Профболезнь Иаира

Цинизм – «профессиональная болезнь» верующих людей. Ей могут быть поражены миряне, священники, епископы, патриархи и папы. Ей могут болеть профессионалы церкви – иконописцы, певчие, гимнографы, зодчие и ученые. Лекарство от нее преподается в отрывке Евангелия, в котором описывается исцеление дочери начальника синагоги Иаира.

Основная причина болезни – потеря веры. Человек умом, может быть, понимает, что Бог есть, но он Его не видит рядом: ни в себе, ни в других ни, вообще, в мире. В душе больного умирает Христово Рождество. Из сознания уходит Христос, пришедший в мир. Его место больной определяет где-то далеко на небе. Бог становится некой виртуальной реальностью, как спящий директор. Делаются дела, работает канцелярская епархиальная машина, пишутся накатом иконы, поются ноты, что-то строится, накапливаются деньги, и это кажется исчерпывающим и важным делом. Причем, дело становится во главу угла, вытесняя из процесса людей, смысл, мысли о смерти и даже Бога. Дело подчиняет себе жизнь, убивает время и порабощает людей и превращает христиан в обычных бизнесменов, случайно оказавшихся в церкви.

Если человек потерял веру вне церкви – это полбеды. Но вот если вера потеряна внутри церкви – это настоящая беда. Лучше «недоверить», чем «переверить». У маленькой веры есть резерв неузнанной святости. А вот человек, ставший циником внутри церкви, обречен. Этот спазм не лечится людьми или само собой. В этом случае Богу остаются только хирургические методы лечения.

Таким человеком, потерявшим веру на службе Богу, стал евангельский начальник синагоги Иаир. В нашей системе табели о рангах – это настоятель храма. Слова Христа, обращенные к нему, говорят о финальной стадии болезни

– Не бойся, только веруй

Без веры жить сначала весело и выгодно, но потом наступает тяжесть и страх. Страх остаться без денег, без здоровья, без покровительства, без места, без связей, без детей. И этот страх нарастает как лавина. Страх – финальный синдром.

С Богом, наоборот – покой, мир, уверенность. Разве может меня бросить любящий Бог?

Слова : Не бойся, – говорит о том, что в человеке поселился страх.

– В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви, – сказал апостол Иоанн

Значит, у Иаира уже не было не только веры, но любви к Богу.

И вот, как это часто бывает, Христос дает запутавшемуся человеку мастер-класс, не Сам, но через тех, кто умеет решать проблемы посредством веры. На этот раз мастер-класс был от кровоточивой женщины.

Все кто болел тяжелой или смертной болезнью и выздоровел, знают, что сначала перемена жизни и лежание в больнице возбуждают душу. Человек бодро молится, читает каноны с акафистами, жадно прислушивается к бывшим чудесам и ищет святыни для поклонения. Но потом молитвенный пыл спадает и постепенно в душе устанавливается сухая и жаркая пустыня, где вместо солнца боль.

Сил едва хватает на то, чтобы с огромным трудом выдохнуть лишь одно слово

– Иисус,- в котором умещается все

Молчание неба уже кажется справедливым:

– Я, в самом деле, дрянной человек. Я всем в тягость. Мною измучены родственники и друзья. И кажется, мной, гнушается Сам Бог и поэтому Он молчит. Он забыл меня.

Вспоминается молитва отчаяния праведного Иова:

– И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.

И из последних сил вздохнешь, раздувая последнюю искру веры:

– Но только не молчи – я не могу без огня; Я все стучусь у дверей: Так Господи мой Боже, помилуй меня!

Но в этом и секрет. Когда тетрадный лист души становится чистым, он делается готов для того, чтобы на нем Господь написал все заново. В медицине есть лекарства, ставящие организм на грань смерти или катастрофы, с таким расчетом, чтобы, все –таки, свои клетки и ткани остались целыми, а организмы вторжения погибли. Так же действует высокая температура, сжигающая микробов-интервентов.

Таким повышением температуры стала для Иаира болезнь дочери. Смерть и болезнь детей ужасны в любом возрасте. Но смертная болезнь двенадцатилетнего ребенка полна особого драматизма. Это уже не бессмысленный ребенок, а почти взрослый. Но такой взрослый, которой еще не усвоил смертные грехи и не сроднился с пороком. Естество его максимально приближено к разумной райской природе. Нежность, ум и любовь в нем достигают гармонии, которая может вернуться, при хорошем стечении обстоятельств, лишь в старости.

Иаир понимает, что любимая девочка умирает и готов на все: выйти в толпу черни, кричащей и жаждущей чего-то достать даром у незнакомого проповедника. Он, честолюбивый слуга Бога, готов унизиться перед каким-то бродячим кумиром, у которого очень плохой имидж. Он готов вытерпеть позор за позором ради любви к дочери. Христос занят простой женщиной и не смотрит на него. Иаир стоит рядом, с сердцем, разрывающимся от горя на части, и видит, как Иисус совершенно не торопится к нему в дом. Он, привыкший к почести, отодвинут ради какой-то нищей плебейки, осмелившейся в позорной болезни войти в народ.

А Христос это делает намеренно. Он ждет, когда душа начальника полностью переформатируется, полностью очистится от той лжи, которой жил Иаир. И только тогда, когда в душе служителя воцарилась горячая пустота Христос обращает к нему Свой лик.

Войдя в дом Иаира, Христос косвенно указывает ему на ложь и лицемерие, заполнившее его дом.

– Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Бывшие в его доме плакальщики рыдали притворно, так как в одну минуту они оказались готовыми засмеяться и начать ерничать. Но в душе Иаира затеплилась искра веры, родившаяся на площади. Он видел исцеление женщины, которой Христос сказал:

– Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

То есть: будь смелой в вере. Слова противоположные тем, который услышал церковный начальник. Из слов Иисуса ясно, что она имела веру, но ей следовало быть дерзновенней по отношению к любимому и любящему Богу. Ей не стоило думать о себе так, что не достойна чуда и внимания Бога. Низкая самооценка неуместна перед любящим Отцом.

Богу угодны люди служащие Ему в духе, и Он бережет их с усердием. Ради души Иаира Христос пришел в этот город, в этот дом, к этому человеку. Верующих в Христа начальников народа было так мало, что даже ради одного из них стоило свернуть с пути.

Эти чудеса не входили в планы Господа. Распятие не должно было прийти слишком рано. Количество и качество учеников должно было достигнуть некоторого уровня, после которого их можно будет оставить одних. И поэтому, после внепланового чуда, Иисус просит Иаира не мешать Его планам и молчать о чуде. Его миссия не могла быть открыта раньше времени. Как мы видим позже, это были обоснованные предосторожности, так как были люди, готовые неожиданно и силой сделать Христа царем.

Чудо о Иаире и женщине – это акт чистой любви, растопившей одно оледеневшее сердце и укрепившая другое сердце, не расставшееся с верой в трудностях.

Этот эпизод говорит о том, что история Христа и Его отношения с людьми не есть расписанный сценарий и четко выполняющийся план. Это живое общение живых душ. Это любовь, а любовь не бывает расчетливой.

Странно, что среди тысячной толпы лишь только двое приняли милость Бога. Не потому что выиграли лотерею чудес, а потому что связали надежду с Богом. Двое на весь город догадались увидеть в Христе Бога любви. Остальные связали свои надежды с криками и попыткой попасться на глаза неведомому пророку. Очевидно, в желаемом чуде они искали не Бога, а здоровье, удачу, долголетие, силу, взятые сами по себе.

Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она?

Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми. Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры. Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви. Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами. И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу.

Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов:

… В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их. Восклицают под голос тимпана и весе­лятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в пре­исподнюю. Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих… А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра.

Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги.

В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти. И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха. Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не по расчету, а по любви, и нечаянно утратил ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.

Отец Небесный, как и земной родитель, сначала уговаривает человека не грешить добрыми словами. Если человек не слушает Бога и вредит своей душе, то Господь ограничивает возможность грешить скорбями, до тех пор, пока человек не войдет в ум, а затем предлагает лекарство.

В качестве лекарства начальнику синагоги был предложен пример кровоточивой женщины. Ему было показано, что ни деньги, ни связи, ни служба, ни что-то иное не заменят Бога, без которого это все рано или поздно рассыплется.

Мы должны быть очень внимательны тогда, когда видим что из наших дел, служения, общения и привязанностей уходит вера, как ощущение близости Бога. Это начало катастрофы, связанной с потерей веры. Если мы видим, что из нашей жизни и служения уходят дары духа, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, то это говорит о профболезни Иаира и нам стоит задуматься о лечении, не доводя дело до «хирургического» вмешательства или смерти души.

Взыщи меня Господи, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Почему мы не понимаем Бога?

Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!