Проблемы современного православного Интернета

|

Другие
материалы секции

Что мешает православному Интернету развиваться, какие проблемы на сегодня являются самыми актуальными. Может ли работа православных сайтов порочить Церковь, чем чревата индивидуализация – над этими вопросами в докладе на Интернет-секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений размышляет главный редактор портала “Православие и мир” Анна Данилова.

Православный Интернет сегодня – это один из самых развитых сегментов рунета: немного найдется других областей в некоммерческом сегменте, например образовательном, которые содержали бы такое разнообразие сайтов, жанров, информации всех типов – текстовой, аудио и визуальной, для такого широкого круга аудиторий. Растет профессионализм проектов и их посещаемость, опыт создания качественных сайтов без финансирования стремятся перенять и светские СМИ.  Тематическим нишевым изданиям, пишущим о культуре и нравственности неимоверно сложнее сформировать постоянную и большую аудиторию, и тем не менее, сегодняшний уровень развития с успехом доказал востребованность
православного Интернета.

К основным проблемам православного Интернета, препятствующим его качественному развитию, можно отнести:

1. Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и священников – в Интернете;

2. Несоответствие проекта заявке;

3. Индивидуализация и неумение авторов проектов сотрудничать;

4. Появление лжеправославных сайтов и мошенничество;

5. Застой в развитии.

Порочащее Церковь и христианство поведение православных – мирян и
священников – в Интернете

“Вначале завоевать любовь, а потом нести слово”, писал святитель Николай Японский, никогда не позволял он себе оскорбить религиозные чувства японцев и тем стяжал их глубокое уважение уже в молодые годы, до того, как его проповедь стала приводить ко Христу языческих жрецов. Увы, в православном рунете все сильнее тенденция ударить словом побольнее, вынеся любовь, от которой, по мнению некоторых, и до человекоугодия недалеко,   за скобки.

– Незнание и несоблюдение законов полемики и риторики может приводить к тому, что материалы, которые должны обличать грех, грубо и незаслуженно оскорбляют людей, в зависимости от предмета публикации – от католиков и мусульман до, скажем, православных работающих матерей. Авторы подобных публикаций нередко не желают нести ответственности за свои слова. Так, некоторое время назад решением прокуратуры был закрыт просветительский сайт, разместивший неуважительный и грубый текст в отношении представителей другой религии. Тогда владельцы сайта
решили восстановить проект на другом хостинге и домене, но скрыв данные о владельце сайта, а из контактной информации оставив лишь адрес почты на бесплатном сервере, переложив, таким образом, всю ответственность за проект на провайдера.

–   Остро стоит проблема поведения православных в комментариях, блогах и форумах: “Для проповеди Слова Божия надо использовать любые возможности, которые предоставляют современные технологии, в том числе и Интернет, в том числе и жанр “Живого журнала”. И наверняка найдутся священнослужители, которые на высоком уровне будут осуществлять это свидетельство”, сказал недавно Патриарх Кирилл. Однако не все участники дискуссий показывают высокий уровень. “Стеб, ироничное осмысление церковной жизни, а на самом деле – злоба, особенно разлиты в блогосфере, тон многих из этих дискуссий является “удобрением, которое порождает церковные конфликты “, – констатировал священник Владимир Вигилянский.

Здесь нельзя не отметить, что опыт нашей редакции в ведении английского сайта говорит о том, что иностранные читатели, часто протестанты и католики, оказываются на много ступеней выше нас в вежливости и доброжелательности.

Грубое слово, раздражение, осуждение, а еще и лицезрение этой грубости со стороны, в истеричной многостраничной ругани,   может оттолкнуть человека от Церкви. Каждый христианин во всех сферах своей жизни должен помнить, что по его поведению будут судить о Церкви. Если это непросто в реальной жизни, то в Интернете, в условиях письменной коммуникации, нельзя не взвесить тщательно каждое слово, обдумав, чего будет больше от написанного текста, вреда или пользы, отложив написанное на несколько дней или хотя бы часов, чтобы перечитать на свежую голову. На Правмире целый раздела специально посвящен культуре ведения полемики и спора , правда большим спросом он пока не пользуется.

Тесно связана с этим проблема экспертности: «”Мнение рядового священника многие люди готовы отождествлять с мнением всей Церкви. И, несомненно, такая проблема может возникнуть и в связи с участием духовенства в такого рода
миссионерской работе”, – подчеркнул Патриарх Кирилл. Более того, для светской аудитории часто и мнение обычного мирянина отождествляется с мнением Церкви. Издания, более Интернет, чем печатные, полагают нередко, что священный
сан означает экспертность во всех областях. Священники и миряне пишут статьи, выражающие, как им кажется, православный взгляд на проблемы физики, химии или военной истории, и эти материалы, воспринимаемые как мнение Церкви, вызывают недоумение светских специалистов. Эту ситуацию сможет исправить, с   одной стороны, осознанием ответственности за свои слова, а с другой, указанием изданиями помимо сана основания экспертности.

Например читатели и издатели должны видеть разницу между «Протоиерей Иоанн Иванов, историк-любитель», или «Протоиерей Иоанн Иванов, доктор исторических наук».

Проблема несоответствия заявки и содержания

– Регулярно к различным церковным мероприятиям запускаются сайты, происходит их громкий запуск, рассылаются пресс-релизы, которые анонсируют эти сайты как уникальные проекты, и которые можно прочитать даже в федеральных СМИ, в
кратчайшие сроки сайт затухает, количество пресс-релизов превышает количество текстов на самом сайте.

Например, сайт проповеди по мобильному телефону «Узнай у священника» был запущен менее полутора лет назад: 86 материалов в СМИ, 19 000 страниц Яндексе. Сайт давно не работает, как и сама служба.

Это значит, что проект делается для галочки в системе отчета по гранту, или что организаторы не понимают, хотят ли они создать сайт для пресс-релизов, тогда он не нуждается в столь интенсивном освещении, или же это должен быть серьезный
проект, тогда каковы ресурсы для его продолжения?

Второй аспект этой проблемы – низкий уровень информирования о существующих сайтах:

Православных ресурсов – огромное количество, однако о большинстве из них знают немногие. Более того, в среднем человек может посетить 5-6 сайтов в день. Из-за этого развитие Интернета происходит экстенсивно – становится все больше частных проектов, а вместе с тем посещаемость православного рунета растет медленнее, чем Интернета в целом, посещаемость самых крупных ресурсов не дотягивает до посещаемости средних светских порталов. Давно пришло время для интенсивного развития и консолидации. И здесь мы наблюдаем почти полное фиаско. За исключением редких случаев поглощения одного проекта другим в интернете нет случаев   объединения усилий нескольких проектов.

Эффективность нашей проповеди зависит от того, насколько мы сможем стать едиными, насколько мы готовы сделать сильными те сайты, которые должны стать лицом православного Интернета, и у которых не хватает ресурсов для развития. До тех пор, пока мы живем по законам индивидуализма, мы так и останемся второстепенными нишевыми проектами.

Индивидуализация приводит к еще одной проблеме: нужные проекты угасают. Существует посещаемый сайт, который вдруг исчезает из сети по личным обстоятельствам владельца, который решил его не поддерживать. Так произошло,
скажем, с сайтом http://pagez.ru/   – работающим с перебоями уже несколько месяцев, не доступный в настоящий момент. К администрации сайта обращались многие коллеги с предложением помощи или покупки – и портал «Богослов.ру», и
«Православие и мир» – скопировать контент несложно, но ведь люди приходят на ставший им нужным ресурс и оказываются перед грозной записью «аккаунт недоступен». Почему не предложить передать его другому сайту?

Мошенничество

Православная аудитория Интернета   – хорошая мишень для мошенничества и обмана, это добрые люди, как правило, охотно готовые помочь. Поэтому все больше в сети случаев мошенничества.

– Создание коммерческих сайтов, которые от лица Церкви   собирают деньги на строительство храмов. Яркий случай такого мошенничества – массовое распространение информации о проекте строительства русского православного храма
Преображения Господня в районе горы Фавор в Израиле, который осуществлял так называемый «Благотворительный фонд Символ-веры» под руководством некоего господина Бялика. Активная реакция православного сообщества
привела к тому, что на сайте было объявление о том, что к Духовной миссии в Иерусалиме сайт отношения не имеет. Однако прибыльный бизнес продажи записок и свечей остался, да и сколько еще таких проектов в сети? Что с этим делать? Можно создавать списки и реестры, но узнает ли о них аудитория?

– Нездоровые люди или провокаторы берут фото священников и от их имени создают свои блоги и ресурсы. Такие вопросы, чаще всего, легко решаются с помощью обращения к администраторам ресурсов, однако на установление таких провокаторов уходит немало времени.

– Мошенники рассылают по православным сайтам просьбы о финансовой помощи, и многие сайты публикуют эту информацию, не проверяя. Так, на «Православие и мир» приходит несколько таких просьб в неделю и всех мы адресуем на сайт  miloserdie.ru, где специальная комиссия проверяет подлинность просьбы. Мы говорим, что если просьбу опубликует милосердие.ру, мы будем рады ее перепечатать. Ни одного раза нам даже не ответили на такое письмо. Это еще раз доказывает, что размещая просьбу о помощи авторы сайта также несут ответственность перед читателями за ее достоверность. 

Застой в развитии

Возвращаясь к теме о расширении аудитории и том, как сделать православный сайт интересным более широким массам, подчеркнем необходимость поиска новых форматов текстов, мультимедийного развития, оперативности реагирования и умения подавать материал. Постоянно звучат сетования об отсутствии церковной аналитики. Действительно, светские СМИ быстро реагируют на все события, дают инсайд, справки, аналитические обзоры, видеокомментарии, а православные ресурсы нередко реагируют на событие републикацией сухого пресс-релиза или текста, не отвечающего на запросы аудитории. «Отвечать на вопросы людей, говорить о том, что волнует людей» – так была сформулирована основная задача церковных СМИ на прошедшем фестивале «Вера и слово» большинством участников, «и меньше бояться», отметил в интервью правмиру заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.   Мы должны уметь достойно и профессионально отвечать на вызовы журналистики, и уметь дать ответ на то, что волнует читателей, и так, чтобы доверие к православным изданиям возрастало. Это предполагает и минимизацию халтурного отношение к своему делу, нередко встречающееся у создателей Интернет-проектов, работающих за небольшие деньги (и реже у тех, кто работает совсем бесплатно!) – если мы взяли на себя ответственность, то должны доводить дело до конца, независимо от того, получаю ли я столько, сколько хочу за эту работу.

Резюмируя все сказанное выше, подчеркнем, что ответственность за свои слова и работа над профессиональным, взвешенным подходом к проектам и главное – стремление к единству и консолидации –    приоритетная задача для
православного Интернета на сегодняшний день.

Завершая доклад, хочу рассказать о главной для нашего сайта новости на сегодняшний день.

Журнал о православной жизни “Нескучный сад” и портал “Православие и мир” решили объединить усилия в интернет-пространстве. Начиная с этой недели на портале pravmir.ru “Православие и мир” появится раздел 

“НС-online”, где будут публиковаться все свежие материалы бумажной версии “Нескучного сада”. 

Итак, сегодня «Нескучный сад» и «Православие и мир» стали единым

Интернет-проектом, приглашаем всех к сотрудничеству!


Фото © Олег Коновалов
fotogalereia.ru

 

Проверка домена

Проверить домен и произвести проверку того, кто является владельцем домена можно на соответствующих сервисах.


Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.