Проповеди А. Уминского

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 49, 2007
Проповеди А. Уминского

Хождение по водам
Мф 14:22–34; ткж Мк 6:45–53; Ин 6:16–21

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о том, как Господь оставил Своих учеников одних плыть по Галилейскому морю, а Сам остался на берегу, чтобы помолиться. Ветер дул противный, бушевали волны, лодка, в которой плыли Апостолы, терпела бедствие. В четвертом часу утра Господь пошёл к ним по водам. Для Апостолов пришествие Христово в момент их бедствия и полной беспомощности казалось неестественным и совершенно нереальным. Они испугались Его, как призрака. А Господь сказал им: “Это Я, не бойтесь”. И вот Пётр на это утверждение присутствия Господа в их беде произнёс совершенно непостижимые слова: “Господи, если это Ты, то позволь мне идти к Тебе по водам”. “Иди”, — ответил Господь, Пётр вылез из лодки, вступил в бушующую стихию и пошёл ко Христу. В это время ветер усилился, Пётр испугался, стал тонуть, и просил — “Спа­си меня!”. И Господь простёр к нему Свою руку, вытащил из воды и сказал: “Маловер, зачем же ты усомнился?”. А Апостолы, увидев это чудо, поклонились Христу со словами: “Воисти­ну Ты — Божий Сын”.

Ситуация удивительная для нас, хотя такая, казалось бы, естественная для Евангелия, потому что в Евангелии всё время происходят чудеса, постоянно показывается сверхъестественная сила Христа, Его Божественное вмешательство в силы природы, попрание законов земных и утверждение законов иного бытия. Для Евангелия это естественно, потому что это — жизнь Божественная, это пришествие Господа в силе, Царствие Небесное, которое должно осуществиться в каждом из нас.

А вот для нашей жизни это действительно совершенно непостижимо. Это трудно даже назвать чудом, потому что к чуду можно как-то прикоснуться, увидеть на примере других, как оно совершается. А это что-то из ряда вон выходящее. Как же так: в момент бедствия и совершенной беспомощности Пётр вдруг говорит: Дай мне идти к Тебе по водам. Апостолы — в бушующем море, где над беспомощным человеческим существом действует совершенная власть законов падшего мира, и он бессилен их победить. Христос только появляется вдали, Его пришествие для многих кажется совершенно нереальным, призрачным: только тень среди волн промелькнула, может быть, это и не Христос совсем… И только возглас — Это Я, не бойтесь, — утверждает, что в этой страшной и совершенно безнадёжной ситуации можно к Нему идти по водам.

Это абсолютно непостижимо: как Петру пришла в голову такая мысль? Как он решился на это в той ситуации? Ни тогда, когда Господь рядом с тобой, ни тогда, когда Он держит тебя за руку и всё ясно и понятно, и ты чувствуешь в своём сердце благодатное присутствие Христово. Действительно, со Христом легко. Бывают минуты, когда Господь даёт почувствовать Свою близость. В такой момент всё стоит на своих местах, всё кажется ясным в свете Христовой истины. Ты чувствуешь реальность присутствия Христова, ясным видится путь христианской жизни. Господь тебя посетил, и всё устроилось по милости Божией, и тогда легко сказать: “Господи, как хорошо нам с Тобой тут быть! Давай я буду с Тобой всегда!”, как сказал Пётр на горе Фаворской. Это нам знакомо и понятно.

Но вот когда вообще ничего не понятно, когда вокруг темень и мрак, когда стихия бушует кругом и опора уходит из-под ног, когда того и гляди потонешь в бушующем море и кажется, ничто тебя не спасёт… Ты слышишь, что Христос говорит, — Это Я, но Он ещё так далеко от тебя, к Нему ещё надо дойти по этому морю. И Пётр говорит: “Господи, повели мне к Тебе идти”. И Господь повелел. И Пётр — идёт — по волнам! Идёт и не тонет! Это действительно сознание истинной веры сердечной, когда Господь даёт возможность понять, какая вера всемогущая, как она может горы двигать, как вера способна в совершенно безнадёжной ситуации сделать человека непоколебимым и крепким.

Почему же Пётр стал утопать? Потому что в этот момент он вспомнил о себе. Когда он увидел и услышал Христа, сердце его наполнилось верой, он поверил этому слову — не бойся, и пошёл к Богу. Пошёл без всякого сомнения, потому что слышал, что Господь его зовёт, и единственное, о чём мог думать — как придти ко Христу, и больше ни о чём. Он не думал ни о море, ни о лодке, ни о волнах, потому что знал, что Господь рядом и с ним ничего не случится. И вдруг он вспомнил о себе, о том, что он в бушующем море, что волны такие огромные, что лодка уже далеко, что под ногами-то — вода… Как только он на секундочку забыл, что Господь его позвал, что Господь рядом, а вспомнил — о себе, о том, что он может утонуть, он стал тонуть.

Случилось то, что происходит с нами всегда: наше утопание, наше постоянное погружение в море происходит только от того, что мы всё время помним о себе, что мы ни на минуточку не можем забыть о том, какие мы бедные, какие мы несчастные, какие мы беспомощные, какие нас окружают совершенно невыносимые и непреодолимые обстоятельства жизни. Господь, конечно, нас зовет, но до Него ещё дойти надо, а море вот оно — под ногами. И когда мы так живём, когда так рассуждаем, вся наша жизнь является сплошным утопанием, погружением, сплошной погибелью. И только мысль: Господи, спаси, погибаем, — только наше к Нему вопрошение от сердца не дают нам погибнуть до конца. Потому что Господь здесь, всегда рядом.

