Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

Если часто исповедоваться, не превращается ли исповедь в формальность? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

— Отец Константин, в современной практике Русской Православной Церкви таинства исповеди и причастия напрямую связаны. Если человек причащается раз в две недели и чаще, не превращается ли для него исповедь в формальное перечисление грехов?

— Я слышал, что во многих местах за границей исповедь и причастие разделены. На воскресной и праздничной литургии причащается вся община, и далеко не перед каждым причащением прихожанин исповедуется. Если я не ошибаюсь, это практикуется в маленьких приходах, где священники хорошо знают всех прихожан лично, имеют представление о внутреннем мире каждого, его духовном устроении.

В современных российских условиях, особенно в Москве и Московской области, где прихожан очень много, причем не все они ходят каждое воскресенье, некоторые причащаются несколько раз или даже один раз в год, если просто разрешить всем причащаться без исповеди, это, скорее всего, приведет только к тому, что люди потеряют благоговение перед святыней, станут относиться к величайшему таинству как к одному из многочисленных обрядов.

Поэтому обычай исповедоваться перед причастием в наших условиях я считаю разумным и нужным, но надо понимать, что это именно обычай, а не канон и не догмат. И прихожанин, про которого я знаю, что он регулярно исповедуется и причащается, серьезно относится к своей духовной жизни, может просто подойти ко мне и сказать: «Батюшка, благословите причаститься». И я благословляю.

Но если он по каким-то причинам придёт в другой храм, в котором принято, чтобы перед причастием каждый подходил к исповеди и что-то говорил священнику, пусть следует тамошним обычаям. Это вообще не повод для спора. Глубоко человек кается или формально перечисляет грехи, зависит не от обычаев.

С другой стороны, не только среди новоначальных, но и среди тех, кто в Церкви с детства, есть люди, которые причащаются два раза в год. На мой взгляд, этого мало, но не могу же я им запретить причащаться и эти два раза? Разговаривал как-то раз с одним таким христианином, он сказал, что причащается на Рождество и на Пасху, а чаще ему тяжело. И что теперь? Отлучить его от Церкви? Или заставить причащаться чаще? Думаю, ни то, ни другое неправильно.

В идеале мы должны всей общиной причащаться за каждой литургией. Эта норма в первые века сложилась. Но сегодня от неё есть разные отступления, и не все они плохие. Ведь во многих больших храмах, в том числе и в нашем, литургия совершается ежедневно. Понятно, что вся община не может собираться каждый день, но я не считаю, что надо отменять ежедневные литургии и по будням вместо литургии читать часы.

А вот то, что некоторые прихожане причащаются всего несколько раз в году – отступление от нормы по нашим немощам. В Синодальный период это отступление стало признаваться нормой, считалось, что достаточно причащаться один раз в году, а пять раз в год — каждым постом и на День Ангела — уже много. Это совсем неправильный обычай, противоречащий церковной традиции, но ведь и в то время люди достигали святости. Если человек стремится к Богу, никакие правила ему не помешают.

В наше время, я считаю, церковная жизнь устроена разумней, чем перед революцией, и тем более незачем спорить о порядках. Боюсь, от таких споров будет больше вреда, чем пользы. Просвещать надо людей, публиковать книги и статьи о смысле Божественной литургии.

Слава Богу, сейчас изданы и популярны труды отца Александра Шмемана и других великих богословов нашего времени. Но, кстати, замечу, что если административно насаждать, то, что предлагал отец Александр, тоже добра не будет. Добрые обычаи должны вырастать из глубины приходской жизни. Жизнь нужно налаживать, а не администрировать на литургическую тему.

Беседовал Леонид Виноградов

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Архиепископ Иона: Священник – не вестник смерти

Когда родственники тянут до последнего, а потом уже поздно

Надо ли плакать о грехах

И почему это – не постыдно

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: