Приношение и поклонение

|
Рождественский проект «Дары» легко перешагнул границы «просто выставки» и превратился в фестиваль. Лекции, мастер-классы и круглые столы сопровождали выставочную программу «Даров» и прошли на самых разных площадках — от Музея архитектуры до приходского дома при храме Троицы в Хохлах. Организаторам удалось увидеть сложную проблему — отсутствие в Москве фестиваля современной христианской культуры. И не только увидеть, но и предложить свой вариант ее решения. Рождественский фестиваль в клубном формате — это удачная и очень перспективная идея.

1. О прошедшем фестивале

Рождественский фестиваль «Дары» был задуман летом 2013 года. В конце июля мне позвонили Сергей Некрасов и Миша Баринов и очень твердо сказали, что, несмотря на то, что выставки 2011–2012 годов не принесли ожидаемого результата, останавливаться нельзя, и выставочная деятельность должна продолжаться. Как ни странно, они меня убедили, и я предложил создать оргкомитет, в который пригласил искусствоведа Ирину Языкову, иконописца Павла Бусалаева, художника Гора Чахала и дизайнера Олега Пащенко. Не все они «дошли до финиша», но сам подход оказался очень перспективным. Мы сумели по-новому взглянуть на современное христианское искусство и сформулировать новые принципы своей выставочной деятельности. Я предложил назвать наш проект «Дары» и написал его концепцию.

Сергей Чапнин

Сергей Чапнин

При подготовке к выставке мы также решили создать содружество, объединяющее не только художников, но и всех, кто понимает необходимость развития современного христианского искусства. Так родился «Артос» — содружество в поддержку современного христианского искусства.

Летом, когда был задуман этот проект, нам трудно было представить, что он перешагнет рамки выставки и вырастет в фестиваль. Нам трудно было поверить в это даже в ноябре, за несколько недель до открытия первой выставки. Однако уже в первых числах декабря мы открыли фестиваль и его первое мероприятие — выставку замечательного каллиграфа и дизайнера Алексея Чекаля в культурном центре «Покровские ворота». На этой выставке были представлены семь строк из IV эклоги Виргилия, в которых многие христианские авторы видели пророчество о рождении в мир Спасителя. В те же дни Алексей провел мастер-класс по «сакральному дизайну» (да, термин не очень удачный, но другого у нас пока нет).

Затем были круглый стол «Религиозная тема в современной литературе» с участием известных писателей — Сергея Шаргунова и Майи Кучерской, лекция Ирины Языковой «Как развивается современная иконописная традиция?» и презентация сборника «Русский храм XXI века» с участием архитекторов Михаила Кеслера, Алексея Щенкова и других. Завершилась наша программа круглым столом «Христианское искусство в контексте современной культуры» с участием Алексея Лидова, Сергея Хачатурова и многих других.

Фестиваль "Дары"

Главным событием фестиваля, безусловно, стала выставка «Дары» в зале «Руина» и в цоколе Аптекарского приказа Музея архитектуры. Мы представили три направления — церковное искусство, храмовая архитектура и современное искусство. В каждом из направлений были свои удачи, но особенно я бы хотел отметить икону Филиппа Давыдова «Волхвы», которая была специально разработана и написана к рождественской выставке и стала основным символом нашего фестиваля.

Кстати, за прошедшие три недели мне не раз приходилось слышать, что многие мои друзья и знакомые впервые за много лет вспомнили о существовании Музея архитектуры именно в связи с фестивалем «Дары» и пришли на нашу выставку. Особо отмечу энтузиазм настоятеля и прихожан храма пророка Илии в Черкизове, которые не просто пришли к нам большой группой, но и попросили провести экскурсию.

Спасибо всем, кто пришел на наши выставки и мероприятия!

Фестиваль "Дары"

Но прежде всего мне бы хотелось сказать огромное спасибо оргкомитету фестиваля. Отдавая дань (может быть, даже напрасно) традиции последних лет, мы решили, что не будем говорить об оргкомитете, а выделим только двух человек в качестве кураторов. Тем не менее, выставка бы не состоялась, если бы с нами не было хотя бы одного из членов оргкомитета. Позвольте мне несколько слов сказать о каждом. Они, безусловно, этого достойны:

Гор Чахал — художник, сформировавший ту часть экспозиции, которая объединила представителей современного искусства;

Ирина Языкова — кандидат искусствоведения, один из ведущих специалистов в России по современному церковному искусству, доцент Библейско-богословского института им. ап. Андрея Первозванного и преподаватель Коломенской духовной семинарии, а с декабря 2013 года — решением Священного Синода — член Синодальной библейско-богословской комиссии, полностью сформировавшая экспозицию современного церковного искусства;

Сергей Некрасов — художник, член Союза художников, имеет многолетний опыт работы эксперта музейного дела в Управлении культуры, а также как Председателя Союза художников в ближнем Подмосковье. Имеет два высших образования, в т. ч. богословское, работает организатором художественных выставок в Музейно-выставочном центре;

Михаил Баринов — директор «Архитектурно-строительной компании (АСК) «Классика» и одноименной арт-галереи, выпускник МГИМО.

А также художников, иконописцев, скульпторов, архитекторов (это без малого 40 участников) — словом, всех, откликнувшихся на наше предложение.

Мы бы хотелось поблагодарить и всех, кто предоставил нам помещения для проведения выставок и встреч. Во-первых — руководство и сотрудников Музея архитектуры — Ирину Коробьину, Ирину Чепкунову, Марию, Анастасию, Полину. Нам понравилась атмосфера в ваших залах, хотя в последние дни в «Руине» было очень холодно!

Благодарим и центр «Покровские ворота» — Джованну Парравичини, Жана-Франсуа Тири и Ольгу Боярскую, с которым у нас давно сложились добрые отношения, и где мы уже не раз и не два делали выставки и проводили встречи. Также хочу поблагодарить общину храма Троицы Живоначальной в Хохлах и настоятеля протоиерея Алексия Уминского, а также Константина Бенедиктова.

…и всех наших помощников!

2. О христианском искусстве и современной культуре

Теперь постараюсь дать ответ на главный вопрос, который мне не раз задавали во время фестиваля: с какой целью мы проводили фестиваль «Дары»?

Одна из уже прозвучавших версий — мы налаживали диалог Церкви и современного искусства. Но, признаюсь честно, подводя итоги фестиваля, я не нахожу эту версию убедительной. Проблема связана с тем, что сам вопрос сформулирован неудачно.

На разных мероприятиях фестиваля настойчиво звучала не просто тема диалога (в единственном числе), а диалогов. Назову только основные:

  • диалог искусства церковного и современного,
  • диалог традиционалистов и новаторов в церковном искусстве,
  • диалог художника-христианина и светского зрителя.

О каждом направлении необходимо говорить подробно, но сейчас подчеркну другое: фестиваль «Дары» стал удачной площадкой для общения, где разные стороны и показывают, и говорят, и одновременно могут слышать друг друга.

Храмоздатель

Выставка убедительно показала, что у Церкви сегодня есть свое современное искусство. Пора отказаться от разговоров о том, что церковное искусство — это исключительно копирование образцов прежних эпох. Живая традиция церковного искусства представлена на нашей выставке целой плеядой ярких, состоявшихся иконописцев, скульпторов и художников. И мы можем говорить, что в последние годы сформировалось целое направление, которое можно назвать «Авторской иконой». Это уже не эксперименты, а широкий спектр авторских стилей состоявшихся иконописцев, которые много лет работают для современных храмов не только в России, но и далеко за ее пределами.

Но вернемся к концепции «диалога Церкви и современного искусства». В чем проблема такой постановки вопроса? Обратите внимание: никто не говорит о диалоге Церкви и, например, современной литературы или о диалоге Церкви и современного кинематографа. В книгах и фильмах последних лет убедительно присутствует и религиозный поиск, и церковная жизнь. Писатели и режиссеры ставят серьезные и сложные вопросы духовной жизни и ищут на них ответы.

В чем же дело? Почему диалога с Церковью так настойчиво ждет (или даже требует) только определенный круг современных художников? Не исключаю, что на этот вопрос сложно найти простой ответ. Здесь переплетаются разные мотивации и подходы.

С одной стороны, это одна из художественных стратегий. Тем, кто ведет об этом речь, нужен не столько диалог, сколько бесконечный разговор о диалоге. Никто не отважиться отрицать, что диалог как таковой важен, и отказ от него свидетельствует о замкнутом (сектантском) сознании. Да, но что в таком случае является предметом диалога и кто уполномочен представлять стороны, участвующие в диалоге?