В сегодняшнем Евангелии начертан путь жизни христианской. По-настоящему христианский путь может быть только таким, но мы так жить не умеем, даже помыслить о таком не мечтаем, и всё-таки по-настоящему путь ко Христу — это тот путь, который Пётр проделал сегодня для нас. Он показал, как надо идти к Богу, какими путями спасает Господь. Спастись можно только таким образом: выйти из утопающей лодки и пойти ко Христу по водам.

Это Евангелие очень трудно понять сердцем. Глазами можно его прочитать, умом можно понять, его знаешь, картины часто изображают, как Пётр идёт ко Христу по водам… Но вот ощутить себя в этой ситуации до конца, проявить это петрово мужество, петрову любовь и веру нам удаётся очень редко. И если мы постараемся так поверить Господу, как в эту минуту поверил Ему Пётр, если мы сердцем прочтём Евангелие и уверим себя, что какие бы волны вокруг нас ни бушевали, как бы ни тонул наш утлый кораблик, в котором мы пытаемся переплыть море житейское, Христос совсем рядом, и к Нему придти по-нас­то­я­щему до конца можно только по водам. Аминь.

2002 г.

День Всех святых в земле Российской просиявших
Неделя 2-я по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает о том, как Господь призывал Апостолов. Он встретил двух братьев, Андрея и Симона Петра, они оставили свои сети, потому что были рыбаками, и пошли за Христом, следуя Его словам: “Отныне сделаю вас ловцами человеков”. Далее Он увидел других двух братьев, чинивших сети, Иакова и Иоанна, и тоже позвал их за Собой. И те оставили отца своего, свои занятия и пошли за Христом.

Вот такое короткое Евангельское чтение, но оно о многом говорит. Оно звучит, когда Церковь празднует день Всех святых в земле Российской просиявших, то есть тех, кого мы сегодня в песнопениях называем нашими святыми родственниками, тех, которые соединили нашу русскую Православную Церковь, Церковь земную, с Церковью небесной, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского пола. Все различия, разделяющие людей в силу их человеческой немощи и греховности, стираются во Христе.

Мы должны понимать: всё, чем мы отличаемся друг от друга, все национальные, общественные, интеллектуальные и любые другие отличия — всего лишь факты падшей человеческой природы. Ничто не может отделить человека от человека, как и ничто не может отделить человека от Бога, кроме греха.

Празднуя сегодня память Всех святых в земле Российской просиявших, мы празднуем ещё и это преодоление, удивительное преодоление святостью всего того, что разделяет людей. В каноне, который мы читали вчера во время всенощного бдения, вместе с теми, кто действительно по крови, по национальности является русским, Церковь отмечает и тех людей, которых никак русскими назвать нельзя: Антоний Римлянин, пришедший из католической страны; Моисей Угрин, венгр, который просиял как киевопечерский преподобный; китайские мученики, пострадавшие в начале прошлого века за то, что выбрали Православие; огромное количество грузинских святых, которых мы празднуем наравне со святыми в земле Российской просиявшими. Это показывает, что нет различий между теми, кто во Христе, кто принимает истинную веру и, подобно Апостолам, может оставить всё, и отца своего, и отечество своё, и труд свой земной, и все земные пристрастия, и все земные свершения, и пойти туда, где нет ничего, что подчеркивало бы наше земное родство, нашу земную индивидуальность, какую-то особенность, отличающую нас от других и дающую возможность немножечко свысока смотреть на мир вокруг себя.

Все святые в земле Российской просиявшие дают нам не кровное земное родство, а родство, соединяющее нас с Отцом Небесным, с нашим небесным отечеством, в котором действительно все во Христе — новая тварь, все во Христе — новое человечество.

И вот, когда мы празднуем память наших родственников, которые своими подвигами, своими слезами, кровью своею освятили всю нашу землю, мы слышим Евангельский рассказ о том, что Апостолы, услышав зов Христа, всё оставили и пошли за Ним до конца. Это призыв каждому из нас. Это призыв наших русских святых, которые всё оставили для того, чтобы быть со Христом.

Читая Евангелие, мы иногда узнаём про Апостолов такое, что нас удивляет. Мы видим у них и слабости, и недостатки, и колебания в вере, и неровность духовной жизни, — всё то, собственно говоря, что нам присуще. С самого начала Евангельской истории до самого конца, до сошествия Духа Святаго, мы видим в Апостолах непостоянство, которое в нашей жизни очень часто разлучает нас со Христом, не даёт почувствовать внутреннюю опору, силу нашей веры. И тем не менее мы всегда видим Апостолов рядом со Христом, потому что в них было самое главное — глубокая решимость идти за Ним.

Об этом как-то сказал преподобный Серафим Саровский: святого от грешника отличает только решимость идти за Христом. Именно решимости нам так не хватает. И поэтому будем в сегодняшний день особенно просить наших русских святых, чтобы Господь даровал нам решимость всегда слышать глас Христов, призывающий нас, и отвечать на него словами, которые мы с вами читаем в Псалтири: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Аминь.

2004 г.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: