Главная Церковь Православие в мире

Православие на калининградской земле

История становления Калининградской области в составе России насчитывает не только те 50 с лишним лет после Великой победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины приливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812, воевали с немцами в 1914-м.

История становления Калининградской области в составе России насчитывает не только те 50 с лишним лет после Великой победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины приливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812, воевали с немцами в 1914-м.

История войн и насилия завершилась в 1945 году, когда восточная Пруссия пала под ударами Красной армии, преследовавшей фашистских захватчиков, и, согласно решениям Ялтинской конференции, была передана СССР. Встал вопрос о восстановлении здесь хозяйства, разрушенного войной, мирной жизни.

В область было направлено много переселенцев, что отстраивали разрушенное войной и вели стройки социализма. Они попадали сюда со всей России и нынешних стран СНГ, а еще следует добавить наличие здесь главной базы Балтийского флота и военной группировки, куда посылали на службу призывников и выпускников высших военных учебных заведений. Эта особенность создала здесь по-своему уникальный сплав различных культур, традиций и национальностей, что вместе трудились, работали, защищали Родину. Но основную часть прибывших составляли люди из областей, где были сильны традиции православной веры, и они, видя чужие по их представлениям дома, чужую землю, стремились обосноваться здесь навсегда и хотели, в первую очередь, иметь возможность соборной молитвы Богу, к чему они привыкли на своей малой родине, чувствовать свои корни, от которых они оторвались. В течение 1947- 1950 г .г. было очень много обращений в органы власти, проводились многочисленные акции по сбору подписей за открытие прихода. Верующие даже были готовы молиться в здании немецкой кирхи, не используемой в хозяйстве, им был важен факт регистрации прихода. Власть в лице А.И. Глазких, главы местного Совета по делам религий (СДР), чиновника по религиозным вопросам, обычно ограничивалась отписками и формальными отказами в большей степени из-за политической конъюнктуры. Следует признать, что это был единственный человек, кто вел диалог с верующими, после его отставки в 50 годах религиозная жизнь ушла в подполье. Внешне город считался местом, где победил атеизм, «потому что в городе не было ни одного православного храма», — как рассказывали экскурсоводы. А его жители посещали храмы в Литве, Белоруссии, Смоленске, венчались, крестились, только власти не замечали это, заняв «круговую оборону» от заявлений о регистрации прихода.

Лед тронулся лишь в 80 годы с началом «перестройки» — после почти 40 лет молитв и ожидания приход Православной церкви был зарегистрирован. Это событие было связано с двумя процессами – новой конституцией СССР, давшей право на свободу вероисповедания и сменой руководства Обкома Партии в 1984 году. Первыми приход зарегистрировали баптисты, а православным пришлось ждать еще 7 лет даже, несмотря на поддержку уполномоченного СДР Ю.Я Махобайского, назначенного на этот пост в 1978 году. Он встречался с верующими, со старостой общины М.И. Витенковым и убеждался, что эти люди лояльны власти. Следует отметить, что Витенков был ветераном войны, уважемым человеком, высококлассным специалистом-инженером совхоза, как и многие верующие.

Регистрация прихода относится к 1985 году. Новый руководитель обкома партии, Д.М. Романин, человек прогрессивных взглядов и следящий за действующей политической ситуацией, подписал соответствующее распоряжение. Калининградский приход был закреплен за Смоленско-Вяземской епархией, что возглавлял архиепископ Кирилл (ныне – митрополит Смоленский и Калининградский), и он назначил в область первого священника – о. Анатолия. 23 Апреля 1985 года приход был официально зарегистрирован горисполкомом.

Сразу встал вопрос о выборе места будущего храма, да число прихожан стало расти, ведь душа всегда стремится к высшему, к Богу, какие материальные блага не предлагай. Поначалу богослужения проходили в доме церковного старосты Витенкова, а община составляла 10-12 человек. Это было только началом возрождения. Ю.Я. Махобайский и верующие проделали огромную работу по выделению участка земли под строительство храма, которая включала административную борьбу, преодоление чиновничьих препон, когда решение зависело от одного человека, и участок все же был предоставлен именно там, где просили верующие, а не на далеких окраинах.

Это место представляло собой разрушенную немецкую кирху Юдиттен-кирхе на Тенистой аллее, в тихом и малолюдном районе Калининграда, на холме. Плюсом этого места была доступность со всего района и наличие проходящих мимо транспортных маршрутов – трамвайных путей (кольцо трамвая располагалось у подножия холма), автобуса, чья остановка расположена в 10 метрах от храма, и возможностью добраться на других маршрутах с расположенной рядом коммуникации – путь пешком составляет 10-15 минут. В дальнейшем можно только благодарить Бога за его заботу о нас, когда так проявилась Его воля для людей, стремящихся к Нему.

Только сама кирха представляла собой развалины. Колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Как заметил один из чиновников – активных атеистов, посетивший восстановление, «Прихожане 40 лет добивались регистрации прихода, а теперь 40 лет будут его восстанавливать».

Но что невозможно для человека, возможно для Бога. Несомненно, многие сомневались можно ли вообще тут что-то восстановить, но горячая вера, молитва и послушание победили все! Этот горячий дух веры, стремления к Богу отметил тогда еще архиепископ смоленский и вяземский Кирилл, посетивший 12 сентября калининградскую область. Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам, однако религиозная жизнь бурно возрастала. Для регулярных служб появился домовой храм на улице Третьяковской, предоставленный прихожанкой Аллой Васильевной, и в нем 12 сентября состоялось первое Архиерейское богослужение. Служили смоленские отцы, хор. Настоятелем этого храма стал отец Софроний. Хор стал калининградским, он постепенно учился церковному пению. Как отмечал игумен Аркадий, настоятель восстанавливаемого Храма на Тенистой аллее, «хор первую службу пел на шестой глас, но, слава Богу, пел». А число прихожан росло – скоро на службах заполнялся весь дом, окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе – общее число прихожан достигло 500 человек.

Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря была совершена первая служба, которую возглавил архиепископ Кирилл. Собралось очень много людей, а сверху их освящал прожектор, показывая, что происходит на службе. На Литургии кирха была освящена как Собор Святого Николая, покровителя моряков (ныне Епархиальный женский монастырь в честь Святителя и Чудотворца Николая).

Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к Соборной Молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в областном городе Советске. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Они начинались с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания. Противодействие властей еще по инерции продолжалось, но оно не теперь не являлось помехой для православных. В городе им были переданы еще несколько кирх, в которых открылись Кафедральный Крестовоздвиженский Собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Рождества Пресвятой Богородицы – по одному на район города, а с 1989 года было образовано Калининградское благочиние во главе с игуменом Аркадием.

Одновременно стали возрождаться церковное пение и иконопись. Первым регентом первого хора стала Галина Афанасьевна Макеева. Церковь быстро вошла в культурную и духовную жизнь города Калининграда и области. Появились катехизаторские курсы и воскресные школы, православнее СМИ. На местном телеканале стала выходить просветительская программа «Благовестие», появились приходские СМИ, радиопередачи.

В 1988 году в Калининграде были торжественно проведены мероприятия в честь 1000-летия Крещения Руси. К Православию впервые было приковано внимание общественности, люди увидели, что Церковь жива, живы традиции Руси! Это празднество положило начало регулярным фестивалям церковного пения, конференциям, семинарам и лекториям.

Процесс распада СССР, кризис начала 90 годов и регистрация новых приходов шли параллельно, а Господь уготовал Церкви новое послушание. В это время область оказалась в окружении стран Европы, фактически прервалась связь с остальной Россией. Начались политические спекуляции на теме истории города – стали звучать голоса о переименовании Калининграда в Кенигсберг, появился «региональный сепаратизм», когда отдельные политики и общественные деятели призывали к автономии области от России и встраивание ее в Европейский Союз. Церковь, как носитель Веры и традиций, дала им достойный ответ – в культурной жизни города появился фестиваль, посвященный Кириллу и Мефодию как основателям письменности. Он должен был показать присутствие Православия, другие мероприятия по укреплению патриотизма и глубокой связи поколений, укрепления русской культуры на Балтике, воздействие ее на окружающие страны для формирования положительного мнения о России.

Было принято решение о возведении в центре города Храма Христа Спасителя как символа торжества Православия на калининградской земле, связывающего Калининградскую область и Россию. В 1992 году начался сбор пожертвований, стали появляться архитектурные проекты. Снова возникли сомнения, можно ли будет возвести Храм на таком оживленном месте, как главная площадь, главный рынок, мэрия. Был проведен глубокий социологический опрос горожан, и 74% участников высказалась «за». Во время Крестного хода в честь 10-летия Православия на Калининградской земле в 1995 году недалеко от места строительства был установлен закладной камень и поставлен семиметровый деревянный крест. 15 мая 1996 макет был в присутствии мэра города, архитектора собора и митрополита Кирилла представлен Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Он благословил строительство, и была взята часть земли на месте строительства Храма Христа Спасителя в Москве. 23 июня 1996 митрополит Кирилл и Президент РФ Б.Н. Ельцин совершили торжественную закладку Собора. В его основание была положена капсула с землей Храма Христа Спасителя в Москве как символ преемства и неразрывной духовной связи Калининграда и России. А пока строительство разворачивалось, был построен деревянный Малый Собор Христа Спасиетля, в котором начались и продолжаются по сей день богослужения.

Красивый пятикупольный храм строился долго, свыше 10 лет. Его созидали, как и всегда, всем миром. Люди жертвовали стройматериалы, денежные средства, сами трудились на площадке и молились. Молитва принесла плод – в 2005 году в Калининграде проводился праздник 750-летия города, ожидался визит президентов России, Германии, Франции В.В. Путина, Г. Шредера, Ж. Ширака, заседание Госсовета. В период подготовки была реконструирована площадь перед храмом, убран памятник Ленину, что стоял между Храмом и площадью и, что символично, сгнил изнутри и грозил обрушиться сам собой в ураганный ветер. К строительству были привлечены средства специального фонда по подготовке к юбилею, внебюджетные инвестиции, и к началу праздника строительство было завершено. Не было только внутренней отделки, не был еще готов Нижний Храм. Но и без того архитектура производила впечатление своим величием. Позволим себе процитировать раздел, посвященный архитектуре Собора с официального сайта:

«Образный строй здания Кафедрального собора Христа Спасителя разработан с учетом традиций Владимиро-Суздальского храмового зодчества. Этот стиль был принят за основу, как наиболее лаконичный и выразительный. Образ собора по замыслу должен воплощать в себе современные достижения архитектуры и древнерусские истоки. Особое островное расположение на генплане предопределило решение его архитектурного облика. Само здание собора представляет собой восьмиугольник с выступающими арочными порталами входов. Размеры храма составляют 31×31 м. Алтарная часть собора, увенчана куполом и пристроена с восточной стороны здания. Вся арочная композиция покоится на стилобате-подиуме, диаметром 60 метров , который является гульбищем Храма. Композиция собора строго симметричная, что подчеркивает монументальность и значимость сооружения. Большая трехмаршевая лестница ведет на подиум — основной этаж собора отметка 0.00 м . Под лестницей расположен загрузочно-разгрузочный блок и бокс на 5-6 автомобилей. Лестница шириной 20 метров фланкирована двумя каскадами цветочниц. Внутреннее объемно-пространственное решение интерьеров собора наряду с традиционными приемами, (крестовый свод, четырехстолпная композиция центрального купола, расположение алтаря и иконостаса ), имеет также ряд новаций. Нигде ранее в храмовом зодчестве не применялось столь много застекленных поверхностей.

Это решение дает возможность получить ряд замечательных эффектов 

·          восходящее солнце, будет удивительно красиво пронизывать своими лучами интерьер здания.

·          то же самое будет происходить и при закате. Купол с крестом, венчающий алтарную часть собора, будет постоянно парить через витражи над иконостасом.

·          в светлое время суток зеркальные витражи собора будут отражать в себе все вокруг, растворяя, при этом, здание самого собора в окружающей его природе.

·          в вечернее и ночное и время зеркальный эффект начнет работать в обратную сторону. Интерьер храма с его внутренним убранством и красотой многократно отразится и преобразится в оконных проемах.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ


·          Площадь застройки (S) — 3242,0 м2

·          Общая площадь (S общ.) — 6788,0 м2

·          Полезная площадь (S п) — 4720,0 м2

·          Строительный объем (V стр.) — 62500,0 м2

·          Вместимость верхнего храма — 3000 чел.

·          Вместимость нижнего храма — 400 чел.

·          Вместимость конференц-зала — 200-250 чел.

·          Штат персонала — 45 чел».

