18. Понедельник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра.

Прп. Иоанна Рыльского.

В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня вечером)1 совершается служба Погребения Божией Матери (А). В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мчч. Флора и Лавра (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б).

А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.

Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению2.

Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери». …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника»3.

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.

До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й – 3 («О, дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6-й: «Днешний день тайно…»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…»4. «Слава, и ныне» – Успения, глас 1-й: «Богоначальным мановением…».

Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородицы – 3.

Стихиры на литии и на стиховне – праздника Успения.

По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик…» (дважды). «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти…», «И ныне» – «Священным учеником…».

При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель – в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.

Примечание. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице5. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.

Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.

Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.

Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.

После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство…».

После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое…».

После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.

После 3-й статии – благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)

Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся силы Небесныя…».

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое…»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь…». Евангелие – Лк., зач. 4. «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона – по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.

Катавасия – ирмосы 2-го канона, «на два лика».

По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя вси роди…» (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.

На 9-й песни – припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.

1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», ирмос: «Побеждаются естества уставы…».

2-й лик – то же.

1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы…».

2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше…», тропарь: «Опрята лик апостольский…».

1-й лик – ин припев: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите в Сион…».

2-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приидите, вернии…».

1-й лик: «Величай, душе моя…», тропарь: «Приими от нас песнь…».

Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя…», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный…» (так как назначена одна катавасия, а именно – ирмосы второго канона).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение…».

Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.

В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак Успения.

На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпающую Богородицу…».

На Литургии блаженны Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я (1-го канона со ирмосом) на 6.

Примечание. Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается вечером накануне четвертого дня попразднства.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.

В храме Богородицы – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.

В храме святого – тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника Успения.

По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

Б. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Ревнители святии…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Приидите, воспоем, людие…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Давидскую песнь…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает об икосе мучеников: «Красная двоице…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 184 об.) этот икос также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестное Твое успение…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 6 (1-го канона со ирмосом).

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и мучеников.

Апостол и Евангелие – дня и мучеников.

Задостойник праздника.

Сноски:

1 См. примечание 17 августа.

2 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Нецыи же в сей пяток Светлыя седмицы поют последование Никифора Каллиста Ксанфопула, на Пресвятую Богородицу Живоприемный Источник, якоже и все последование напечатася в Пентикостариах: в Типицех же ни в каких не обретается» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «…Не бо обретохом в Типице сицеваго последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы».

3 См. примечание 17 августа.

4 В Минее-Август (Ч. 2. М., 1989, 2002. С. 53) неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою…».

5 Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.