Здесь вполне уместно привести одну любопытную аналогию. Десять лет назад я встречался с Антиохийским Патриархом Игнатием IV (+ 2012) и спросил его, как строится диалог между христианам и мусульманами в Сирии. Его ответ был парадоксальным: мы не ведем формальный диалог с мусульманами. Вы знаете, у них нет понятия авторитета и иерархии. Если мы в результате многолетних переговоров придем к соглашению с какой-то группой исламских богословов, другая группа скажет, что видит эту проблему иначе. Наша задача другая — свидетельствовать о Христе своей жизнью. Мусульмане должны видеть, как наша вера проявляется в нашей жизни.

Вернемся к современному искусству. В основе ожидания диалога (предполагается, что равноправного) со стороны некоторых художников лежит серьезная богословская ошибка. Церковь — не переговорный пункт. Человек или принимает святое крещение и становится членом Церкви, или отказывается от этого. Быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог как бы извне — это постмодернистская игра. Не быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог — это не что иное, как согласие на катехизацию, т. е. на знакомство с вероучением и церковной жизнью. Результатом катехизации должно быть крещение, т. е. вхождение в Церковь. Если стремящаяся к диалогу сторона имеет какие-либо другие цели, подлинный диалог вряд ли возможен, так как в основании его положена известная гордыня: попытка говорить с Церковью и с Богом на равных.

Для тех, кто объединился в сообщество «Артос», самое важное — именно свидетельство о Христе, о Жизни вечной. С этой целью мы разрабатывали концепцию фестиваля «Дары». Для нас же самих «Артос» — это не инструмент продвижения личных интересов, достижений или теорий, а среда общения.

Должен сказать, что для меня концепция фестиваля претерпела некоторые изменения или, лучше сказать, появилась возможность уточнить нашу концепцию. В последние дни фестиваля я по-новому прочитал известные строки из Евангелия от Матфея: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 10–11). Волхвы не просто принесли свои дары Богомладенцу Христу. Они, как говорит Писание, пав, поклонились Ему. Другими словами приношение даров неразрывно связано с поклонением Спасителю. Готовы ли мы искренне, исповедуя свою веру, поклониться Спасителю, принося свой дар?

Вот вопрос, на который и художники, и посетители выставки вольно или невольно дают ответ.

3. О дальнейших планах

Альманах «Дары». Фестиваль «Дары» оказался намного масштабнее, чем выставка в Музее архитектуры. И есть несомненная потребность сделать издание, которое отразит его события в некоторой полноте. Поэтому мы приняли решение издавать не просто каталог выставки, а новый альманах о современной христианской культуре, который будет называться так же — «Дары».

Альманах "Дары"

В Редакционный совет альманаха уже вошли — Ирина Языкова, Сергей Некрасов, Алексей Чекаль и Адриано дель’Аста.

Этот альманах рождается прямо сейчас, на ваших глазах. К сожалению, мы весьма скептически смотрим на возможность найти спонсора, поэтому решили идти другим путем. В январе мы приступили к сбору микропожертвований с помощью портала «Начинание.ру» (поддержать наш альманах можно здесь).

Выставки и конференции. Мы продолжаем выставочную деятельность и совместно с МАРХИ и журналом «Храмоздатель» проводим 12—27 апреля выставку замечательного польского архитектора Ежи Устиновича «Христианский храм: современность традиции».

В сентябре мы планируем проведение семинара на Сицилии, который соберет вместе христианских художников из Италии, России, Австрии, Испании и ряда других стран.

Наконец, обсуждается возможность проведения рождественской выставки в Нью-Йорке в следующем году.

Рождественский фестиваль «Дары» 2014/2015. Нашим флагманским проектом остается Рождественский фестиваль «Дары», который откроется в декабре. Нам очень понравился клубный формат фестиваля, и мы сохраним его и в будущем. Заявки на участие в фестивале можно присылать уже сейчас, а кураторов выставки оргкомитет определит в начале лета.

Просим ваших молитв и приглашаем к участию.

Поддержать альманах и сделать пожертвование на его издание можно на сайте «Начинание.ру»

Группа «Артос» в фейсбуке

Фото Анны Гальпериной, Владимира Горбунова, Владимира Ходакова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
“Дары”: искусство к Рождеству

Искусство двадцать первого века органично вписалось в пространство, созданное в веке восемнадцатом.

Храмы будущего. Традиции в зодчестве дополнят инновациями (+ фото)

На протяжении последних 500 лет образ храма динамично развивался. И если сравнить, как строили храмы, например,…

В Третьяковской галерее представят “разгаданную” картину Андрея Иванова

Картина — часть второго заказа для Андрея Иванова от русского церковного представительства в Пекине

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: