Православие в Финляндии

|

Возникновение православия в Финляндии

Валаам. Главный собор

Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в ХII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV века и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI веке.

Коневецкий монастырь

В ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены дотла. В начале XVI века западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство.

Трифоно-Печенгский монастырь

После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX века был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря.

Линтула.

Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершен перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Русской Православной Церкви. После получения Финляндией независимости чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Патриарху Московскому и всея России о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года.

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата

При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии.

На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий.

В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

В 1980 году Финляндская Автономная Церковь обращалась ко Вселенскому Патриарху с просьбой дарования ей автокефалии, но никакого ответа на данную просьбу из Стамбула не последовало.

Сегодня к Финляндской Автономной Церкви принадлежит около 2 процентов населения (57 тысяч) страны и она признана второй национальной религией Финляндии. Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата состоит из 25 приходов, имеет 50 церквей и 100 часовен.

Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Финляндии

Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви.

Новый Валаам

В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки.

Никольский храм, Хельсинки

С целью благоустроения церковной жизни приходов юрисдикции Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской православной церкви, евхаристическое общение с которой было восстановлено годом ранее, в 1958 году Финляндское благочиние было преобразовано в Финляндское благочиние Патриарших приходов Русской Православной Церкви, при этом, как уже говорилось выше, Ново-Валаамский монастырь был передан в юрисдикцию Финляндской Архиепископии. 30 мая 1972 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Покровский и Никольский приходы, принадлежащие юрисдикции Московского Патриаршего Престола, поручить архипастырскому окормлению Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима».

В период управления Хельсинкской епархией Финляндской Архиепископии Константинопольского патриархата митрополитом Иоанном (Ринне), последний выразил свое желание о переходе русских общин в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви. Позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу выразил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В переписке с настоятелем Покровской русской общины иеромонахом Лонгином (Талыпин) митрополит Никодим (Ротов) 30 сентября 1973 года заявил: «Московский Патриархат не будет менять положения своих приходов в Хельсинки, так как это даёт возможность укреплять отношения между Церквами».

Со стороны финляндских граждан православного вероисповедания, русских по-национальности, неоднократно поступали просьбы об открытии в Финляндии новых приходов Патриаршей юрисдикции. Так в 1954 году возбуждались ходатайства об открытии приходов в г. Котка и г. Лахти, в конце 1955 года в г. Тавастгусе, причем последнее сопровождалось более чем тысячью подписями. В 1990-е годы на территории Финляндии по многочисленным просьбам русскоязычных верующих были открыты несколько приходов: в городах Пори, Тампере, Лахти (в том числе на территории дипломатического представительства России в городе Турку — Успенский храм).

Покровский и Никольский приходы, часто именуемые в отличие от финских православных приходов «старостильными», в настоящее время значительно выросли за счет эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также своей просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается сегодня к 3 тысячам (в Никольском приходе — около 2 тысяч человек; в Покровской — около 700 человек). Более того, общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря среди православных Финляндии, значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность.

Всего по состоянию на 2011 год в Финляндское благочиние Патриарших приходов РПЦ входит 7 приходов, расположенных в городах — Хельсинки (3 прихода), Турку, Пори, Тампере, Лахти и нескольких православных общин.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Но когда-нибудь мы будем скучать по этому хаосу
Он воевал с сарацинами и переписывался с Боккаччо

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: