимании окружающих. Ему нужно, чтобы его заметили. Чтобы не могли не заметить. Рассказывают, что великий немецкий композитор Рихард Вагнер, когда обнаруживал, что на званом вечере беседа зашла не о нем — и вообще он на какое-то время оказался вне центра внимания — испускал пронзительный крик, чтобы исправить эту несправедливость. Но Вагнер был еще и действительно гениальный композитор.

Иногда бывает, что у человека с такой проблемой действительно есть артистические или художественные дарования — он жаждет, чтобы все их оценили по достоинству. Но гораздо чаще жажда внимания снедает людей, лишенных талантов Вагнера. Например, «современных художников», один из которых бегает голым на четвереньках, лая по-собачьи, другой — делает издевательские «инсталляции» с иконами, а третий рисует на мосту огромный непристойный символ. Зачем? Чтобы на них обратили внимание! Чтобы о них говорили — неважно, хорошо или плохо.

В этом есть элемент расчета — как говорит американская поговорка, «без известности нет процветания», но в гораздо большей степени это просто психологическая потребность быть в центре обсуждения. Недавно известный актер призвал сжигать известно кого в печах — вызвав небольшую панику в англоязычных СМИ, которые уже решили, что сейчас в России начнется полномасштабный геноцид.

Конечно, никакого геноцида никто не планирует — в том числе, и сам актер. Это просто демонстративность, желание быть сорвать хоть ругань, хоть аплодисменты, лишь бы быть на виду. При этом вопрос «кому я помогаю, в действительности, своими речами» вообще не ставится. Цель-то не в том, чтобы поддержать какую-то сторону в конфликте, а чтобы привлечь внимание — посмотрите на меня! Меня! На МЕНЯ! На М-Е-Н-Я смотрите! Тут хоть клоунский разврат, хоть клоунская борьба с развратниками нужна только для того, чтобы привлечь свет софитов к себе любимому.

Это можно было бы считать личными затруднениями отдельных людей, но беда в том, что такое поведение оказывается востребованным современной развлекательной культурой. Как назывался какой-то журнал для чтения в электричке, «Скандалы, Интриги, Расследования». Рассказы о скандалах пользуются спросом — такая-то поп-дива напилась, ругалась, сломала деревцо, известная актриса разводится со своим не менее известным мужем, который оказался пьяница и хулиган, такой-то телеведущий поразил всех внезапным выходом из чулана, а на вечеринке у такой-то знаменитости произошло такое-то пьяное безобразие.

Не очень понятно, почему, но это пользуется спросом. Людям это нравится. Может быть, им хочется побезобразить самим, но они не решаются. Может, они чувствуют себя более разумными и благовоспитанными людьми на этом фоне. Возможно, профессиональные психологи могли бы в этом разобраться, а нас должно беспокоить другое — проникновение культуры скандала в Церковь.

Церковь есть врачебница, и в ней, конечно, будут люди с теми же болячками, что и в миру. В том числе и с жаждой внимания, и со склонностью удовлетворять эту жажду, вызывая скандалы. Тем более что в религиозной среде и не нужно долго мучиться вопросом «что бы такого сделать плохого». Куча возможностей.

Можно записаться в строгие ортодоксы, такие юные аввы, и смело обличать всех остальных, погрязших в модернизме и ересях. Можно, напротив, податься в отважные либералы и обличать всех остальных в косности, замшелости и нежелании открыться современному миру. Можно сильно — в отборных выражениях — наехать на мирские пороки. В любом случае, внимание к своей персоне гарантированно. Если не лениться и еще устроить пару хулиганских выходок, даже светские СМИ проявят немалый интерес.

Скандал

Но это болезнь не только самих болящих — но и тех, кто добровольно составляет их аудиторию. Иногда людям кажется, что перепостив в социальных сетях сообщение об очередной скандальной выходке и выразив свое неодобрение по этому поводу, они как-то обличат зло, остановят порчу, образумят бесчинных… увы, это не так. Иногда чьи-то скандальные слова стоит упомянуть, чтобы от них отмежеваться — нет, это не Церковь так полагает, это личный крик человека, огорченного тем, что не все взоры обращены к нему.

Но не стоит заводить длительных препирательств — потому что оказывая скандалисту внимание, хотя бы и отрицательное, вы не помогаете ему справиться с его больной страстью — напротив, вы помогаете ему раскормить ее. Вы участвуете в создании того водоворота страстей, в котором он только и чувствует себя уютно — пусть из-за него ссорятся! Путь ломают копья! Пусть разрушатся старые дружбы, путь звучит брань и оскорбления!

Что же делать? Не подыгрывать ему — это будет добрее всего и по отношению к нему самому, и по отношению ко всем остальным. Создавать как можно меньше «движухи». Отмежеваться от него, если это необходимо. Воспользоваться случаем, чтобы разъяснить подлинное учение Церкви. Если он занимает какую-то церковную должность, пусть руководство подумает о профессиональном соответствии. И все. У православных христиан есть более интересные и важные темы для бесед, чем чьи-то глупые слова и нелепые выходки.

В Церкви есть исцеление для этой жажды внимания. Церковь проповедует, что нам, каждому из нас, внимает сам Создатель этого мироздания. Когда мы преклоняем колени в молитве, к нам внимательно склоняется сам Христос. Мы оказываемся в аудитории Ангелов и Святых, которые внимательно выслушивают наши благодарности, просьбы или жалобы, которые радуются нашему покаянию и внимательно следят за нашим шествием. Даже когда мы одни — или, вернее, особенно, когда мы одни — мы окружены самым пристальным вниманием и самой теплой заботой. Нам незачем искать внимания, испуская дурацкие крики.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Школьные чаты – боль родителя XXI века

Советы психолога тем, кто уже добавил в друзья учителя и одноклассников своих детей

Хорошо бежать со Христом гонимым

Как нам поймать край сияющей бездны

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!