Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная» (с 2 марта).

Мчч. 42-х во Амморе́е.

Иконы Божией Матери, именуемой «Благода́тное Небо».

Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А).

Примечание. На этот день со вторника, 2 марта, может быть перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой1 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б).

А. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется рядовая служба Минеи (с 6 марта; мчч. 42-х во Амморе́е)2, а также – заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)3.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я4.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 8-й.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8.

Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»5. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день6. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»7. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…».

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»).

По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю8, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).

Б. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)9, а также – рядовая служба Минеи (с 6 марта; мчч. 42-х во Амморе́е)10.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.

Кафизмы 16-я и 17-я11.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Богородицы (иконы) (по 1-м и по 2-м стихословии)12.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избра́нный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й.

Каноны: Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)13 и вмч. Феодора (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»14. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день15. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»16. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…»17.

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы). «Слава» – седален вмч. Феодора, глас 8-й (по выбору)18, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же, или ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален Богородицы.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (иконы). «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди или ин светилен Богородицы (если есть), или тот же светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Богородицы (иконы), глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 319. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…», или Богородицы (иконы).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.

На часах – тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Богородицы (иконы) и вмч. Феодора читаются попеременно20.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Богородицы (иконы), песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки21:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы (иконы), тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы), тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) и вмч. Феодора.

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Богородицы (иконы).

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю22, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).

Сноски:

1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

2 О порядке пения служб на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 21 февраля (примечание на повечерии).

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

5 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

6 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в».

7 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

8 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

9 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 21 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.

10 О порядке пения служб на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

13 Там же.

14 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

15 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в».

16 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

17 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

18 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы), седален вмч. Феодора, глас 8-й; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же, или ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален Богородицы.

19 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.

20 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

21 Там же. С. 566.

22 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).