Презумпция невиновности

|

Однажды мне довелось увидеть стену в чистом поле. Она стояла неподалеку от практически полностью разрушенной церкви. На этой стене красовалась табличка, гласившая, что это некий монастырь — памятник истории и культуры. А, значит, охраняется государством.

В принципе, о подобном положении дел знаем все мы, но когда речь заходит о возвращении Церкви ее имущества, как-то забываем: государство и музейщики превращаются в надежных хранителей, а духовенство — в варваров, разрушающих чуждую им культуру.

Подготовка закона о возврате церковных ценностей вызвала к жизни извечный спор: что делать с имуществом, принадлежавшим некогда Церкви? Ведь это не только здания монастырей и храмов, но и редкие произведения искусства и много другое. Кому в Церкви можно поручить все эти хрупкие и драгоценные вещи?

К сожалению, вопрос этот отнюдь не праздный. Чтобы принять под свою ответственность подобные богатства, недостаточно иметь на руках юридически оформленное решение. Нужно еще и выстроить систему, способную сохранять эти ценности. Нужны оборудование и средства (которые, в принципе, еще можно купить, найдя деньги у спонсоров), а, что еще важнее, нужны специалисты, подготовить и содержать которых гораздо сложнее.

Всего этого у Церкви сейчас нет, к массовому возврату ее былого имущества она не готова, но давайте поставим вопрос по-другому: а может ли государство и дальше содержать его в своем ведении?

Увы, ответ очевиден. Как бы мы ни ругали церковные власти, как бы ни противопоставляли их музейному сообществу, никто не станет отрицать, что и музеи наши далеки от мировых стандартов. Все те же нехватка кадров, средств, аппаратуры — и вот древние иконы уже навеки исчезают в недрах запасников, хотя в иных условиях могли бы как минимум выставляться в музейных залах. В конце концов, музеями руководят чиновники, а вовсе не ученые-бессребренники с горящими глазами и чистыми помыслами.

И самый потрясающий аспект: бывает, что в регионах власти буквально спихивают Церкви исторические памятники, лишь бы снять с себя ответственность, а с бюджета дополнительное бремя.

Действительно: отдали икону в храм, а через десять лет обнаружили, что она стала портиться. Кто виноват? Разумеется, попы! А органы, в чью задачу входит следить за памятниками культуры вне зависимости от того, в чьем пользовании они находятся, как бы и не при чем. Они как патологоанатомы: появляются, лишь чтобы констатировать смерть.

Выход здесь только один, хоть и звучит он подобно утопии — это кооперация. Государство, Церковь, меценаты и музейно-научное сообщество. Всем этим четырем силам нужно осознать себя в роли соответствующих углов квадрата, а вместе с тем понять и свою ответственность. Научиться делить ее с партнерами, а не перекладывать на них всю тяжесть проблем.

Ох, это не про Россию, скажет читатель. Однако же есть храм при Третьяковской галерее. Есть Ипатьевский монастырь в Костроме, старый непрофильный музей из которого вывела (а не вышвырнула на улицу) областная администрация, а новый музейный комплекс создала уже Церковь (и, кстати, обеспечила рабочими местами специалистов старого, казенного музея). Об этих случаях у нас не говорят. Как молчат и о том, что обещание не везти в Лавру рублевскую Троицу, буде это окажется невозможным, было-таки исполнено.

А может быть стоит поговорить о хорошем? Хотя бы для того, чтобы не дать бездельничать тем, чей главный аргумент против собственной лени состоит в том, что якобы все равно ничего не получится.

Читайте также:

Осколки Руси

Реституция церковного имущества: кто приобретет, а кто потеряет?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Общенациональное покаяние, когда Христос за кадром

Кому мы предлагаем покаяться в год столетия революции? И перед кем?

Поверить нашу жизнь и наши идеи Словом Божиим

Требуется качественное богословское осмысление происходящего в стране и мире

«Возможно, мы пока идем против течения, но такие настроения есть по всей Европе»

Как в Риме Церковь помогает государству принять беженцев и приютить бездомных

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: