При Чичкине порядок был

|

На Большой Дмитровке закрылся магазин «Молоко». Больше не будет тех лепных потолков, той системы «выбрал у прилавка – выбил на кассе – вернулся к прилавку за товаром» – словом, той ауры, которая в «Молоке» присутствовала всю его долгую жизнь. Действительно долгую, потому что это было одно из последних торговых заведений Москвы, не менявших вид и профиль с царских времен.

А.В.Чичкин

Когда-то это был один из главных магазинов мощной сети молочной торговли Александра Васильевича Чичкина. Открылся он в первые годы ХХ столетия.

Сам же Чичкин – фигура в российской истории вполне легендарная. Выходец из окрестностей Ярославля, он практически единолично основал систему переработки молока и молочной торговли, сначала в Москве, а потом и во всей России.

В Москве Чичкину принадлежали несколько десятков магазинов (по всей России – 91) и первый современный молокозавод на Новорязанской улице.

Чичкин построил на Петровке, 17, первую в Москве городскую молочную станцию (специализированный магазин).

Александр Васильевич – оформление магазинов которого с голубой плиткой увековечил Михаил Булгаков в «Собачьем сердце» – оказался единственным российским миллионером, удостоенным советского ордена («Знак Почета»).

Умер фабрикант в 1949 году, а вот теперь закрылся и последний из чичкинских магазинов молочной торговли.

Фото кон.1900-х гг. Во втором доме справа (там где реклама фейерверков) помещался один из многочисленных молочных магазинов Чичкина. В советское время там долгое время был магазин "Молоко"

Причем закрылся он не вчера – а еще в мае этого года. Почему я не писал об этом раньше? Потому что попросту не знал: молочный магазин все московские краеведы знали и любили как артефакт, но редко кто в нем действительно делал покупки. Местные жители, действительно, заходили в «Молоко» за продуктами – но местных жителей в тех краях осталось немного. Так что  особой прибыльностью «Молоко», видимо, не отличалось.

В этой связи интересно, что самом конце июля на совещании у мэра Сергея Собянина, посвященном программе развития торговли и сферы услуг до 2016 года, говорилось о том, что в центре города должно быть «много удобных, маленьких, стационарных, семейных магазинов с узкой специализацией». Как пояснил глава департамента торговли и услуг Москвы Михаил Орлов, имеются в виду «булочные, галантереи, мясные и рыбные магазины, гастрономы и магазины хозтоваров».

Фото 1941 г. Один из магазинов "Молоко"

С одной стороны, у жителей окружающих кварталов Большой Дмитровки, Петровки, Тверской магазин «Молоко» был весьма востребован – об этом говорят сотни подписей на различных обращениях в его поддержку. С другой же стороны – против идиллической картинки с вернувшимися на первые этажи центральных домов магазинами «Мясо», «Молоко», «Овощи – фрукты» имеется сразу несколько фундаментальных аргументов.

Во-первых: при капиталистических порядках Александр Чичкин получал прибыль не с одного магазина, а с огромной сети, включавшей в себя и собственные молокозаводы.

Предположительно - антикварная баночка из-под сметаны.

Сейчас ситуация другая – но похожая: в формате «торговли молоком шаговой доступности» выживет лишь крупная сеть, желательно имеющая отношение к производителям. То есть, в нашем случае, молочные магазины на каждом углу возможны – но лишь если это будет «Данон» или «Вимм-билль-данн», остальные такой проект просто не потянут. Кстати, салон «Данона» есть поблизости, на Тверской – но культовым его почему-то не считают.

И второе соображение, культурологического свойства. Потребительское поведение – вещь достаточно значимая, чтобы зарубить на корню почти любое коммерческое начинание «вне форматов».

Москвичи за постсоветские годы привыкли к супермаркетам или другим формам торговли, где покупается всё и сразу. Специализированные магазины с кассами подкосили очереди – уже к концу 80-х необходимость стоять вместо одной очереди в несколько «узкоспециализированных» вызывала у домохозяек исступление.

Тех, кто не застал этого времени, отвратит время работы специализированных магазинов – уже как бы не два поколения москвичей привыкли к круглосуточной или почти круглосуточной работе, и магазины, по-европейски закрывающиеся в семь-восемь вечера, не найдут своего клиента.

Потребитель очень упрям – об это споткнулся и предшественник Сергея Собянина. Юрию Лужкову не удалось сделать массовой сеть магазинов «Московские товары» – в том числе, из-за этого: при наличии огромного количества других магазинов в странные по своему устройству «территориальные» (товары из Москвы, из Беларуси и пр.) шли только самые экономные москвичи – те, что способны проехать полгорода ради сбережения 200 рублей.

Переупрямить потребительскую инерцию, впрочем, можно. Если действовать социалистическими методами: так, в 1930-е – 1950-е москвичей практически отучили покупать товары на рынках. Для этого потребовалось закрыть стихийные рынки, а цены в государственных магазинах сделать демпинговыми, под стать средним зарплатам.

Результат – с 50-х годов рынки в городах стали местом покупок «для богатых», а в 80-х советский обыватель уже полностью отвык в них закупаться. Когда продукты на короткое время исчезли из госторговли, это было воспринято как «продуктов нет вообще»… Другая революция – ларьков и супермаркетов – пришла в 90-е.

Иными словами: для слома потребительских привычек и нарастания новых необходима смена общественной формации, что бы это ни значило. Затевать же громкие и затратные кампании по насаждению «неформатной» для нынешнего времени торговли – значит заведомо терять вложенные деньги. Или для такой кампании надо быть коммерческим гением масштаба Чичкина – тогда, при условии, что тренды пойманы верно, может и получиться.

Пока же узкоспециализированные магазины в Москве очень немногочисленны – а процветают только те их них, в которые ездит по привычке «вся Москва». Из магазинов-долгожителей этого формата сейчас в строю остался ровно один – чаекофейный на Мясницкой. Хотите продлить ему жизнь – не ленитесь, покупайте кофе именно там.

Фото из открытых источников в Интернете.

 Читайте также:

Детская площадка на костях

Хитровка: оборона старой Москвы

Дом снесли, людей избили, теперь изучим документы (+фото +видео)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
В фонд «Подари жизнь» подбросили коробки с патронами

В коробках были обнаружены 77 винтовых патронов к нарезному длинноствольному огнестрельному оружию

В Москве помолятся обо всех нуждающихся в помощи

Божественная Литургия пройдет 1 октября в Храме Христа Спасителя

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: