Прокуроры и проповедники

|
Почему объявление свидетелей Иеговы «экстремистами» – не самый достойный и эффективный способ утверждения истины, объясняет Сергей Худиев.

Как сообщает «Интерфакс», суд в Ростовской области приговорил к различным условным срокам 16 «свидетелей Иеговы», которые обвинялись в том, что продолжали свою деятельность, несмотря на запрет организации, и даже вовлекали в нее несовершеннолетних. Должен сказать, что меня не радует эта новость. Не потому, что мне нравятся «свидетели» как организация.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

«Свидетели Иеговы» – культ, который подчиняет людей не слову Божию, а «руководящей корпорации», и вероучение которого знаменует решительный разрыв с апостольским христианством. Это грубое лжеучение, рассчитанное на людей, с одной стороны, ищущих Бога, с другой – совершенно не сведущих в Писании и христианской вере.

Никоим образом не собираюсь выступать в защиту этого культа – но хотел бы высказаться в защиту других вещей. Свободы вероисповедания и закона.

Неизбежное следствие свободы – не все пользуются ею хорошо. Некоторые, как мы знаем, воспользуются своей богоданной свободой настолько плохо, что окончательно упрутся против благодати Божией и погибнут. Тем не менее, Бог создал людей свободными – потому что другие, хорошие вещи, такие как искреннее благочестие, любовь, да и всякая добродетель, возможны только по свободному произволению.

Мы с вами общаемся при помощи интернета, и это изобретение открыло нам уникальные, неслыханные ранее возможности для учебы, благовестия, мы получили доступ к сокровищам человеческой мысли и культуры, немыслимый еще пару десятилетий назад. Но в том же интернете много зла и греха – злобных, подстрекательских речей, ненависти, презрения, порнографии, да и тех же лжеучений. Можно ли пресечь всё это зло? Да, но тогда бы мы лишились и тех благ, которые мы находим в сети.

Раз мы принимаем интернет и те блага, которые он дает, мы вынуждены принимать и то, что не все люди воспользуются им так, как мы бы хотели.

Это так и с общественной свободой – раз у нас, как граждан, есть гарантированная конституцией возможность молиться Богу по своей вере, у других граждан (по той же конституции) есть возможность молиться по их вере. У нас могут быть все основания полагать их веру глубоко ошибочной – но Бог создал их, как и нас, свободными, а значит – способными заблуждаться. Они могут свободно исповедовать ересь, мы можем свободно исповедовать православие (и обличать ересь).

Их обращение к Истине должно состояться по их свободному произволению, потому что они сочтут доводы людей Церкви убедительными – а не потому, что государство их принудило. У меня есть знакомые, оставившие «церковь свидетелей Иеговы» – и они сделали это, потому что пришли к выводу об ошибочности их учения, а не потому, что их заставило государство.

Хуже того, давление со стороны государства может убеждать культистов в их правоте – ну нам же говорили, что Всемирная Империя Лжерелигий будет нас кусать, бить и обижать – а вот она в дверь как раз и звонит.

Психологически культы нуждаются во внешнем давлении, чтобы поддерживать в своих членах сознание избранности, гонимости и того, что единственное место, где их любят и принимают – это культистские общины. Тут как в известном стишке про то, как солнце и ветер поспорили, кто быстрее снимет плащ с путника. Чем сильнее дул ветер, тем сильнее путник кутался в плащ, но когда пригрело солнце, он сам снял его. Давление на культы может производить обратный эффект.

Я понимаю простодушную реакцию многих: СИ – это еретики, ересь – это плохо, то, что их погнали – это хорошо. Это не хорошо, и это никак не поможет их обращению к Церкви и спасению их душ. Даже очень хороший прокурор – никуда не годный миссионер.

Другая проблема – расшатывание свободы совести в близкой перспективе может ударить по нам самим. Сейчас нет заказа на зачисление православных в экстремисты – но мы не можем быть уверены, что его не будет в будущем.

СИ, конечно, еретики, культисты и т.д., но не экстремисты в обычном смысле слова – я не слышал ни о каких терактах, устроенных СИ, и ни о каких поднятых ими мятежах. Если любую неприятную, но при этом ненасильственную группу можно записать в «экстремисты», это опасно расшатывает закон. Это как главный санитарный врач у нас находит (или не находит) заразу в продуктах, в зависимости от политической обстановки. Это сильно подрывает доверие к медицинской стороне дела – что же, до этого в продуктах не было заразы?

Всем понятно, что зараза не имеет отношения к делу, и что это прикрытие для решения совсем других задач. Так и ярлык «экстремизм» в данном случае не имеет отношения к делу – власти хотят закрыть эту группу, и они ее закрывают, а закон тут играет инструментальную роль.

Члены культов, как люди религиозно ищущие, должны быть первыми из внешних, к кому Церковь обращает свою миссионерскую проповедь. Я очень хотел бы, чтобы это православные звали людей на занятия по изучению Библии. И я знаю, что кое-где зовут – но пока это не приняло достаточно массового характера.

Преодоление лжеучений должно совершаться через проповедь истины. А для этого и мы, которые проповедуем, и они, которым мы проповедуем, должны находиться на свободе.


Читайте также:

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Почему не надо преследовать «Свидетелей Иеговы»

Человеческая совесть принадлежит Богу, а не государству

«Разбил окно сектанту? Наш человек!»

Кинуть камень в окно сектантам – гораздо проще, чем бросить пить и изменять жене

Об одной логической ошибке

Критиковать харизматов нужно за их вероучение, а не за убийства

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!