Главная Новости

Православная Церковь и современный мир

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 27, 2000

12 декабря 2000 г. в московском районе Гольяново, в актовом зале одной из средних школ состоялась юбилейная конференция, приуроченная к 2000-летию христианства и 10-летию воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В конференции приняли участие около 200 человек — священники, преподаватели МДА и воскресной школы, слушатели воскресной школы, прихожане Зосимо-Сав­ва­тиевского храма и гости. С приветственным словом к собранию обратился благочинный Преображенского благочиния протоиерей Леонид Ролдугин.

Обоснование насущности воскресной школы для взрослых” представил настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия, директор воскресной школы протоиерей Владимир Тимаков. Открытие воскресной школы для взрослых при храме, еще пребывающем в руинах, было обусловлено острой необходимостью донести до ищущей интеллигенции, искушаемой всеми соблазнами нехристианского общества, истины Божественного Откровения, опираясь на святоотеческую мысль. В текущем учебном году школу посещают: на взрослом отделении (3 года учебы) 94 человека, на шестимесячных курсах “Введение в Православие” 77 учащихся, на детском отделении 85 человек.

Доклад “Чтение Священного Писания и святых Отцов по Глинскому Патерику” представил профессор МДА К. И. Скурат, в числе учеников которого был некогда схиархимандрит Иоанн (Маслов) — составитель Глинского Патерика. В докладе было отмечено, что Глинские старцы смотрели на Священное Писание как на сокровищницу, содержащую все необходимое для благочестивой жизни, как на книгу Духа, понимание которой неотрывно от молитвы, от исполнения Божественных заповедей.

С докладом “Русское Православие и социальный вопрос на рубеже тысячелетия” выступил протоиерей Валентин Тимаков, преподаватель литургики и апологетики в воскресной школе, основного и сравнительного богословия в Николо-Угреш­ской семинарии. В докладе, очерчивающем весь путь Церкви в аспекте ее социального служения, было отмечено, что социальный вопрос — средство, с помощью которого западное христианство пытается возродиться, напитать себя новой энергией. Но годится ли этот путь для Православия, всегда ставящего во главу угла путь личного преображения? Выработка Поместным Собором Русской Православной Церкви социальной доктрины — попытка Церкви в изменившихся условиях дать ответы на многие вопросы нынешней жизни. Первое отделение конференции завершилось торжественным поздравлением школы от имени ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, наместника Николо-Угрешского монастыря архимандрита Вениамина.

Доклад “Особенности современного монашества” был прочитан иеромонахом Владимиром (Масловым). В выступлении было отмечено, что в наши дни степень проникновения мира в монастырскую жизнь возросла. Монастыри экономически сильно зависят от мира и отнюдь не стремятся эту зависимость разрушить, ибо мир помогает им восстановить разрушенное. Средства массовой информации и блага цивилизации проникли в монастыри, и способность хорошо ориентироваться в мирской жизни оценивается не как недостаток, а как достоинство. Однако близкое соприкосновение с миром влечет за собой не только опасность соблазнов, но и благоприятную возможность к подвигу, по словам святителя Феофана Затворника: “Обитель в городе — открытая борьба со страстьми и похотьми мира пред лицем мира”.

Преподаватель сектоведения и антропологии П. Б. Сержантов сделал доклад на тему “Конфессиональная анонимность у Свидетелей Иеговы”. Представители этой псевдохристианской секты прибегают к конфессиональной анонимности не в личном общении, а в работе с массовым потребителем. Иеговисты занимаются саморекламой под видом экспертных оценок, якобы данных со стороны. Яркий пример: опубликованная 10-тысячным тиражом книга “религиеведа” С. Иваненко “О людях, никогда не расстающихся с Библией” (М., 1999). Об этой же тактике свидетельствует распространяемый иеговистами по телестудиям фильм “Знакомьтесь: Свидетели Иеговы”. Копирайт в фильме указывает не на общество “Сторожевой башни”, чем также создается видимость объективного взгляда на секту.

Затем следовал доклад “Культура на рубеже III тысячелетия. Взгляд из церковных врат”, сделанный М. М. Руповой — преподавателем церковно-славянского языка на взрослом отделении Школы и иконоведения на курсах “Введение в православие”. В нем был рассмотрен постмодернизм, выступающий в качестве наиболее адекватного духу времени выражения интеллектуального и эмоционального самовосприятия эпохи. При всей мозаичности и противоречивости современной культуры, она все же проницаема для воздействия Духа. Сегодня в культуре испытывает свой шанс идея “неопатристического синтеза”, в которой могут проясниться доныне смутные представления об особом пути России и ее миссии среди других народов.

Преподавателем истории в воскресной школе С. М. Гусаковой был прочитан доклад “Некоторые проблемы современной церковно-исто­рической науки”. “Христианство — религия историков”; эти слова выражают тот факт, что в христианстве Священное Писание — по сути книги исторические. В настоящее время возникло множество направлений и школ в исторической науке. Секулярные направления изгоняют Божественный Промысл из истории, а самые новые из них, такие как “Глобальная история”, смотрят на историю как на поле проявления неконтролируемых сил, хаоса, изгоняют из нее идею развития и не только Божественный, но и человеческий разум. Для христианина же наличие Божественного разума в истории очевидно; диалог с историческими лицами у православного происходит иначе, чем у секулярного историка — на уровне молитвенного делания, ибо он знает, что у Бога все живы.

В докладе “Православие и отечественная музыкальная культура второй половины ХХ века” Р. М. Мурадян представил попытку рассмотреть отголоски православного миросозерцания в безбрежном потоке стилей академической музыки 50–90-х годов ХХ века. В докладе иерея Михаила Залесского “Роль иллюстративного материала на уроках катехизиса” была представлена разработанная им и оформленная художником Е. Катоминой иллюстрированная вероучительная программа, разрабатывавшаяся в течение четырех лет в воскресной школе гольяновского храма.

В совместном докладе учащихся III курса школы, врачей-психи­ат­ров к.м.н. Г. А. Жарикова и к.м.н. А. Л. Брацун “Грех уныния и депрессия. Взгляды святоотеческого учения и науки” на примере исследований, проведенных в Научном центре психического здоровья РАМН, было показано, что “чума ХХ века” — болезнь Альцгеймера (или старческое слабоумие) есть в большинстве случаев результат греха уныния. Задолго до научно-психиатрических изучений депрессивных состояний святые Отцы достаточно точно описали клиническую картину уныния как душевного недуга.

В докладе А. Е. Черкасовой “Московские больничные храмы и часовни, сестричества и группы милосердия” слушателям была представлена информация о том, при каких московских больницах действуют Православные храмы и службы милосердия. Далее был прочитан доклад В. И. Загорьянос “Элладская Церковь в новейшие времена”.

Последним стал доклад учащегося II курса школы д. т. н., профессора Ю. А. Зимина “Кузнечная история, культура и производство в свете Православной веры”. Отмечалось, что одно из фундаментальных производств всей цивилизации — кузнечное — имеет свою древнюю и богатейшую культуру; упоминание об этом ремесле содержится уже в книге Бытия (Быт 4:22). Настоятелю храма преподобных Зосимы и Савватия профессор Зимин преподнес букет искусно выкованных роз.

Заключительным аккордом конференции стал концерт слушателей воскресной школы: Рубена Мурадяна (фортепьяно), Петра Комашенко (виолочель) и Елены Казиной (фортепьяно).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.