3 июля в период юбилейных празднеств состоялся чин Малого освящения Храма, которое провел митрополит Кирилл. Оно транслировалось по ТВ, и многие люди могли провести параллели с освящением первого храма. Было светло, на стенах еще не было отделки, не был готов иконостас. Многое еще предстояло сделать, но сколько было радости у людей, что Храм уже построен, что в городе Калининграде появился символ, связывающий нашу область со всей Россией!

В тот же день Храм посетил Президент РФ В.В. Путин и пожелал скорейшего окончания строительства. В дальнейшем его предстоял еще один визит, через год, на Великое освящение Храма Христа Спасителя, что состоялось 10 сентября. Его провел сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время архипастырского визита. На церемонии освящения присутствовали архиереи, областные и городские чиновники, многочисленные прихожане и Президент РФ. В дальнейшем был освящен придел храма.

В настоящее время Кафедральный Собор Христа Спасителя стал центром церковной жизни Калининградской области. В нем проходят архиерейские богослужения, происходит поклонение мощам. Но жизнь не ограничивается только им одним. Когда-то чиновники горкома партии хотели предоставить участки земли для верующих на самых окраинах города, путь до которых занимал бы много времени. Господь услышал их пожелания – и ныне на этих 2 участках построен Храм преподобного Герасима Болдинского и строится храм Свв. Бессребреников и мучеников Космы и Дамиана. Строятся храмы и в области. Также предусмотрено строительство церквей в новых микрорайонах города Калининграда и области, где предусмотрено развитие жилищного строительства или где есть запрос от общества на создание прихода.

Не зря говорят, что «вера без дел мертва». Социальное служение стало для Смоленской и Калининградской Епархии тем самым делом, о котором люди судят о Церкви. В нашей области Церковь сотрудничает с больницами, организована служба сестер милосердия, исправительными учреждениями, армией. На флоте освящаются боевые корабли, батюшки проводят беседы с призывниками в военкоматах, открылся Храм на территории военно-морского училища. Одновременно действует сеть катехизаторских курсов, где люди имеют возможность узнать больше о Православии, получить ответы на волнующие вопросы, утешиться, найти друзей. Открыты центры реабилитации бывших членов сект и наркозависимых. Особую роль в социальном служении занимает образование – потому что уже с младенчества формируется характер будущего гражданина России, и очень важно, чтобы человек был воспитан в вере и страхе Божьем. Расширяется сеть воскресных и церковно-приходских школ, они организовываются почти при каждом приходе. Церковь приходит и в обычные образовательные учреждения: замечено (в т.ч. и автором), что появление священника в школьной среде, пресыщенной современными искушениями, вызывает огромный интерес, показывает, что есть альтернатива навязываемому современной «культурой» образу жизни. Сотрудничество Церкви и органов управления и учреждениями образования вызревало долго, еще с 1990 годов, и до 2000-2001 года носило стихийный характер. С принятием «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» работа была активизирована, создано отделение подготовки преподавателей. Плоды налицо – к 2000-2001 году в области ОПК преподавались в 35 учебных заведениях, а число церковно-приходских школ составляло 32, то к 2005 – 166 (рост в 4 с лишним раза) и 38, а количество учащихся и воспитанников с 2529 возросло до 10279. Однако на деле эти цифры в сравнении с числом школ (274) и учеников (~163000 человек) свидетельствуют, что основная работа еще только предстоит. Но уже можно говорить о возникновении систем и рычагов взаимодействия Церкви, органов управления образования и родительских комитетов, которые формируют запрос на воспитание подрастающего поколения в нравственности. Мир не стоит на месте, жизнь ставит новые искушения и задачи, в которых проверяется вера и стремление защищать школы от вторжения сектантов, валеологии и «полового просвещения». Последняя попытка внедрить такие программы была предпринята в 2006 году и благодаря своевременной реакции Церкви, родительских комитетов и городских властей была успешно сорвана.

В заключение хочется отметить, что не только число храмов и воскресных школ способствует спасению. «Бог спасает нас через нас», и поэтому каждый прихожанин должен прилагать усилия в духовной борьбе – молиться, посещать богослужения и участвовать в Таинствах – Покаяния, Причастия и др. Только тогда мы можем считать, что церковная жизнь приносит плоды.

При подготовке статьи использовались материалы из сборника «Восстаньте… Двадцатилетию Православия на Калининградской земле посвящается. Калининград, 2006» и материалы автора.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.