Проблемы с коринфянами: От апостола Павла до святителя Климента

|
С Коринфом намучился не только апостол Павел, но и святитель Климент, чья память празднуется Церковью 8 декабря. О том, что особенного было в этом городе, и чему его история может научить нас, – диакон Павел Сержантов.

В одной семье рядом с благополучными детьми может оказаться – проблемный ребенок. И общение с ним складывается непросто. Хотя он такой же родной, как все его братья и сестры. И такой же любимый. Правда, от него у папы-мамы сплошная головная боль, без конца проблемы. Примерно такой случай был с коринфской общиной у апостола Павла.

Диакон Павел Сержантов

Диакон Павел Сержантов

Во многих городах апостол основал церкви. И нигде не имел он столько проблем, как с Коринфом. Вспомните его два Послания к коринфянам. Первое послание настолько обличительное – огнем жжет. Жесткое наставление подействовало на коринфян так успешно и так сильно, что после него апостол специально пишет утешительные строки Второго послания. Это чтобы коринфяне не унывали.

Некоторые подозревают, что были отправлены еще целых два послания апостола Павла к коринфянам, только они до нас не дошли. Не будем гадать о том, что не сохранилось. До нас дошли два послания апостола, и еще у нас есть послание к коринфянам святого Климента Римского (память его приходится на 8 декабря). Послание Климента по своему характеру опять-таки обличительное.

Что же это за место такое, Коринф?

Один библеист объяснял ситуацию в городе: Коринф – крупный порт, отсюда постоянное бурление самого разношерстного народа, идет бойкая торговля, кипят финансовые потоки, предлагаются все новые и новые товары и услуги, соблазны подстерегают людей на каждом шагу.

Короче говоря, Коринф – громадный клокочущий рынок. Представьте, как на этом рынке непросто возрождать к духовной жизни людские души, какими усилиями созидается церковь, как тяжело поддерживать в ней порядок. И в середине первого века христианской эры – и в конце первого века, когда к ней писал Климент Римский, – коринфская община была проблемной.

Начинает святой Климент с похвалы коринфянам, затем переходит к обличению:

«Всякий мятеж и всякое разделение было вам противно. Вы… не скучали делать добро… Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный». А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор» (Святого Климента епископа Римского к коринфянам послание I. гл. II-III).

Святитель Климент Римский

Святитель Климент Римский

Итак, после сравнительно мирной, радостной жизни в коринфской общине вспыхнул раздор и раскол. Почему так произошло, владыка Климент объясняет стихом из Писания Ветхого Завета: «Он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный» (см. Втор. 32:15, по Септуагинте).

Мирная изобильная жизнь сделала народ Божий разжиревшим, то есть пресыщенным и напыщенным. Люди загордились, стали непокорными, подзабыли, что все блага от Бога. Принялись соизмерять свое личное достояние с благами собратьев. Отсюда разгорелась зависть и вражда.

Епископ Климент помогает несчастным возгордившимся людям прийти к смирению и положить конец взаимной вражде:

«Удалились правда и мир, – так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его… но каждый последовал злым своим похотям… примите вразумление к покаянию. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его» (Там же. гл. III, LVII).

Согласимся: лучше для людей быть невеликими и уважаемыми в Христовой пастве, нежели казаться высокими и оказаться в стороне от Христа.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге?

Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится

Самый сложный святой отец

Нелегко дается людям богословская наука преподобного Максима. Но это их не останавливает. Что же в нем…

Апокалипсис святого Ерма

Все знают про Откровение, бывшее Иоанну. Но было еще одно, которое не вошло в Библию

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: