Преддверия отверзошася пощения…

|

На дворе стужа, и все заметено снегом. Даже не верится, что через несколько месяцев будет совсем тепло, и пригорки покроются яркими цветами. Весна наступает не сразу. Короткие оттепели перемежаются длинными периодами холодов и вьюги. Но в какой-то момент наступает последняя оттепель. Еще вроде бы зима, но уже ярко светит солнце, весело чирикают птички, капает вода с сосулек, сугробы уменьшаются в размерах. Глядя вокруг, мы понимаем, что это преддверие весны. Точно так же – постепенно – наступает и Великий пост. Прошлые три воскресения были лишь короткими “оттепелями” для нашей замерзшей души. И вот, мы уже на пороге последней девятидневной оттепели: Мясопустная суббота и воскресенье, семь дней Масленицы, – а там уже и “весна постная, цвет покаяния” — Великий пост.

Фото orthphoto.net

Именно девять дней для постового “преддверия” Церковь выбрала не случайно. В древности полагали, что при зарождении человеческого плода 9 дней нужно для того, чтобы сердце “составилось в плоть”, т.е. соединилось с телом. Под “сердцем” тогда понимали не анатомический орган, разгоняющий кровь по телу, а средоточие духовных сил человека. До сих пор это значение слова мы используем в обычной речи, говоря, что за кого-то у нас “сердце болит”, или “сердцем чую”, или “сердечный друг”. Получается, что нам нужны эти девять дней непрерывной подготовки, чтобы в первый день Великого поста мы могли воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом: “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!” (Пс 56:8).

Но все по-порядку. Мясопустная суббота напоминает нам о соборности нашей Церкви поминовением “всех от века усопших православных христиан”. Когда мы подаем записки на Литургии или панихиде, кого мы в них вписываем? Ближайших родственников и знакомых. А из старшего поколения? Бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Чаще всего наша современная родовая память на этом обрывается. Мы не помним имен наших предков даже до 4-5 колена. А если вспомнить, что нашей Церкви почти 2000 лет? Сколько имен ныне никто никогда не вспоминает? Миллиарды! А сколько людей гибнет, будучи неизвестными даже своим современникам: путники в пустыне, в горах, мореплаватели, неизвестные солдаты забытых сражений, или те, кто умирает в больших городах в нищете. Над ними не совершалось отпевание, многие из них даже не были погребены – их тела стали добычей диких зверей и птиц. Поэтому в мудрости своей еще апостолы установили совершать общую память “верою почивших благочестно” во все времена. Мы не знаем обстоятельств жизни и смерти этих людей, даже их имен. Но в мясопустную субботу на Богослужении Церковь имеет дерзновение петь: “От века мертвых днесь всех по имени <…> память сотворяюще…” Вспомним слова Христа: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.” (Лк 12:6-7) Господь знает все о каждом, и ни одно имя не забыто. В Церкви мы все, живые и мертвые, составляем единое Тело Христово, и в церковной молитве мы все вместе предстоим пред Богом.

Почему Церковь говорит нам о едином предстоянии живых с мертвыми именно в мясопусную субботу? Потому что на следующий день, в воскресенье, вспоминается славное Второе пришествие Христово и Страшный Суд, на котором предстанет “весь человеческий род” перед “Судией Праведнейшим, на престоле Славы Своей сидящим”, “возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее”. “Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков”. “Что сотворим тогда, во многих гресех повиннии человецы?” Думая об этом, остается только воскликнуть: “Едине Человеколюбче Спасе <…> покаянием обратив, помилуй мя”. Об этом, не упуская ни одной леденящей кровь подробности, нам повествуют богослужебные песнопения.

Очень важно заметить, что в предыдущие воскресения Церковь знакомила нас с притчами – наглядными уроками, где мы были лишь сторонними наблюдателями. Теперь же речь идет о реальном событии нашей будущей жизни. Это не легенда, не притча, не иносказание, а то, через что каждому из нас предстоит пройти.

Воскресное евангельское чтение (Мф 25:31-46) напоминает нам, что судить нас будут не за тщательность соблюдения постов, усердие в молитве, регулярность посещения храма. Это лишь средства. Цель же – конкретные дела милосердия и сострадания к нашим ближним: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить бездомного, одеть нагого, посетить больного или заключенного.

Суббота и воскресенье называются “мясопустными”, конечно же, потому, что это два последних дня, когда мы едим мясное. По латыни “мясопуст” — “карнавал”, слово, которое уже давно и прочно связано с бесшабашным празднованием и буйным весельем. У многих народов считается, что в последние дни перед постом надо навеселиться и наесться “впрок”. Масленичные традиции русского народа – не исключение. Но Церковь учит совсем по-другому. Богослужение этого периода посвящено посту и покаянию.

Например, многие считают, что покаянная молитва Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”, основная постовая молитва с поклонами, впервые читается вечером Прощенного воскресения. На самом же деле мы неоднократно встречаемся с ней уже в течение служб Сырной седмицы, как называется в Церкви Масленица. А возможность есть скоромную молочную пищу нам оставлена не для того, чтобы “в последний раз наесться перед постом”, а как напоминание, что отказ от пищи в посте – не главное. В этом нас наставляют и богослужебные тексты. Если мы гордимся тем, что мало едим, а от страстей очиститься не стараемся, то уподобляемся демонам, которые не едят вообще ничего. Истинный же пост “не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии.” В то же время, следуя наставлению Христа (Мф 6:16-18), что пост надо проводить не в унынии, а в радости, Богослужение этих дней пропитано внутренним светом и ожиданием весны: “Время блаженное поста, лучи испускающе покаяния возсия, приступим любочестно, отгоняюще тьму глубочайшую лености, вси веселящеся.”

Читайте также:

Все о Великом посте || Интернет-журнал “Православие и мир”

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

«Остановиться, чтобы идти»

Пост есть удивительное время, когда нужно учиться простым вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!